Posted 12 ноября 2016,, 11:27

Published 12 ноября 2016,, 11:27

Modified 12 ноября 2022,, 08:11

Updated 12 ноября 2022,, 08:11

Инвалиды ищут «рай» в Петрозаводске

12 ноября 2016, 11:27
Инвалиды ищут «рай» в Петрозаводске
Сюжет
Статьи

Сидеть дома в четырёх стенах и никуда не выходить несколько дней тяжело даже для здорового человека. Что говорить о человеке с инвалидностью. Валерию приходиться прибегать к помощи родных и посторонних людей, чтобы выйти и прогуляться по улице, иначе он может потерять равновесие и упасть. Не все находят для него время.

Валерий не родился инвалидом, он стал им в десять лет из-за несчастного случая.

- На даче с горы так съехал, - рассказывает Валерий, - Тропа на проезжую часть выходила, а на повороте куст бузины стоял. Хотел подругу Оксану скоростным спуском порадовать... Она провожала взглядом. Потом сообщила бабушке о моём лобовом столкновении: на велосипеде в машину въехал. Прямо в железную стойку лобового стекла вылетел головой.

После случившегося – два года долгой реабилитации. Он успел отучиться три класса до трагедии в гимназии №17. Пришлось догонять школьную программу, повторять два класса за год, переходить в школу по месту жительства. Любая возможность вырваться из дома – была подарком, в школе он отдыхал душой.

В 2005 году в Петрозаводске общественные некоммерческие организации «Крылья Надежды» и «Благодать» открыли воскресную Школу независимой жизни «Я могу всё сам». Валерий сразу стал участвовать в ее работе.

- Аналогов этой школе в России нет. Детей там учили делать всё самостоятельно, – рассказывает он с ностальгией.

Проект школы придумал педагог дополнительного образования Фридрих Маляренко. На воскресные занятия ежегодно приходили до 50 детей. Они проводили там полдня. Фридрих Наумович сам подвозил ребят до школы и отвозил обратно домой. Подопечных обязательно кормили обедами. На уроки приглашали социальных педагогов, музыкантов, актёров. В тёплой, уютной обстановке детей занимали рисованием, лепкой, чтением, игрой в шашки, шахматы.

На занятиях в роли наставников выступали молодые люди с инвалидностью и волонтёры: студенты ПетрГУ и старшеклассники. Валерий тоже был наставником.

Изначально программу «Я могу всё сам» Фридрих Маляренко написал для детского оздоровительного лагеря. Суть проекта была в том, чтобы каждый ребенок и молодой человек с инвалидностью мог себя проявить. Взрослые ребята служили наставниками для младших и показывали им, как нужно жить, передать свои умения.

- После пребывания там, мы с женой увидели, что девочки, смогли создать собственные программы и их реализовывать. Например, Айна вечерами обсуждала с каждым ребёнком, как прошёл день, что запомнилось. Придумала квадратики разноцветные, приклеивала, чтобы было видно общую картину настроений прошедшего дня. Яна у нас всех стригла, маникюр делала. Каждый в себе открывал новые возможности. Это подвигло нас на создание Школы независимой жизни «Я могу все сам».

- К нам приходили разные люди с инвалидностью и без, - рассказывает жена Фридриха Наумовича Надежда, - Те, кто сами не захотели что-то делать, потом тихонечко исчезли. Девушка незрячая была, с мамой приходила. Она всё ждала, что с ней будут заниматься. Ну, а раз никто не занимается, она разобиделась и перестала ходить.

Каждый наставник – молодой человек с инвалидностью – должен был придумать дело, которое он мог реализовать в Школе. Однажды мне один из наставников говорит: «Надежда Ивановна, дайте мне какое-нибудь дело!» А я ему: «Надежда Ивановна в течение недели выясняет, кто из детей, кто из взрослых будет в воскресенье в Школе, Надежда Ивановна должна узнать, что им для этого нужно, Надежда Ивановна, когда приходит, должна выяснить все взаимоотношения кто, где, что делает. Ещё она должна думать, чем Паше заняться?» У него такая пауза: «Да? Ну, давайте я вам помогу!» Я говорю: «Хорошо. Что ты можешь?» Я перечислила список дел. Он говорит: «Вот я могу эти бумаги разобрать». Я ему разрешила. А потом он уже сам придумал, как провести поэтический вечер.

Общение в Школе было организовано так, что каждый ребенок должен был, поскольку он сидит всё-время дома с одним и тем же окружением, обязательно пообщаться хотя бы с одним ребёнком и с одним взрослым кроме своего сопровождающего.

- Был у нас мальчик. После летнего отдыха он первое время сидит безучастный, потом начинает включаться. Причём сначала включается негативно, что-то ему не нравится, а потом начинает и позитивно, если регулярно ходит. Как-то раз я организую игру с ним и двумя девочками. Беру мячик и говорю: «Передавать мяч по кругу». И они передают. Теперь говорю: «В другую сторону». Девочка довольная такая и ребята тоже. А потом вторую игрушку пускаю по кругу, чтобы разнообразить. До него доходит игрушка одна, он ее не передает дальше, приходит вторая игрушка, он и её хватает и начинает смеяться. Пошутил. Вот начинается контакт, это самое главное, - рассказала Надежда Маляренко.

class="gallery">

Помогать мужу со школой было долгом для Надежды Маляренко. Себя она назвала «директором», но помимо бумажной волокиты Надежда старалась общаться с детьми как психолог: делала инвалидам психологический массаж, проводила аутогенную тренировку.

- Мне иногда говорили, что я слишком строго общаюсь с наставниками – молодыми людьми-инвалидами, а я общалась с ними, как с людьми взрослыми и ответственными, - говорит Надежда.

Так как школа существовала исключительно за счёт благотворительности, семейная пара писала проекты. За семь лет они получили более семи грантов от разных ведомств. Деньги распределяли на транспорт, оборудование, материалы для занятий, обеды, вознаграждения для волонтёров и педагогов.

И всё было прекрасно, пока ребят и преподавателей не выселили из их помещения на Кирова, 57 в 2012 году. Администрация забрала его под нужды БСМП. Арендатором помещения была петрозаводская епархия, она брала на себя оплату коммунальных услуг школы. Теперь «Благодати» и «Крыльям надежды» помимо нового места для проведения занятий надо было искать средства для оплаты тепла и воды.

Школе предложили переехать в реабилитационный центр «Север» на ул. Правда. И хотя туда перевезли все вещи, оказалось, что помещение не оборудовано для инвалидов: находится на третьем этаже, лифта нет. Ни детей, ни взрослых на коляске не поднять.

В итоге, занятия приостановились. Подходящего помещения не было, и только недавно чета Маляренко узнала об освободившемся помещении на ул. Анохина 45 б.

- Комната там небольшая, зато подъезд хороший, нет порогов, на первом этаже. Нам предложили обратиться в мэрию и составить договор на аренду. Но мы не можем его составить, потому что не знаем где возьмём деньги на оплату коммунальных услуг, а это 5 тысяч в месяц. Плюс ещё нужны деньги на занятия. Можно конечно проводить занятия и бесплатно, но люди должны сами приехать, сами принести еду, это всё тоже сложно. Не всякая семья на это способна, - рассказывает Надежда.

class="gallery">

На Анохина 45 б уже 24 года располагается организация для инвалидов-опорников «Петросино» и «Здоровая страна». Председатель «Петросино» Ольга Осипова рассказывает, что сейчас непросто всем общественным организациям, а их более десятка в Петрозаводске. Сегодня все сложнее и сложнее приходится общественным объединениям. Коммунальные услуги просто «душат», выжить в такой жесткой финансовой ситуации не просто. Главная задача, которая встает перед общественными организациями - это поиск средств. Путей немного, а именно спонсоры, субаренда и гранты. Однако в проекте на грант нельзя прописывать коммунальные счета, поэтому либо организации берут откуда-то деньги, либо покидают помещение. Да и сам грант не всегда можно получить – так как заявок с каждым годом подается все больше и больше, поэтому конкурсная комиссия решает, какие проекты интересны, актуальны и отвечают своей социальной направленности. Соответственно и средства распределяются пропорционально поданным заявкам.

У «Петросино» раньше было несколько комнат. Одну они сдавали в субаренду магазину автозапчастей «Таврия». Счета, которые организация выставляла магазину, уходили на коммунальные услуги, что было удобно. Но «Таврии» больше нет. А платить самостоятельно за все помещения – слишком дорого. «Петросино» пришлось часть из них передать администрации.

- Мы с «Благодатью» и «Крыльями Надежды» давно сотрудничаем и конечно будем рады, если они к нам приедут! – сказала Ольга Виловна, - Надо отметить, что наше помещение как никое другое доступно для людей с инвалидностью и как сейчас говорится «Доступная среда» - в действии.

На наш вопрос администрации, может ли она помочь воскресной школе, нам пояснили, что «они не готовы заниматься благотворительностью и оплачивать чужие коммунальные счета». Предоставить помещение - пожалуйста, а дальше всё сами.

- У нас с Надеждой не очень много свободного времени, чтобы писать для школы новые проекты на получение грантов или собирать деньги, - говорит Фридрих Наумович со вздохом, - Нашей целью было выпустить в свет людей с инвалидностью и если кто-то из них захочет продолжать, то мы будем помогать, подключаться, консультировать, обучать. Вот Валера изъявил желание продолжать начатое нами дело, и мы очень рады этому.

class="gallery">

- Воскресная школа - рай для меня, почему я и стремлюсь восстановить её, - объясняет Валерий, - Я мечтаю жить отдельно от родителей, по возможности стать директором центра «Благодать», продвинуть школу, найти девушку (поскольку самому мне не вести очаг), может быть, воплотить в жизнь другие свои идеи…

Валерий уже создал интернет-проект, который можно почитать и поддержать хотя бы небольшой суммой!

"