Posted 15 апреля 2016,, 03:00

Published 15 апреля 2016,, 03:00

Modified 12 ноября 2022,, 08:24

Updated 12 ноября 2022,, 08:24

СтопХам: Народовольцы нашего времени

15 апреля 2016, 03:00
СтопХам: Народовольцы нашего времени
Сюжет
Статьи

В марте 2016-го года новость о ликвидации скандально известной организации «СтопХам», ведущей борьбу с нарушителями правил дорожного движения крайне спорными методами, облетела все СМИ. Казалось бы, покончено с роликами в сети, где взрослые дяди и тети кроют матом подростков, и знаменитыми наклейками про «паркуюсь, где хочу». Однако юридическое лицо «СтопХама» Минюст ликвидировал, а дело «бравых» парней продолжает жить.

В Карелии деятельностью общественной организации уже давно интересуются на уровне Законодательного собрания республики. На запросы депутатов в МВД отвечали, что, конечно, активность стопхамовцев незаконна, но так как заявлений от пострадавших практически нет, то и разбирательств нет. Так, за счет пассивности граждан организация, где средний возраст активистов 18-19 лет, могла делать все, что хотела.

Раз не получается через закон, попробуем по-человечески. На днях в Петрозаводске, где недавно стопхамовский рейд закончился поножовщиной, прошел круглый стол. В Национальном музее Карелии собрались представители правоохранительных органов, пострадавшая сторона, а также депутаты парламента республики. Организовали встречу их младшие коллеги – молодежный парламент.

- «СтопХам» был общественным движением. Сейчас мы выступаем просто как люди. Мы боремся не с нарушениями ПДД, как многие думают, а с хамством. Например, машина встала вторым рядом. Из нее выходит девушка и говорит, что она не права, но ей нужно на пять секунд сбегать только туда-обратно, после чего она перепаркуется. В этом случае мы не трогали автомобиль. Но были случаи, когда мы подходили к водителю, а он сразу начинал материться, оскорблять нас… Такие получали наклейку Стопхама с надписью «Мне плевать на всех – паркуюсь, где хочу», - пояснил позицию организации ее создатель 17-летний Кирилл Рябов.

Формат встречи был заявлен, как круглый стол. Однако общение скорее проходило в двух руслах: наезд на молодых активистов или, наоборот, попытка наставить ребятишек на путь истинный. Забегая вперед, заметим, что ни один из методов воздействия не возымел. По крайней мере, впечатление создалось именно такое.

Крайними противником СтопХама выступили заместитель председателя молодёжного парламента Дан Гольденберг и депутат карельского Заксобрания Алексей Гаврилов. Один из них уличал дружинников современности в лицемерии. Под глазурью пользы и общественного контроля стопхамовцы подают начинку из личного пиара и самообогащения.

- Я считаю, что ваша организация – это глобальное лицемерие, точнее оно им стало. Разные компетентные источники говорят, что каждый ваш выезд спланирован детально, вплоть до движений ваших охранников, ваших провокаторов. У организации «СтопХам» в России заключены пользовательские соглашения с сайтом YouTube, в рамках которых за каждый просмотр, вы получаете деньги, - сказал Дан Гольденберг.

На шоу работа стопхамовцев действительно смахивает. Как рассказал присутствующий на встреча пострадавший мужчина, команда снимала его неправильную парковку на пять (!) камер, что равно числу камер во время трансляций не самых лучших, но все же транслируемых по ТВ-каналам футбольных матчей в Российской премьер-лиге. Ролики СтопХама тоже популярны. Дан Гольденберг назвал цифры: у youtube-канала 127 825 подписчиков, общее количество просмотров – более 30 миллионов. В среднем, видео-хостинг платит деньги за выложенные ролики, начиная с 10 тысяч просмотров (150 долларов).

Алексей Гаврилов, в свою очередь, обвинил СтопХам в нарушении ряда федеральных законов: помимо порчи чужого имущества (наклейку про «паркуюсь, где хочу» лепят прямо на лобовое стекло, данные о легкости её удаления разнятся: стопхамовцы утверждают, что они без проблем снимаются, их жертвы говорят о расходах на мойку и замене стекол), есть проблемы со статьёй 152.1 Гражданского кодекса «Охрана изображения гражданина». Согласно закону, все виды изображения могут обнародоваться только с согласия человека. Исключения составляют общественные мероприятия, концерты, а также общественные места, но только если изображение граждан не является «основным объектом съемки».

Несмотря на, казалось бы, очевидные нарушения, с «преступлением и наказанием» не все так просто. Статистика показывает, что больших проблем с законом общественная организация не имеет: в Петрозаводске в полицию было подано только два заявления от водителей. А по признанию ребят, в России их братьев по ремеслу ни разу не привлекали по фактам порчи имущества. Осложняется ситуация с наказанием и тем, что как юридическое лицо СтопХама больше не существует, поэтому каждый случай нелегального «нападения» на нелегально припарковавшегося гражданина нужно будет рассматривать отдельно. Свою экспертную оценку деятельности СтопХама дал петрозаводский юрист Михаил Исаев. На его взгляд, подпадают или нет действия организации под понятие «общественный контроль» может решить только суд. Кроме того, активность стопхамоцев нельзя оценивать в общем, рассматривать следует каждое из деяний: наклеивание эмблемы, силовые действия, если они есть, размещение съемок в интернете.

- Вы уверенны, что именно эти лица [присутствующие на круглом столе – прим.ред.] размещают в сети хоть какие-то данные? Вы имеете информацию, что именно эти два человека получают хоть какие-то деньги за это? Я думаю, что нет, - прокомментировал ситуацию Исаев. – Доведите конкретные действия до суда, и вы получите оценку: возможно это или невозможно.

Михаил Исаев заметил, что пока судом не доказано обратное, действующее законодательство позволяет гражданам осуществлять общественный контроль. Любой человек может сфотографировать соседскую машину, стоящую на газоне, и вызвать ГИБДД. Кроме того, водители сами виноваты, что не доводят дело до судебного разбирательства.

- Предположим, на мое имущество наклеили наклейку – я с этим делать ничего не буду. Я вызову сотрудников ГИБДД, зафиксирую это обстоятельство, вызову эвакуатор, потому что наклейка препятствует законному использованию автотранспортного средства, поеду на мойку. Более того, я получаю везде, где можно, чеки и, соответственно, в дальнейшем имею право взыскать с тех лиц, которые эту наклейку наклеили, убытки. Плюс, если я куда-то опоздал, пользовался услугами такси – это тоже убытки, причиненные в результате незаконной деятельности, если это установит суд, - дал практический совет юрист.

Проблема закольцевалась: если пострадавшие от СтопХама ввязываются в судебную тяжбу и предоставляю все чеки, документы ит.п., как предложил Михаил Исаев, то им придётся признать и собственное нарушение правил дорожного движения. Бесспорно, следить за нарушителями и порицать их наплевательское отношение к ПДД надо. На этом и строится гражданское общество. Ролики Стопхама смотрят и вызывают реакцию. Вопрос лишь в том, какого рода: сколько человек действительно осудит нарушителя, а сколько воскликнут «А судьи кто!». Да и могут ли стопхамовцы выступать в роли судей?

В разговор вступили представители МВД. «Деятельность СтопХама нелегальна, - сразу же заявили полицейские». Обязанность блюсти законы - это вотчина полиции, но помощь граждан только приветствуется. Снимки, на которых зафиксированы нарушения, можно отправить через сайт ГИБДД или просто вызвать наряд ДПС, который уже выпишет положенный штраф.

- Я не вижу здесь какой-то благой цели в конечном варианте. Возможно, она есть изначально при фиксации правонарушения. Фиксируйте, присылайте к нам, звоните в дежурную часть. Но вы, когда приезжает наряд ГАИ, вступаете с ним в полемику, агрессивно относитесь к сотрудникам. Люди естественно не понимают, кто вы, - заметили представители МВД.

Стопхамовец Кирилл Рябов, в свою очередь, заявил, что они хотели сотрудничать с ГИБДД, но им ответили отказом. По его словам, их команды вызывают наряды полиции, но ее приходится ждать по два-три часа. Впрочем, долгие ожидания объясняются тем, что по городу работает не так много экипажей, поэтому экстренно выезжать штрафовать злостных нарушителей правил парковки в полиции не видят возможности. В итоге, полиция предложила ребятам вообще не звонить, а приходить в ближайшее отделение.

- Вы умнички, вы молодцы. Вы выявляете административное правонарушение. Но ваши дальнейшие действия некорректны. Вы не можете так поступать, даже в силу того, что вы дети. Не надо самим устраивать разборки, рукопашку

- Можно теперь я скажу, - ответил сотруднику полиции Кирилл Рябов. – Вы говорите подавать заявления по факту. Я это делал, но меня начали вызывать по каждому заявлению давать объяснения. А это не очень быстро делается. Вот в Москве сделали приложение, через которое можно просто отправить снимок нарушения и не давать никаких объяснений. В Петрозаводске и в других регионах это делается очень долго.

Получается, что новоявленные правозащитники сами ленятся исполнять, пусть и долгие, но законные процедуры. Что же касается наклейки, то ее они используют, чтобы показать человеку «кто он такой». На все предложения представителей закона, подростки отвечали так, будто уже устали от всех этих разговоров. По их словам, обращения в ГИБДД от СтопХама даже не всегда принимают, а сделанные фотографии и видео называют "фотошопом", и никаких разбирательств c нарушителями после не происходит.

В итоге, участники круглого стола сформулировали рекомендации для СтопХама. Им было предложено снимать видео одной камерой и выкладывать их в сеть без монтажа исключительно для доказательства факта нарушения. Кроме того подросткам посоветовали перестать портить чужое имущество и действовать совместно с ГИБДД, осуществляя рейды совместно с дорожной полицией. Однако от совместных рейдов представители полиции отказались, а стопхамовцы заявили, что тем, кто не согалсится перепарковаться, они все равно поставят клеймо своей уже не существующей организации. Вот и поговорили. Здравую мысль в обсуждение внес директор Национального музея Карелии и член общественного совета МВД Михаил Гольденберг. Он предложил поднять эту тему снова, но уже расширить платформу для обсуждения, потому что проблема хамства, проявляющаяся как на дорогах, так и в отношении соблюдения закона, не ограничивается подростками с наклейками.

- Как историку, вы напоминаете мне народовольцев, которые в свое время плохо кончили. Они, правда, не наклейки клеили, а бомбы раскидывали. Это тоже были люди из народа, которые боролись с несправедливостью. Есть в истории такое отрицательное понятие – варварством бороться с варварством. Мне кажется, в данному случае происходит именно такое явление. Уровень культуры многих автолюбителей ниже плинтуса. На дорогах полно сумасшедших, хамов. Но здесь должен работать закон. Вы не тимуровцы, не Павлики Морозовы. Надо встать в русло закона.

"