Posted 6 марта 2017,, 15:59

Published 6 марта 2017,, 15:59

Modified 12 ноября 2022,, 08:05

Updated 12 ноября 2022,, 08:05

«Цепляясь за льдину, герои мои уходили ко дну…»

6 марта 2017, 15:59
«Цепляясь за льдину, герои мои уходили ко дну…»
Сюжет
Статьи

Накануне Восьмого марта мы едем к ветерану Великой Отечественной Войны Марии Ивановне Мурсаловой с цветами и конфетами. Нас с радостью встречает улыбчивая пожилая женщина. Из кухни пахнет блинами, на плите горячий чай. В Новый год, на День рождения, 8 марта сотрудники Вневедомственной охраны, а ныне Росгвардии поздравляют Марию Ивановну лично. И она ждёт эти праздники с нетерпением.

Со слезами на глазах Мария Ивановна слушает поздравление. Она рада подаркам, но ещё больше радуется общению. Простому человеческому общению.

Это уникальный случай, когда сотрудники Вневедомственной охраны взяли шефство над ветераном ВОВ. Стали поздравлять с праздниками, помогать продуктами. Произошло это совершенно случайно на стации Орзега больше 10 лет назад, где клуб «Охрана» проводил поисковые работы останков сотрудников НКВД.

Евгений Бояренко, заместитель командира батальона полиции Петрозаводского ОВО - филиала ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Карелия», майор полиции:

«Кто-то из наших сотрудников тогда узнал, что на станции живёт две участницы войны, одна из них была в тяжёлом состоянии – инвалид, пьющий сын. Решили спасать. Стали помогать продуктами, вывели сына из запоя. Мария Ивановна ухаживала за той женщиной. Так сотрудники Вневедомственной охраны взяли шефство над двумя участницами Великой отечественной войны. Та женщина умела. А с Марией Ивановной у нас до сих пор сохранились хорошие дружеские отношения».

Дом Марии Ивановны на станции Орзега несколько лет назад сгорел до тла.

Теперь она живёт в благоустроенной квартире, оно и к лучшему. «Тяжело было таскать воду, колоть дрова, ухаживать за огородом», - вспоминает ветеран войны. Вот жаль только, с домом сгорело и все самое дорогое, что было связано с юностью, молодостью, семьей - фотографии, документы, одежда. Удалось спаси лишь ордена. К счастью, помогла подруга, она кинулась в горящий дом и успела вынести китель с орденами, китель обгорел, а ордена- как новенькие. Блестят. Радуют свою хозяйку.

Мария Ивановна надевает пиджак с орденами. В их блеске она словно молодеет. События пятидесятилетней давности всплывают одно за другим. Мария Ивановна рассказывает, с какой гордостью и радостью получала эти почётные знаки, вспоминает тот момент, когда их, молодых девчонок настигла весть о войне, как решительно они, пятнадцатилетние отправились на фронт наравне со взрослыми и отважно спасали раненых.

«22 июня 1941 года в «ямке» Онегзавода был кросс комсомола, и я помню, как прибежала подружка вся в слезах, рассказала, что её отца забрали на войну. Мы тут же отправились в военкомат. Позже по радио сказали, что мы были первыми, кто пришёл в военкомат. И уже через неделю мы копали противотанковые рвы в Бесовце. Сестра очень боялась, что меня убьют, а я была молодая, бесстрашная».

Потом Мария Мурсалова (а тогда – Муся Балашова) не побоялась работы прачкой в госпитале, лишь бы помогать, а вскоре десятерых добровольцев отправили ближе к фронту.

«3 сентября 1941 года немцы подходили к Кировской дороге старшина скомандовал: “Ну, комсомольцы-добровольцы, за мной!” И нас повели к поезду, в котором привезли раненых. Мы их на носилках стали переносить в вагоны. Как раз начался пулемётный обстрел, и я помню, как прятались за носилки. Тогда погрузили и везли 980 человек. Так мы стали сандружинницами».

Всю войну и отработала на санитарном поезде Муся Балашова. Сначала обслуживали Карельский фронт, затем их перебросили на ленинградское направление. Эти самые страшные воспоминания уже много позже вылились в стихи:

«Ладога, Ладога, всюду стоишь предо мной,

Тебя не забуду ни ночью, ни днём.

Тот ужас. Лазейка из Ленинграда – этот лёд

И кровавые щели на дне.

Я всё вспоминаю, глазам не веря,

Измученных, раненых, больных,

Старались отправить вагоны с Кобоны

На землю большую, чтоб жизнь сохранить.

И помню я то, как на Ладоге взрывы,

Бомбёжку, огонь и обстрел.

Цепляясь за льдину,

Герои мои уходили ко дну…»

Но это сейчас она рифмует строчки о войне с улыбкой на лице, а ведь долгое время даже вспоминать было тяжело ужасы военных лет. Стихи стала писать только через много лет после войны.

Несмотря на то, что Марии Ивановне 93 года она активна, весела и в здравой памяти. Мы слушаем стихи, которых у пожилой женщины целый сборник (книгу, кстати, тоже помогла выпустить Вневедомственная охрана), пьём чай с блинами и малиновым вареньем, слушаем истории о годах войны, о жизни, людях, городах. Невольно приходит мысль: такие встречи помогают старикам жить!

На прощанье Мария Ивановна вручает нам по большому свёртку – это коврики нам в подарок. Такой половичок, связанный из цветных лоскутков, наверное, есть уже у каждого сотрудника Росгвардии. Теперь и у меня.

С весенним праздником, дорогие наши Ветераны!

"