Posted 29 ноября 2016,, 16:20

Published 29 ноября 2016,, 16:20

Modified 12 ноября 2022,, 08:10

Updated 12 ноября 2022,, 08:10

Воспоминания об Учуваткине

29 ноября 2016, 16:20
Воспоминания об Учуваткине
Сюжет
Статьи

В Национальном театре открылась выставка художника-этнофутуриста Дмитрия Учуваткина. Он любил эпос Калевала и не следовал никаким художественным законам. Эйла Анттиевна Тимонен делится воспоминаниями о любимом муже.

«Он любил сначала всё покрыть чёрным. Загрунтовать холст или ДВП, и покрыть чёрным. Почему-то на чёрном ему легче думалось и рисовалось». В Эркерном фойе Национального театра в прошлую субботу открылась выставка-память Дмитрия Учуваткина, или, как он сам себя называл, этнофутуриста.

Учился Дмитрий в Мухинском училище и многое перенял от своих преподавателей. Многогранный человек, владевший и акварелью, и маслом. «Потом почему-то акрил полюбил. Удобный это материал, в воде разводился. Я наблюдала, как он писал свои работы». Вдова, Эйла Анттиевна, рассказывает: «Я как с третьего класса рисовала, так и решила: буду художником, буду художником. И муж у меня будет художником».

Кто же знал, что детские мечты станут реальностью? И что самое удивительное: на момент общения с Дмитрием Эйла Анттиевна была замужем за другим художником, Вячеславом Поляковым.

Из одной художки

«Мы с детства с ним были знакомы. И самое интересное, он был на 9 лет младше. Я говорю - ну найди ты себе молодую. А он - ну зачем, что я буду с ней делать? Они для меня все одинаковые. Ну хорошенькая. Ну и что? Как рот откроет, так ужас. Повторял часто: я старше, а не ты. Во-первых, я менее здоров, во-вторых, я более умён. Так хорошо сказал. (Улыбается).

Я институт закончила, мне было 23 года, ему 14. И он приходил на мой спектакль, такой формалистический, современно оформленный четыре раза. И смотрел и на декорации, и на меня. А первые дни премьерные, я выходила кланяться в мини-юбочке, молоденькая, хорошенькая. Заприметил меня, потом увидел в художественной школе. Муж у меня там преподавал. Я туда приходила, и он стал там учиться. Но не знаю, понял ли он, что это я, которая выходила кланяться или нет.

Как-то идёт с одноклассником по коридору и говорит: «Что это за девочка, я хочу её закадрить. В каком классе она сейчас учится? У меня сейчас девочки нет, а мне эта девочка нравится». Одноклассник говорит: «Да ты что, это жена Вячеслава Орестовича». (Смеется).

Своеобразие Калевалы и других

Дмитрий любил Калевалу, перечитывал первоисточники по нескольку раз, но образы строил свои. На выставках присутствует целая серия «Рун Калевалы». Картины наполнены не только сказочным смыслом, но и вкраплениями тканей, изображающих волны. Или шестерёнками и проволокой.

«Иногда делал какие-то почеркушки, как художники делают. Но в основном он даже их не придерживался, смотрит на них и просто ведёт линии и рисует. Что-то не понравится - тряпочкой сотрёт, акрил позволяет. А потом у него вдруг неожиданно что-то появляется. Скажем дятел. Я была поражена. Он иногда так абстрактно делал, просто. И вдруг я на даче с удивлением увидела, что он дятла рисует, как вышивает. Вот эти крылышки с такой любовью. Я говорю: «Ну ты что-то в другую струю пошёл, как Тамара Юфа, такие кружева плетешь».

Воспоминаю своё первое впечатление от дятла: черный глаз словно смотрит в душу, а мощный напоминает тот, что крепился на масках чумных докторов в 17 веке. Затем, если посмотреть еще раз, взгляд становится добрее и выразительнее.

«А так все работы абсолютно разные. Видели «Человека, потерявшего лицо»? Это я уже сама нашла в Машезеро картину, когда мы уезжали. И подобрала эти картонки. Иногда у него краска оставалась, хотя он не жалел их, густо всегда клал. Когда краска оставалась он брал фанерку, что-то мазал и что-то у него получалось. Я тогда говорю: «Давай возьмем эти картонки, дома будешь заканчивать». Взяли, и так он ни к чему и не прикоснулся. А сейчас я смотрю, там уже произведение готовое - чего не сделать? Взяла оформила, рамочку сделала, даже у друзей спрашивала, как назвать? Они говорят, хорошее название - Человек, потерявший лицо. Но каждый видел лицо в разном месте.

Сродни этому «Человеку…» картина «Воспоминание об актрисе». Словно часть людей собралась и обсуждает девушку, глядя на портрет. А её душа это слышит и пытается вырваться, но застревает среди извилин головного мозга.

Холодные объятия

Эйла Анттиевна вдруг прерывает свой рассказ. «Говорят, Бог забирает лучших. В день похорон Кукшиева (прим. - Борис Кукшиев, художник) умер мой муж. Мы пришли с поминок, к нам еще несколько друзей зашло, и вот после двенадцати легли спать, и я иногда говорю: он проснулся мертвым».

Она внезапно улыбается, и это страшно: видеть эту улыбку на лице, а в глазах просто нереальную боль: «Я проснулась, а он холодный в моих объятиях. Просто кошмар».

«И потом вдруг внезапно умирает Белоусов, директор художественной школы. Одновременно, мы в течение десяти дней остались сразу три вдовы. И дочка Кукшиева. Ей до смерти папы снился сон: три художника по очень красивому пейзажу. Один несёт папку, Дима-то всегда ходил с папкой, другой идет с этюдником, а третий идет и хромает за ними. А хромал как раз Белоусов».

«Говорят, что Бог забирает лучших», - грустно повторяет она. «Они ему нужны для чего-то. Или они уже оставили свой след на земле. Может, они там рисуют, свой Союз художников основали». (Снова улыбается, но уже легче).

Этнофутурист, гуманист и просто красавец, он был человеком, которого все любили. Но чтобы понять его творчество, надо увидеть не одну работу. В каждой из картин заточена маленькая часть его души. Нужно увидеть каждую работу, чтобы собрать её целиком. И всё равно не получится: часть коллекции или продана, или подарена.

Но посмотрите в эти глаза на «Автопопотрете». Он похож на Дориана Грея. Хотя Эйла Анттиевна утверждает, что больше на Паганини...

"