Posted 18 ноября 2016,, 07:14

Published 18 ноября 2016,, 07:14

Modified 12 ноября 2022,, 08:11

Updated 12 ноября 2022,, 08:11

Романтика железных дорог

18 ноября 2016, 07:14
Романтика железных дорог
Сюжет
Статьи

Когда проектировался микрорайон для железнодорожников, зачем машинисту сундучок и как выглядел вокзал в Петрозаводске в 1916 году? Ответы на выставке «Дорога длиною в век» в Национальном музее Карелии.

«В таком чемоданчике, я помню, отец брал с собой на работу еду, когда был машинистом. Только у него был попроще, деревянный», - вспоминает Маргарита Евгеньевна, увидев на выставке небольшой потёртый сундучок, его ещё называли «Шарманкой» машиниста паровоза (в них, кроме обедов, носили инструменты, документы и инструкции). Она медленно обходит выставку, тщательно рассматривая каждый предмет, долго вглядываясь в лица на фотографиях. Для неё это вещи, которыми была окружена её жизнь и работа, а со старых снимков глядят коллеги и друзья. В одном из молодых людей она даже узнаёт отца известного в городе фотографа Владимира Ларионова. А ещё Маргарита Евгеньевна проектировала в Петрозаводске целый микрорайон для железнодорожников, в котором и сама живёт уже 57 лет. Маргарита Телепнева - потомственный работник железной дороги, пять поколений родственников в её семье посвятили жизнь «железнодорожным» профессиям.

Маргарита Телепнева, инженер – строитель на Мурманской железной дороге

«Мой прадед начинал работать ещё на Царскосельской железной дороге в 1830 году, когда поезд ходил только от Санкт-Петербурга до Царского Села, он был весовщиком. Мой дед занимал должность начальника станции, последняя его должность - начальник станции Званка (Волховстрой). Отец начинал работать машинистом, в войну водил поезда во время бомбёжек в Кандалакше, а на пенсию выходил уже начальником локомотивной службы по кадрам. Я начинала работать в Ленинграде в 1952 году в «Дорпроекте», тогда мы проектировали полукруглые здания по площади Гагарина, а затем уже здесь в 1955 году занимались проектированием микрорайона для железнодорожников – это около железнодорожного детсада, улицы Шотмана-Железнодорожная. Дома были трёхэтажные, а мы внесли рацпредложение, чтобы дома стали четырёхэтажные и за это на четвертых этажах получили квартиры».

В ноябре 1916 года состоялась торжественная церемония укладки последнего участка пути на 537 версте от Петрозаводска, между станциями Боярская и Амбарный. Выставка «Дорога длиною в век» открылась к 100-летию окончания строительства Мурманской железной дороги и стала важным событием для железнодорожников, сюда пришли ветераны – те, кто ещё помнит керосиновые фонари, отсутствие электричества и значение красного переходящего знамени, а также нынешние работники.

Но представленные экспонаты будут интересны не только тем, кто непосредственно связан с железной дорогой. На стендах описаны факты о строительстве Мурманской транспортной магистрали. Собрано множество фотографии и документов строителей дороги, уникальные фото железнодорожного вокзала на станции Петрозаводск в 1916, в 1920, 1942 годах.

class="gallery">

А на экскурсиях по этой выставке, кроме исторической составляющей предполагается раскрыть романтику железных дорог, ведь столько песен и стихов связано со стуком колёс. А путешествия на поезде – вообще отдельная тема и главное здесь – правильно собрать чемодан! «Я помню, как люди отправлялись в путешествия, это было совсем не так как сейчас, раньше все условия нужно было взять с собой, и мы научим вас собирать чемоданы, как это делали в моей молодости, это очень интересно», - пообещал директор Национального музея Карелии Михаил Леонидович Гольденберг.

"