Posted 21 апреля 2017, 17:23
Published 21 апреля 2017, 17:23
Modified 12 ноября 2022, 08:02
Updated 12 ноября 2022, 08:02
Когда в филармонию приезжает галантный, внимательный, улыбающийся, мужественный армянин, все женщины преображаются, ведь каждую Карэн готов одарить ослепительной улыбкой. За кулисами он рассказывает смешные истории и поражает немыслимой энергетикой. На сцене скрипач Карэн Шахгалдян становится настоящим романтиком, тут уж музыка сразу разливается по телу, как хорошее вино.
На прошедшем в Карельской филармонии вечере Карэн играл Концерт для скрипки с оркестром Й.Брамса – музыку невероятно сложную (великий музыкант XIX века Ганс фон Бюлов говорил, что она написана «против скрипки»), но полную эмоциональной силы, к которой к тому же добавился армянский темперамент. Да так играл, что зал не уставал аплодировать после, неоднократно вызывая скрипача на поклон.
Карэн Шахгялдян – частый гость в нашем крае. В позапрошлом году он с радостью отправлялся в путешествие по Карелии, выступал для жителей Сортавала (играл в деревянной ратуше, тестируя звуковое пространство старинного здания), затем исполнял романтическую программу в зале Благородного собрания, приезжал в составе Трио имени Хачатуряна, несколько раз выступал с карельскими музыкантами на сцене филармонии…
В этот раз скрипач только что приехал из Мурманска, сразу после концерта в Карельской филармонии отправился на Мальту, затем его ждут Пермь, Москва, Сургут… Карэну в радость гастрольная жизнь, но он любит возвращаться домой, в тёплый Ереван, где сейчас уже цветут фруктовые деревья. О городе, где приятно растить детей, о хорошем вине и армянских скрипачах мы поговорили с Карэном Шахгялдяном. Разговор наш получился лёгким, весёлым, под стать самому респонденту.
– Карэн, как вы считаете, чем отличается скрипач-армянин от скрипачей других национальностей?
Фамилией! (смеется) Конечно, есть устоявшееся мнение, что армянский скрипач должен быть обязательно эмоциональным, но я так не считаю. Думаю, что связей между национальностью, качеством и глубиной исполнения нет. Для меня национальность и музыканта, и человека интересна в первую очередь как некая культурная составляющая. Деление на национальности, иногда преувеличенное, не очень правильное.
– Но оно существует…
Во всём важна мера. Так же, как и убеждение, что музыку Бетховена должны играть только немцы, а музыку Хачатуряна – только армяне, на мой взгляд, не совсем верное.
– Может быть, есть ощущение близости по духу с композиторами своей национальности?
Для исполнения любой музыки нужно, в первую очередь, понимание, что это за музыка, умение находить ключи. У меня вообще сложная ситуация. Я армянин, но воспитанный в русской культуре. Я родился и вырос в Москве, поэтому, безусловно, чувствую себя продуктом русской культуры. Исторически во мне есть армянская кровь, армянские корни и, так как последние несколько лет я живу в Ереване, больше узнаю об армянской культуре, что позволяет мне находить те самые ключи. Но это исключительно владение информацией, а не данная мне по праву рождения возможность хорошо играть Хачатуряна.
– Вы сказали, что последнее время живёте в Армении. По какой причине решили поменять Москву на Ереван?
До этого мы всей семьёй жили на две страны, между Москвой и Ереваном – сотрудничество с Трио имени А. Хачатуряна предполагало много выступлений в Армении. Но когда встал вопрос, в какой стране пойдут в школу дети, мы долго думали и выбрали Ереван. Это более комфортный город с точки зрения проживания – во всем, что касается качества еды, воздуха, отсутствия пробок, безопасности... При всей моей любви к Москве, где я родился и вырос, для семейной беззаботной жизни этот мегаполис не очень подходит.
– В вашей семье были музыканты?
Дед был скрипачом, оперным и симфоническим дирижёром, композитором. Он играл в Кабардино-Балкарии, Нальчике, был главным дирижёром театра, Симфонического оркестра, преподавал...
– Получается, у вас был пример для подражания? Вы сами выбрали путь музыканта?
Это была совершенно запланированная акция со стороны родителей. Я с четырех лет играю на скрипке, и у меня особенно не было выбора.
– Вы когда-нибудь задумывались над тем, кем бы вы могли стать, если не музыкантом?
Я никогда не задавался таким вопросом, но думаю, что моя деятельность была бы всё равно связана с искусством. Точные науки или офисная работа – совсем не моё.
– Кто ещё, кроме деда, повлиял на ваш жизненный путь?
Таких людей было много. Наверное, благодаря родителям, мне всегда нравилось общение с людьми, ведь от каждого человека, можно услышать что-то интересное, получить для себя какие-то новые знания, эмоции. Мне интересно общаться с людьми – с исследовательской точки зрения. Люди все разные, у каждого можно чему-то поучиться, независимо от статуса или образования.
Я вспоминаю вечер, когда мы сидели во дворе одного дома, выпивали молдавское вино со сторожем. Он оказался человеком философского склада ума, мы проговорили часа три. Я считаю, эта открытость к познаниям, к чему-то новому должна быть определяющей человеческой чертой, благодаря которой человек и должен развиваться.
– Многие музыканты одушевляют свой инструмент. Кто-то даже говорит, к примеру, «виолончель – любовница моя». У вас какие отношения со скрипкой?
Тёплые (смеется). Безусловно, это отношения как с живым организмом. Инструмент у музыканта, как например, у меня, играющего с четырёх лет, становится естеством, ты уже не ощущаешь его вне себя. Скорее всего, со скрипкой у меня такие отношения как между мужчиной и женщиной, это не крепкая мужская дружба (улыбается).
– Есть такое выражение «Остановись, мгновенье…» Какое мгновенье остановили бы вы?
Я не хотел бы ничего останавливать. Все, что происходит в движении, гораздо интереснее, ярче. Я предпочитаю музыку живописи, считаю, что музыка – самое великое из искусств. Поспорить с музыкой может только театр, да в театре есть слово, мешающее ему выйти на уровень музыки. Музыка – это бесконечно живой и каждую секунду меняющийся процесс, который несёт огромную внутреннюю энергию. Застывший процесс – это прекрасно, красиво, но это остановка, а любой остановившийся процесс не совершенен.
– Мне всегда казалось, что армянские мужчины любят готовить и делают это исключительно хорошо. Особенно мясо…
Мне очень нравится этот процесс, я очень люблю готовить… Теоретически. Практически никогда не доводилось этого делать. Но мне очень нравятся сопутствующие моменты: выбор продуктов, атмосфера кухни, придумываний.. Я, конечно, могу попытаться что-то приготовить, но вокруг меня столько друзей, которые классно готовят, потрясающе готовит моя жена, есть фантастические рестораны… Так что, в этом просто нет необходимости. Получается, я не типичный в этом плане армянский мужчина.
– Признайтесь, пробовали смычком резать сыр?
Это же неудобно. Но смычком можно рыбу ловить при необходимости (смеется).
– Вы так вкусно рассказываете! Хорошее вино, наверняка, умеете выбрать?
По крайней мере, могу отличить плохое вино от хорошего. Но вот хорошее от очень хорошего – не всегда.
– Поделитесь опытом?
Главное правило: хорошее вино не может стоить очень дешево, есть минимальная цена. Вино просто не может стоить дешевле, чем виноград! Всё остальное зависит от вкуса. Я люблю вина терпкие, что называется, полнотелые, мощные, испанского или чилийского склада. Неплохие стали появляться армянские вина. Там сейчас мода на вино, появилось много производителей.
Я люблю пить вино той страны, где нахожусь. Тогда гастроли в Испании, Австралии, в Италии приобретают особую ценность. В России на Кубани стали делать хорошие вина.
– Случалось ли вам после бокала хорошего вина выходить на сцену?
Это для меня невозможно! После принятия алкоголя я не могу играть совершенно, а уж тем более на сцене.
– Если представить такую ситуацию: вечером предстоит хороший вечер с друзьями, вкусным угощением и вином, но завтра концерт. Что вы выберете?
Я не вижу здесь проблемы выбора (смеется). Концерт же завтра. Это всё часть жизни, в которой мы живём, мне это интересно, и я не хотел бы в подобных удовольствиях себя ограничивать.
– Удивительно, что у вас хватает сил и ресурсов на беззаботное времяпрепровождение. Я много раз слышала от музыкантов, что как раз на обычное человеческое общение времени совсем не остаётся…
Я уверен, что возможно найти время на все прелести жизни – при правильной его организации. При желании можно найти возможность и порепетировать, и продегустировать! (смеется)