Posted 11 апреля 2017, 13:00
Published 11 апреля 2017, 13:00
Modified 12 ноября 2022, 08:03
Updated 12 ноября 2022, 08:03
Когда и кем в нашем городе был открыт первый профессиональный театр? Как связана в Петрозаводском знаменитая русская актриса Вера Фёдоровна Комиссаржевская? Что в ХIХ веке находилось на месте Национального театра? Театральными историями делится Национальный музей РК.
Сегодня в нашем небольшом, но очень культурном городе пять театров. В дореволюционном же Петрозаводске был всего один профессиональный театр, и существовал он совсем недолго. Однако театральное искусство активно развивалось в каждом доме – и это не просто красивые слова.
В Национальном музее Карелии о театральных традициях нашего края рассказывает небольшая экспозиция: несколько фотографий, патефон, гармонь и журнал «Нива» – практически единственный источник пьес для горожан в XVIII – XIX веках. Тогда в моде был Антон Павлович Чехов, его сочинения часто печатали в «Ниве», и спектакли по его произведениям ставили в каждой семье.
Что играли дома?
В ХVIII веке были очень популярны так называемые «домашние театры». Модными стали те театральные вечера, где в пьесах участвовала вся семья. Правда, видели их только родственники и приближённые… Но, несмотря на узкий круг зрителей, до 1860 годов, при постановке спектаклей приходилось соблюдать строгий устав.
«Любая карикатура или намёки на правительство властью не приветствовались, поэтому выбирали легкие пьесы – фарсы, водевили», - рассказывает Ирина Савченко, специалист Отдела по работе с посетителями Национального музея Карелии
Затем «домашний театр» стали устраивать в Театральном зале бывших присутственных мест на Круглой площади, позже для представлений и творческих вечеров использовался просторный и светлый зал Николаевского детского приюта, залы Губернаторского дома, Благотворительного общества. Инициаторами спектаклей выступали, как правило, губернаторы, а играли в пьесах чиновники, врачи, учителя.
Как в Петрозаводске оказалась Вера Комиссаржевская?
Скажем сразу: благодаря счастливому стечению обстоятельств. На одной из фотографий в экспозиции – портрет красивого молодого человека. Это Николай Николаевич Ходотов, заслуженный артист Императорских театров, актер Александринского театра, за 30 лет сценической деятельности сыгравший более 500 ролей, в том числе Гамлета, князя Мышкина, царя Фёдора Иоанновича.
Родился он в Петрозаводске, но после смерти отца, начальника Олонецкой губернской казённой палаты, с семьей переехал в Петербург, где закончил гимназию и драматические курсы. В доме Ходотовых часто звучали народные песни, организовывались любительские постановки, и Николай с детства привык выступать в домашних спектаклях.
О петрозаводских театрах того времени сведений осталось совсем немного, но этого юношу будут помнить. Ведь именно он показал Карелию известной актрисе Вере Фёдоровне Комиссаржевской.
Ирина Савченко, специалист отдела по работе с посетителями Национального музея Карелии: «Он, будучи на 14 лет младше Веры Фёдоровны, без памяти влюбился в актрису. Закрутился бурный роман, который продолжался несколько лет. Известно, что в 1902 году они посещали водопад Кивач. Вера Фёдоровна просила Николая сжечь все письма к нему (их было около 400), молодой человек так и сделал, но прежде переписал их себе в дневник. Переписка стала известна, в позапрошлом году вышло издание «Эти пламенные письма».
Назрела потребность в профессиональном театре…
В 1870-х годах предпринимается первая попытка построить профессиональный театр. Губернатор Н.П. Волков инициирует в Петрозаводске постройку нового здания театра за счёт купцов-лесопромышленников, но затея не удаётся. Поэтому спектакли решают играть на различных городских площадках.
В то же время к нам в Петрозаводск начинают приезжать гости из-за рубежа, частенько заезжает труппа Мариинского театра – о чем свидетельствует большая фотография в экспозиции.
В 1877 году по инициативе губернатора Григория Григорьевича Григорьева создано Общество любителей музыкального и драматического искусства, которое возглавляла жена губернатора. За первые десять лет существования Общества было проведено 88 «исполнительских вечеров». Кроме водевилей, мелодрам и фарсов ставили пьесы Гоголя, Чехова, Грибоедова.
Вторая попытка построить профессиональный театр
В начале ХХ века профессиональный театр таки был построен. Руководитель – антрепренер, бывший крестьянин из Заонежья Иван Филиппович Савельев – собирает труппу из актеров разорившегося санкт-петербургского театра и в 1906 году в Народном доме на улице Пушкинской, построенном на деньги Общества попечительства о народной трезвости, открывает первый в Петрозаводске театр. Культурное заведение радовало публику круглым зрительным залом с колоннадой, балконом и ярусом.
Ирина Савченко, специалист отдела по работе с посетителями Национального музея Карелии: «Иван Филиппович побывал в Петербурге и увидел, что театральное дело может быть очень выгодным. Приехав, организовал свою труппу. Но в Петрозаводске всё оказалось не так. Здесь город небольшой, народу мало, и приходилось играть по две-три премьеры в неделю, публику постоянно нужно было чем-то удивлять».
«Декорации представляли из себя один и тот же расписанный задник с условными лесом, московским Кремлём и палатами, костюмы были самодельные. Но тогда в моде был Гоголь, Чехов – для того времени писатели современные, – поэтому костюмы брали «из жизни». Сохранилось воспоминание одного из участников представлений: «Когда нужна была мебель для какой-либо постановки, то пускали не только за деньги. Можно было принести в театр, например, стул».
Премьера в этом театре состоялась 8 января 1907 года. Играли «Каширскую старину» Д. Аверкиева. Затем ставили «Доходное место» А. Островского, «Соколы и вороны» В. Немировича-Данченко. Часто исполнялись «самоигральные пьесы» (весёлые, лёгкие– прим. авт.) – «Мадам Сан-Жен», «Жена с того света»… В 1908 году поставили «Смерть Ивана Грозного», «Царь Федор Иоанович» и «Борис Годунов», но все три постановки оказались неудачными.
Будущие театральные критики!
Гимназистам запрещалось в одиночестве посещать подобные мероприятия. Только в присутствии взрослых! Что неслучайно: в театре частенько ставили фривольные, любовные пьесы. Но гимназисты, естественно, нарушали эти правила.
«Тогда гимназисты учились добросовестно и пьесы знали наизусть. Им очень не нравилось, что сцены спектакля, связанные с большим количеством народа, вырезались (из-за немногочисленности труппы – прим. авт.). Не понравилась и им игра самого Ивана Филипповича, который однажды решил сыграть в роли Гришки Отрепьева в «Борисе Годунове». Гимназисты закидали его и артистов варёной картошкой, купленной в местном буфете», - рассказывает Ирина Васильевна.
С 1909 года популярность театра постепенно падала, а в 1910 году Народный дом сгорел. В 1911-1912 году на Мариинской лице было построено здание для Благотворительного собрания и театра (с 1917 года это театр «Триумф», будущий Финский театр).
В 1912 году в Общественном саду при участии предпринимателя В.П.Волкова был открыт единственный в городе Летний театр в Общественном саду на 900 мест, и предназначался он для гастролёров. Тогда к нам стали ездить профессиональные музыканты, бывал московский Суворинский театр, цирковые артисты, выступали именитые актёры со всей России. Здесь же демонстрировался первый в городе граммофон.
Как же весело, кажется, жил народ в Петрозаводске 200 лет назад! Так и слышится смех дам и шелест вечерних платьев под тихий звук льющихся из граммофона песен, светские разговоры в саду по пути в театр, обсуждение новых пьес, поставленных или напечатанных в «Ниве»…
Губернаторы старались поддерживать театральное искусство. Содержать труппу или театр было почётным делом, а играть в пьесах стремились даже чиновники. Театральное искусство в то время было достоянием широких масс. Театр был подлинно народным.