Posted 10 ноября 2016,, 08:49

Published 10 ноября 2016,, 08:49

Modified 12 ноября 2022,, 08:11

Updated 12 ноября 2022,, 08:11

Очереди в поликлиниках: Почему петрозаводчане с самого утра стоят за номерками

10 ноября 2016, 08:49
Очереди в поликлиниках: Почему петрозаводчане с самого утра стоят за номерками
Сюжет
Статьи

Жители Петрозаводска жалуются на то, что им приходится стоять в очереди за номерками к врачам чуть ли не с четырех утра. Совсем недавно мы уже размещали обращение петрозаводчканки, которая жалуется на качество обслуживания в местной поликлинике. По её словам, за номерком она пришла к 7 утра и была не первая.

И это далеко не единственный житель столицы Карелии, имеющий ряд претензий к местным поликлиникам, несколько человек поддержали девушку:

– Это хорошо еще запустили в здание. В детской республиканской на улице ждем.

– Чтобы попасть к стоматологу в жд поликлинику, пришлось занять очередь с 4-30

– Не все могут через электронную очередь записываться, не все умеют. Я как-то с 04-00 очередь занимала за номерком для ребенка к эндокринологу.

– Мама моя и в 4 утра приходила занимать очередь и на улице стояла, а как к окошку подошла уже талончик брать дак ответили, что нет уже номерков. Сдохнуть легче, чем к врачу попасть.

Некоторые выступили «против» людей, стоявших в очередях:

– По-моему, люди сами додумались приходить к 5-6 утра... Регистратура открывается в 7:30. Вот и приходили бы все к этому времени. Очередь от этого была бы такая же. Но ждать нужно было бы меньше и не на улице! Люди сами себе проблемы устраивают. Специалистов я не оправдываю. К ним действительно сложно попасть. И это огромная проблема нашей медицины. Но приходить и занимать очередь с ночи - это инициатива самих пациентов, а не правила поликлиник.

В Петрозаводске можно часто столкнуться с жалобами местных жителей на поликлиники: в большинстве случаев электронные номерки можно взять не ко всем специалистам, через «живую» очередь их получить сложно, по телефону почти нигде записываться нельзя. Почему все так сложно?

– Появление очередей в поликлиниках может быть связано с разными причинами. В основном существуют две проблемы: большой наплыв в связи с ОРВИ в осенний период и нехватка врачей. Молодые люди совсем не хотят идти работать в поликлиники, – поделилась Елена Генриховна Коковурова, пресс-секретарь Министерства здравоохранения и социального развития РК.

Многие люди предъявляют свои претензии самим специалистам, не зная всей ситуации. "Почему врач работает на полторы ставки? Потому что на одну ставку есть нечего, а на две – есть некогда» – гласит старая медицинская шутка. Сегодня коэффициент совместительства среди наших докторов перевалил за 1,5. Как правило, отечественный врач трудится по 12–18 часов в сутки. А ведь он живой человек. Терапевты третьей петрозаводской поликлиники жалуются, что не хватает специалистов, а никто из молодежи не приходит работать. Всего 20 участков и должно быть, соответственно, 20 терапевтов. Но, например, в одном из отделений из девяти участков три неукомплектованы, в другом – из восьми два. Из-за этого докторам приходится работать на двух участках вместо одного, из-за чего они постоянно задерживаются на работе. Похожая ситуация и с эндокринологом: должно быть 3 ставки, а работает всего 1 человек.

В детской республиканской поликлинике, по словам ее заведующей Татьяны Павловны Хизяповой, за номерками никто не стоит и «живой» очереди нет.

– Мы записываем на приемы в основном через электронную очередь. Сейчас ко мне нет обращений по поводу того, что кто-то не может попасть к нужному специалисту. Если кто-то не может записаться на прием, то он звонит мне, и мы договариваемся о дополнительном времени с учетом диагноза ребенка. Все зависит от того, срочно это или планово, – рассказала Татьяна Павловна Хизяпова, заместитель главного врача ГБУЗ «ДРБ» по поликлинической работе, заведующая поликлиникой.

В Карелии 17 районов, в детской республиканской поликлинике 22 специалиста, и, конечно же, есть плановая очередь. Люди звонят и записываются на две недели вперед, им нужно еще приехать в Петрозаводск.

–У людей есть плановое и срочное. Если срочно нужно к врачу, а они не могут попасть, то тогда пациенты отзваниваются мне, и мы вместе решаем все вопросы. Планово мы тоже даем номерки, но в первую очередь тем, кому нужно к специалисту по срочным обстоятельствам, – добавила Тамара Павловна.

В республиканской детской поликлинике для районов существует, кроме электронной самозаписи, и запись через регистратуру по телефону.

В поликлинике №4 Ситуация с номерками непростая, но и не такая мрачно-безнадежная, как она рисуется пользователями соцсетей.

– Не могу согласиться с мнением, что записаться на прием по телефону или через сайт самозаписи нереально. Уверяю, вполне реально. В регистратуре поликлиники установлен многоканальный телефон и дозвониться стало гораздо проще, чем несколько лет назад. С 2008 года в поликлинике работает электронная регистратура, – рассказала Ольга Юрьевна Билко, главный врач городской поликлиники №4.

По словам Ольги Юрьевны, сейчас возникли проблемы с номерками, потому что существует сезонность на обращение за медицинской помощью: зимой и осенью люди болеют намного чаще, чем летом. К тому же, осенью многие возвращаются с дач и приходят на плановый осмотр. После лета обращаемость в поликлинику выросла практически в два раза.

– Зимой, к сожалению, мы не можем позволить себе увеличить штат. Врачей итак не хватает, – добавила главный врач.

Нормативные документы обязывают поликлинику обеспечивать возможность самозаписи через электронную регистратуру на 2 недели вперед к педиатрам, терапевтам, врачу общей семейной практики, акушерам-гинекологам и стоматологам. 25% номерков на прием к этим специалистам поступает на сайт и им пользуются ежедневно более 100 человек.

– Многие люди, в том числе молодежь почему-то не пользуются электронной регистратурой. Для некоторых времяпрепровождение в очереди – это замена общению. Кроме того, это удобней и привычней, – поделилась Ольга Юрьевна Билко.

Некоторые жалуются на то, что многие направления к врачу узкому специалисту выдают только через терапевта. Это организовано с целью подготовки пациентов к консультации (выполнение необходимых анализов), а также с целью соблюдения преемственности ведения пациента терапевтом и врачами узких специальностей. В рамках программы госгарантий существует нормативный период ожидания консультаций и исследований.

При этом в случае необходимости срочного приема пациент направляется к специалисту в день обращения.

Решение проблемы с очередями зависит не только от организационно-технических мер, но и кадровой обеспеченности. К сожалению, специалистов, желающих работать в государственной медицине, не хватает, но ситуация исправляется, хоть и не так быстро как хотелось.

В течение последних трех лет четвертой поликлиникой принято на работу 40 различных специалистов. Проблемы пока существуют со стоматологами и с врачами хирургического профиля: оториноларингологами, ортопедами, урологами и онкологами. Только в 2016 году на работу в поликлинику пришло 16 специалистов: 2 офтальмолога, 2 педиатра, кардиолог, эндокринолог, 2 стоматолога, рентгенолог, невролог, хирург, оториноларинголог и 4 терапевта.

– Очень рассчитываем, что в 2017 году штат поликлиники пополнится врачами: неврологом, акушером-гинекологом, педиатрами, терапевтами, потому что с выпускниками университета 2017 года, обучающимися по данным специальностям, поликлиникой заключено 11 договоров, что существенно повышает шансы прихода этих специалистов к нам, – рассказала главный врач поликлиники №4.

По словам Ольги Юрьевны, не так все безнадежно в ситуации с кадрами, но, как надолго они задержатся в поликлинике, зависит не только от условий, созданных администрацией, но и от отношения общества к врачам. Некоторые пациенты ведут себя неуважительно и иногда даже оскорбительно по отношению к специалистам. А ведь вся деятельность медицинских работников направлена на сохранение нашего здоровья. Будьте вместе с врачом соратниками на пути борьбы с вашими болезнями!

"