Posted 17 октября 2016,, 15:52

Published 17 октября 2016,, 15:52

Modified 12 ноября 2022,, 08:13

Updated 12 ноября 2022,, 08:13

Держите руки в валторне и делайте удивлённое лицо

17 октября 2016, 15:52
Держите руки в валторне и делайте удивлённое лицо
Сюжет
Статьи

Встреча с гениальным музыкантом – это всегда праздник. Какие они – гении? Секреты хорошей игры. И что будет, если засунуть руки в валторну?

Аркадий Фимович Шилклопер — российский музыкант, исполнитель на таких редких духовых инструментах, композитор, аранжировщик, импровизатор; принадлежит к числу музыкантов, сумевших изменить взгляд на инструменты, которые в России долгое время не считались солирующими. Одним словом – гений. А пропустить встречу с гением – было бы преступлением, поэтому я не только отправилась на концерт и организовала интервью, но и побывала на мастер-классе.

Я - не музыкант, но попасть на встречу великим человеком – большая удача. И правило, выработавшееся за пару лет работы в филармонии, опять не подвело. Гениальные, талантливые люди – просты в общении, невероятно энергичны и, как правило, очень интересны.

Как только Аркадий Фимович Шилклопер вошёл в кабинет, навьюченный двумя валторнами, улыбнулся, весело помахал всем рукой и стал рассказывать анекдот про дохлую ворону, которая была взята с собой – авось пригодится, но так и не пригодилась. Как бы намекая на то, что эта встреча может оказаться бесполезной. Стало ясно – мы пришли сюда не зря.

Мастер-класс состоялся сразу после репетиции с Симфоническим оркестром, которая в свою очередь прошла сразу по прилёту из Берлина с пересадкой в Москве. Тем не менее, без тени усталости маэстро целый час рассказывал интересные истории из музыкантской жизни, травил анекдоты, учил ритму…

Кстати, для многих музыкантов отстукивать ритм - оказалось сложной задачей. А всё почему, объяснил Аркадий Шилклопер, потому что музыка - это песни, танцы и марш – процитировал он известного советского композитора, дирижёра и педагога Дмитрия Кабалевского. А когда вы танцевали последний раз, а когда пели? Утвердительно ответил только один человек. Поэтому последующие минут двадцать, пришедшие на мастер-класс музыканты разных возрастов - задорно топали, хлопали, пели, а главное, самые пытливые получили и практические советы.

Пара техник от Аркадия Фимовича и молодой валторнист буквально за пару минут научился извлекать из валторны совершенно чистые, приятные звуки.

Надо сказать, что это (услышать приятные волторновые звуки) было основной причиной моего прихода на встречу. Меня уже давно мучает вопрос – почему валторну в оркестре так нелегко слушать, бывают ли звуки из этого инструмента мелодичными или валторна всегда немного груба и фальшива?

Уже потом, на интервью я спросила Аркадия Фимовича, неужели этим техникам не учат в учебных заведениях?

- «Фишки», которые я сегодня показывал не знает ни один педагог в мире, - сказал Аркадий Фимович с озорной улыбкой на лице, потому что это я их придумал.

Вот это откровение. А как вы до этих секретиков догадались? И, если они так просты, почему их не используют другие музыканты?

Всё в жизни происходит случайно. Началось всё с того, что Татьяна – фонопед (прим. авт. Педагог, специализирующийся на нарушениях голоса) спросила, почему музыканты и вокалисты сдвигают брови? Она предложила мне поднять брови и сделать удивлённое лицо и вдруг мы обнаружили, что меняется звук. А про постановку руки я тоже совершенно случайно узнал два года назад. Мне мастер, занимающийся строительством валторн объяснил: «я добиваюсь высокого качества металла, чтобы он был тонкий, звонкий, чтобы он звенел, а вы берёте и глушите мой инструмент рукой. И он не звучит». Он показал, как надо держать руку, чтобы она не мешала, а создавала вибрацию между стенками, но абсолютно все делают не так. Он даже на Youtube недавно это опубликовал, но беда в том, что никто этими советами не пользуется.

А вот неутомимый, жизнерадостный, талантливый валторнист Аркадий Шилклопер теперь активно использует не только эти техники, но и постоянно выдумывает что-нибудь новенькое для представления своих музыкальных картин. Его игра - это рождение ярких оттенков, необычных интонаций и оригинальных звуков прямо на сцене. И это тоже его находка. Импровизация, сказали бы саксофонисты, но…

Аркадий Шилклопер, композитор, аранжировщик, валторнист

- Таня эти звуки называет - жестяная банка, птички, кит.. Это всё пошло от желания сымитировать звуки природы, животных. Концерт – это спектакль, а музыка- живая материя, поэтому, используя краски – я рисую каждый концерт. Просто взять композицию и переложить её на симфонический оркестр – это не то, чего мне бы хотелось. В музыке группы «Yes» я сразу услышал академическое начало, но за этой рок-машиной многое было спрятано и мне захотелось эту академическую музыку - гармонию, переливы, красоту вытащить из рок-эстетики, которая задушила её.

Рок для Симфонического оркестра - дело уже привычное, вспомнить даже недавние программы с песнями «Beatles» или «Queen», но вот с валторной вместо солиста-музыканта – такого ещё не было. Программу «Tribute to Yes» - концерт на основе композиций британской рок-группы «Yes» Аркадий задумал уже давно и долго подступался к этому концерту. На подготовку ушло почти четыре года. Совмещая её с плотным гастрольным графиком, и множественными проектами, Аркадий Шилклопер тщательно трудился над этой необычной программой, уже очень хотелось воплотить в жизнь детскую мечту.

Аркадий Шилклопер, композитор, аранжировщик, валторнист

Я в 14 лет влюбился в эту группу и мне всегда хотелось найти в ней место, только раньше я не зал как. В 14 лет я не понимал, чего мне не хватает, даже пробовал петь. У меня был хороший высокий голос, но в подростковом возрасте голос изменился… А потом я вдруг понял, что валторна очень напоминает человеческий голос, голос Джона Андерса – солиста группы… И мне удалось на основе материала группы «Yes» создать свою историю. Конечно, голос трогает сильнее, но я пытаюсь играть не по нотам, а как можно свободнее. Я пытаюсь наигрывать на валторне, хотя это и очень сложно.

class="gallery">

Аркадий Шилклопер играет на невероятном количестве инструментов. Учился как академический музыкант на фортепиано, кроме валторны, играет на редких духовых со сложными названиями - альпийском роге, диджериду, vogelhorn, corno da caccia, corno pastoriccio, гитаре, бас-гитаре и даже держит дома контрабас. А недавно его коллекция пополнилась рогом буйвола. Это очень яркая краска, делится с нами Аркадий Шилклопер, которая обязательно раскрасит одну из следующих программ.

"