Posted 28 апреля 2017,, 10:24

Published 28 апреля 2017,, 10:24

Modified 12 ноября 2022,, 08:02

Updated 12 ноября 2022,, 08:02

Полноценный бизнес, который можно вести честно

28 апреля 2017, 10:24
Полноценный бизнес, который можно вести честно
Сюжет
ТГК-1

26 апреля в Санкт-Петербурге состоялся пятый российский международный энергетический форум, в рамках которого за круглым столом ПАО «ТГК-1», ПАО «МОЭК», ПАО «ОГК-2», АО «Газпром теплоэнерго», другие энергетические компании страны, а также представители органов власти пообщались на тему «Актуальные вопросы работы с потребителями на энергетическом рынке».

Надо сказать, что первое такое мероприятие в рамках проекта «Образцовый управдом» состоялось в декабре 2016 года и вызвало большой интерес со стороны представителей власти, энергетического рынка и сферы ЖКХ.

Этот инновационный проект был запущен компанией ТГК-1. Почему инновационный? Да потому, что если раньше на таких форумах в основном говорили о проблемах управляющих компаний, то благодаря ТГК-1, теперь об этом сегменте стали говорить, как о полноценном бизнесе, который можно вести честно.

Ключевые проблемы

Открыл мероприятие спикер круглого стола - заместитель генерального директора по развитию ПАО «ТГК-1» Эдуард Лисицкий:

«Для нас важно аккумулировать положительный опыт работы не только на Северо-Западе, но и во всей России. Уверен, что по итогам сегодняшнего круглого стола мы найдем пути выхода из той сложной ситуации, в которой сейчас находится сектор ЖКХ и совместными усилиями сможем повысить эффективность».

Заседание началось с выступление экспертов, оказывающих различные услуги в энергетической сфере, которые выделили ее ключевые проблемы.

Среди них: достаточно частое изменение законодательства, многоуровневость нормативных правовых актов, необходимость учета требований законодательства в различных отраслях, тарифное регулирование, нормативы, государственное участие в управляющих компаниях.

Если говорить о собственниках жилых помещений в МКД, то нередко они вообще затрудняются принимать какие-либо решения. Также страдает их гражданская активность и информированность о правах и обязанностях. Отсюда и низкое качество контроля за деятельностью управляющих организаций.

Но самая важная проблема сегодня, по мнению экспертов, — это недостаток платежной дисциплины. Простыми словами: люди не платят за потребление, как теплоэнергии, так и других коммунальных услуг.

Рассматривая структуру должников в нашей стране, то основными задолжниками за теплоэнергию в России являются управляющие компании и ТСЖ (59 %). Далее идут оптовые потребители-перепродавцы (22 %). Задолженность населения составляет всего 4%. Общая задолженность в европейской части страны равняется 7,6 млрд рублей.

Как же решить эту проблему?

Нашим правительством принята стратегия по развитию ЖКХ до 2020 года. Вот ее и придерживаются. И здесь следующие направления: обеспечение контроля со стороны государства и муниципальных органов, со стороны собственников, ресурсоснабжающих организаций, профессиональных сообществ исполнителей коммунальных услуг. А также повышение как лицензионных требований, так и требований в плане раскрытия информации к исполнителям коммунальных услуг (ИКУ).

Кроме того, необходимо сокращать количество ИКУ с государственным и муниципальным участием. В части ресурсо-снабжающих организаций (РСО) следующие тенденции: регулирование участия собираемости и упрощение процедуры расторжения договоров с УК , переход на прямые платежи с потребителями.

Есть необходимость и в альтернативных методах тарифного регулирования.

Что касается населения, которое является конечным потребителем услуг ЖКХ, то здесь аналогичные тенденции: увеличение ответственности, упрощение процедуры отпущения коммунальных услуг, упрощение процедуры взыскания задолженности.

По мнению экспертов, население также необходимо мотивировать на установку индивидуальных приборов учета, а к тем, кто не хочет этого делать — применять повышающий коэффициент при оплате услуг за теплопотребление.

Проблемный рынок

Далее участники мероприятия заслушали доклад о ситуации с неплатежами в Санкт-Петербурге. Это сегодня наиболее проблемный рынок тепла. Общая дебиторская просроченность по платежам на 1 января 2017 года составила 6 млрд рублей.

Одними из главных причин такого состояния дел стали: задолженность потребителей коммунальных услуг, проблема первичных неплатежей. Интересно, что 50 процентов этих неплатежей случились из-за того, что УК, ТСЖ их просто не начислили.

«Петербург - город большой, с активным коммерческим сектором в центре. Есть арендаторы жилых помещений первых этажей. Есть арендаторы, у которых имеется задолженность за пустующие помещения, принадлежащие казне. В бюджете просто забыли предусмотреть эту строку на содержание таких помещений», - посетовал выступающий.

В итоге, все эти причины, в том числе и низкий профессионализм руководителей да сотрудников управляющих компаний, были обсуждены с правительством Санкт-Петербурга. Появился план по их устранению. На некоторых руководителей даже завели уголовные дела. И есть первые результаты. Согласно данным по задолженности на первое апреля текущего года, до пяти процентов сократился ее прирост.

«От сокращения прироста перейдем к его прекращению и погашению. Деньги необходимы. И тепловые сети, и источники теплоснабжения требуют дополнительного финансирование ремонта, реконструкции».

Обсудив услышанное, участники круглого стола прослушали информацию о том, как обстоят дела в этом направлении в Москве. Выяснилось, что здесь все гораздо лучше.

Ситуация под контролем

По словам, Ильдара Нигматуллина, начальника управления службы планирования ПАО «МОЭК», большое внимание в столице уделяется организации схемы расчетов между РСО, исполнителями и внешними потребителями. Помогает им в этом деле соответствующий МФЦ, предоставляющий госуслуги по принципу одного окна.

Также идет постоянная работа по обучения сотрудников управляющих компаний. По некоторым направлениям разработана схема взаимозачетов.

В итоге, анализ применения новой схемы расчетов, которой охвачено более 80 процентов всех УК, показал увеличение сборов на 5-7 процентов.

Успехи Москвы связываются и с тем, что графики платежей еженедельно рассматриваются на заседаниях комитета городского хозяйства.

«Для оперативного решения по задолженности организована рабочая группа совместно с департаментом коммунального хозяйства, которая проводит анализ возникновения задолженности и ее причины. У нас также имеются недоначисления, долги по нежилым помещениям, неплатежи населения.

На основании проведенного анализа мы разрабатываем мероприятия по устранению причин и выносим решения, которые рассматриваются на уровне заместителя мэра Москвы и мэра столицы.

Это может быть даже выделение субсидий УК на погашение задолженности перед РСО в части обоснований отсутствия источников у УК на погашение этой задолженности», - рассказал Ильдар Нигматуллин.

В общем, в Москве ситуация с неплатежами под контролем. Участники круглого стола обсудили доклады и обменялись мнением по этому поводу.

Опыт управдомов

Затем слово дали управдомам, которые поделились своим опытом эффективной работы с управляющими компаниями в части тарифного регулирования и с должниками по оплате за коммунальные услуги.

Основные критерии их успешной работы — это переход на прямые договоры с РСО. Отсюда - уменьшение стоимости потребления теплоэнергии и увеличение сборов по платежам. Активно ведется кропотливая работа с должниками (беседы, уговоры, отключения электроэнергии, суды, контроль за работой приставов).

«Наверное, Мурманск - один из регионов, где населения понимает, что тепловая энергия - это такой ресурс, за который необходимо платить. Наш дом, за период создания ЖСК, пережил хорошие с точки зрения теплоэнергосберегающих мероприятий, положительные изменения. У нас светодиодное освещение. Сделан капитальный ремонт кровли, текущий ремонт, установлен цифровой теплопункт, который позволяет распределять тепло в зависимости от температуры внешней среды и получать экономию», - поделился опытом председатель ЖСК «Мурманск 29» господин Евсюткин.

Подведением итогов работы председателей и завершили круглый стол, а далее перешли к церемонии награждения лучших потребителей теплоэнергии премией «Образцовый управдом».

Кстати, среди управдомовских лидеров оказался и наш земляк — Виталий Голов, председатель ООО «Петрозаводская компания Выбор».

«К этому результату мы шли долго. Премия - итог десяти лет моей работы в сфере ЖКХ. Сегодня в Петрозаводске мы обслуживаем порядка 100 домов. Среди них административные и жилые здания. Собираем платежи единым платежным документом, действуя в рамках законодательства.

Но собрать все платежи в нашей стране пока невозможно, есть пробелы а законодательстве. Однако в своей компании мы создали отдельные подразделения по работе с должниками. Это не только работа с людьми, это работа с приставами, банками, социальными службами. Что весьма продуктивно.

Сегодня, такие круглые столы, где обсуждаются самые наболевшие темы в сфере ЖКХ нам просто необходимы. Например, они помогают в выборе именно своей управляющей организации. Что важно. В Петрозаводске работают порядка 40 управляющих организаций. Среди них есть добросовестные и временные. Поэтому люди должны знать, на что ориентироваться.

Елена АРХИПОВА

"