Posted 29 февраля 2016, 14:29

Published 29 февраля 2016, 14:29

Modified 12 ноября 2022, 08:27

Updated 12 ноября 2022, 08:27

Школа искусств республики: задача - уничтожить?

29 февраля 2016, 14:29
Сюжет
Статьи
Школа искусств республики: задача - уничтожить?

«Более 30 лет успешной работы! Выпускники, – музыканты, художники и хореографы – которые работают в столицах и лучших творческих коллективах Европы! Уникальный педагогический коллектив, создавший программу подготовки талантливых детей в творческие вузы!». Когда 16 января родители ребят из малышкиной школы при республиканской специализированной школе искусств узнали, что все это время они зря надеялись попасть здесь в ряды первоклашек, подобные заявления можно было найти везде, где говорилось о скандальном решении министерства образования Карелии. В ведомстве объявили, что набора в первые классы с этого года не будет.

Паника образовалась не на пустом месте: только за последние семь лет внести изменения в работу республиканской школы для начинающих талантов пытались трижды, и каждый раз это вызывало волну недовольств и непонимания со стороны педагогов, родителей и выпускников.

Для тех, кто не знает, что такое специализированная школа искусств – краткая справка. В 1986-м году на базе петрозаводской школы-интерната №1 открывают первый класс с дополнительным углубленным изучением предметов музыкального искусства. Почти за десять лет здесь же появляются направления ИЗО и хореографии. Под одной крышей начинают существовать четыре школы: общеобразовательная, музыкальная, художественная и школа танца. Благодаря работе педагогов выпускники тогда еще Республиканской школы искусств становятся готовыми абитуриентами в творческие академии страны, минуя этап училищ и колледжей.

После того, как учебное заведение успело прожить десять лет под невыносимо длинным названием «СОШ №1 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля» администрация Петрозаводска передала школу в руки министерства образования Карелии. Как видите, школа прошла немало испытаний, ведь любое изменение в укладе образовательного учреждения вызывает вопрос «а не станет ли хуже»? В конце концов, лозунг «не навреди» относится к преподаванию не в меньшей степени, чем к медицине.

И вот через пять лет нахождения под эгидой республики, карельское минобрзования вновь решается на революцию в отдельно взятой школе. Не скрывая первоначального желания сэкономить в кризисный год, ведомство требует закрыть всю начальную школу СШИ. Причина – недостаточно детей из республики, а школа ведь республиканская. Учить аудиторию, состоящую из петрозаводских детей за счет республиканских бюджетных средств в «годину трудную» возможности нет, а у муниципалитета карельской столицы на содержание двух классов с первой по четвертую ступень денег нет и подавно. Так что - закрыть, а детей набирать только в пятый класс и с учетом квот для талантов из районов. Примерно так обрисовывалась позиция ведомства по отношению к уникальной на Северо-Западе школе.

Ликвидации не будет!

После первого шока и на скорую руку собранных полусотни подписей при поддержке Общероссийского народного фронта родители смогли сохранить в этом году набор в один первый класс. Однако министр образования Карелии Александр Морозов не скрывает, что компромисс его не очень устраивает.

- Сейчас оценивается потенциальные возможности ребенка. В пятом классе можно уже смотреть на его реальные успехи. Поэтому, если ситуацию менять кардинально, то закрыть надо бы оба класса. Всех, кого мы сегодня набрали в первые классы ведь придется доучивать, как минимум, до девятого, - объяснил свою личную позицию министр образования Карелии Александр Морозов.

Нескрываемое желание министерства настоять на своем сейчас или в ближайшем будущем заставляет родителей продолжать бороться за сохранение статуса-кво в школе искусств. Требование, с которым они обратились к премьеру Дмитрию Медведеву и с которым 1 марта планируют выйти на пикет перед окнами минобразования, - сохранить комплектность учебного учреждения - можно читать и как безмолвный вопрос «сегодня начальная школа, а потом и все остальное?».

- Я понимаю, что говорить «чиновники закрыли школу» - это красиво. Но никто не ставит этот вопрос. Нам нужно все привести в порядок. Если школа республиканская, то она должна работать на республику в первую очередь. Дети в Лендерах не виноваты, что не живут в Петрозаводске, - убеждал министр Морозов.

Видение учредителя заключается в следующем: школа должна работать на талантливых детей со всей республики. Сейчас в учреждении обучается 29 человек из районов республики, что составляет семь процентов от общего числа. Они занимают места в общежитии, рассчитанном на 40 человек. Семь процентов непетрозаводских детей хотят довести до планки в 20 процентов. Об этом заявила заместитель главы региона по социальным вопросам Валентина Улич на прошедшей в минувшую пятницу встрече в здании правительства. Кстати, без скандала не обошлось и здесь.

Встреча за закрытыми дверями

В контексте накаленной ситуации вокруг школы (в министерстве признают, что совершили ошибку, когда пустили эту историю на самотек, отчего официальная позиция учредителей оказалась приправлена слухами и домыслами) родители организовали группу в социальной сети «Вконтакте», где разговор с Улич был анонсировано как приглашение для всех желающих. К 16:00 на правительственной проходной собрались пятеро родителей, а также главный редактор интернет-журнала «Лицей» Наталья Мешкова, которая планировала побывать на встрече тоже в качестве мамы одного из учеников СШИ. Но планам не суждено было сбыться: у охраны, словно из рукава, появился список тех, кто сможет попасть внутрь. Интересно, что никто так и не смог сказать, кто автор этого листка с фамилиями. В итоге, внутрь прошли только три человека – организаторы митинга - а трое оставшихся за бортом родителей были вынуждены прождать два часа у пропускного пункта на Ленина, 19.

-Кому нужен этот ажиотаж, скажите, пожалуйста? Мы пригласили вас, чтобы конструктивно побеседовать по тем вопросам, которые обсуждаются в СМИ. Речь шла о том, что придут представители родительской общественности для того, чтобы мы могли принципиальные вопросы обсудить и, если будет необходимость, встретиться потом в более широком кругу. Сейчас я хочу понять, в чем проблема. Я сразу могу сказать, что никакой угрозы закрытия школы или ее перепрофилирования нет - начала встречу замглавы.

По словам Улич, педагоги обязаны работать с талантами из республики. При этом всем очевидно, что петрозаводчане в любом случае будут составлять основу контингента, - с этим Валентина Васильевна спорить не стала. Уверила замглавы родителей и в том, что начальная школа продолжит существовать, правда, на два класса рассчитывать не стоит, уточнил слова Валентины Улич министр образования Морозов. Но в министерстве готовы открывать «хоть по три» пятых класса, если найдется столько достойных и желающих обучаться искусству детей. Заместитель главы рассказала, что она уже разговаривала с представителями министерства труда республики о возможности предоставить работу родителям талантливых детей из районов, чтобы школьники имели возможность жить вместе с родными в чужом городе.

- Эта школа будет для тех детей, которые имеют желание и способности развивать свое творческое начало. Все это будет совмещаться с общеобразовательной программой. Просто общеобразовательной школой с послеурочными кружками это учреждение не будет. Это то, во что она постепенно начала превращаться. В последнее время мы утратили этот идеологический стержень, - заявила Валентина Улич. – Мы прекрасно понимаем, что начальная школа стопроцентно будет для городских детей. Но начальная школа формирует у ребенка образовательные навыки. Со средней школы и до 15 лет, когда ребенок по закону может самостоятельно принимать решение, что он дальше не будет понимать свое творческое начало как профессию, - это наше основное звено. Первые и выпускные классы, конечно, будут представлены в небольшом объеме.

Пустующий второй класс предполагается донабрать как раз в среднем звене из талантливых детей Петрозаводска и районов Карелии. В министерстве образования обращают внимание, на федеральный закон, согласно которому отсеивать успевающих по программе учеников можно только после 9 класса. Таким образом, часть детей доучивается в школе для одаренных, уже зная, что не свяжет свою жизнь с творчеством.

Специалисты ведомства отмечают, что в большинстве случаев, выбор рода занятий в первом классе делают родители, а не сам ребенок. При этом мамы и папы, возможно, и не думают, что их дитя станет профессиональным музыкантом или художником. Ради широкого кругозора им удобно возить чадо в учреждении, где под одной крышей есть и «музыкалка» и «художка» в одном флаконе. Такого, по мнению министра образования, быть не должно.

-Общаюсь я с родителями – это песня: «Мы прошли отбор в детскую музыкально-хоровую школу. Но мне же неудобно несколько раз в неделю возить туда ребенка. А здесь и ребенок занят все 11 лет, и мне хорошо. Только он не станет музыкантом, художником или танцором».

В целом, в министерстве развитие специализированной школы искусств видят следующим образом. Школьники со всей Карелии будут иметь возможность получить предпрофессиональное музыкальное, художественное или хореографическое образование. В рамках программы подготовки к 100-летию республики до 2020 года, в школе проведут капитальный ремонт, во время которого будет расширено общежитие для иногородних школьников. Кроме того, для работы с детьми из районов выстроится определенная система. Учителям будут оплачивать командировки в Карелию, а также на базе школы организуют творческие лагеря для тех одаренных детей из республики, что в будущем готовы переехать в карельскую столицу для учебы в СШИ.

Отдельно рассматривается вопрос об открытии гуманитарного класса, вместо закрытого в прошлом году социально-гуманитарного. По словам, Александра Морозова, отличие здесь будет заключаться в том, что вместо чуждого творческому духу уклона школы в право и общественные дисциплины, совместно с преподавателями республиканской детской газеты «Моя газета+» в СШИ может появиться класс для будущих журналистов и филологов, в который тоже смогут приехать ребята со всей Карелии.

- Деньги будут нужны банально на командировки, на сопровождение, какие-то мероприятия. Мы готовы их искать, но по назначению. Я понимаю, что, начав развивать эту ситуацию, потребуется дополнительное финансирование. Кто против? Конечно, это произойдет не прямо сейчас, но на поиск, на работу преподавателей, на содержание детей мы найдем средства. В том числе, мы готовы говорить о какой-то квоте для детей из малообеспеченных семей, как это происходило в дореволюционной России. Ведь сейчас мамы и папы оплачивают проживание иногородних из своего кармана, - добавил министр образования Карелии.

Pro et contra

Встреча в правительстве, по словам представительницы родительского актива Елены Рогозиной, произвела двоякое впечатление. С одной стороны, обрисованная картина будущего школы выглядит не так уж плохо. Выяснилось, что и во властных кабинетах понимают утопичность идеи вытеснения петрозаводских детей из СШИ. Правительство, вроде, не только не разрушит, но даже разовьет новые направления и увеличит финансирование школе. Однако пока доверия этим словам у родителей нет.

Причин на это можно отыскать много. Во-первых, полную ликвидацию начальной школы смогли предотвратить только родители совместно с общественниками. Без их инициативной работы, возможно, первоклассников в этом году СШИ бы уже не увидела. Во-вторых, разговоры о денежных трудностях, которые не позволяют содержать параллель с первого по четвертый классы для городских детей, никак не вяжутся со словами о тех средствах, необходимых для описанного министерством пути развития. Ведь рост приезжих детей потребует пропорционально увеличить воспитательский и медицинский состав. Как нам рассказала завуч СШИ по учебно-воспитательной работе художественно-эстетического профиля Наталья Кондакова, сейчас на 29 человек, живущих в общежитии, работает два воспитателя. Сколько их понадобиться, если республиканский контингент увеличится, скажем, в три раза?

-Редкий родитель сейчас пошлет своего ребенка в пятый класс в интернат, - считает преподаватель музыкального отделения Евгения Ругачева. – Пошлют, если ребенок плохо обеспечен материально и здесь он будет накормлен, напоен и обучен. С седьмого-восьмого класса отдать ребенка в интернат уже реальнее. Нужно понимать детскую психологию: маленький человек должен отвоевать себе место, причем любым способом. Представьте, как в пятый класс наберется 30 оторв с разных мест… Своя среда должна чем-то дышать. Нам нужны дети, которые воспитываются с первого класса в этих традициях. Остальные тогда, вливаясь, будут вынуждены подхватить то, что есть.

В течение нескольких лет учебные программы по спецпредметам в школе только урезались. По словам Натальи Кондаковой, сейчас у музыкантов, художников и хореографов минимальное количество предметов, направленных как раз на профессиональную подготовку.

-Понятно, что нельзя стоять на месте. Но если развиваться, то нужно это делать в наших направлениях. Например, вводить художникам графический дизайн. По музыке вводить музыкальную информатику… Но средств нам на это никогда не выделяют. Каждый год у нас только оптимизаци. Каждый год я настаиваю, что, по документам, нам необходимо сохранить эти предметы. Мы ведь уже проигрываем городской «художке». В среднем звене должно быть девять часов на спецпредметы, а у нас семь, - рассказала Наталья Кондакова.

Беспокоят педагогов и другие моменты. Министерская идея о собирании своеобразных «сливок» из музыкальных и художественных школ Карелии вероятнее всего натолкнется на полный провал в Петрозаводске. Скажем, если из районов одаренный ученик еще может приехать в какой-то степени лучшие городские условия, то местную «звездочку» педагог вряд ли отпустит из своих рук раньше окончания «музыкалки».

-Набрать городских детей будет очень трудно, потому что ни одна музыкальная школа не пойдет на то, чтобы оторвать от себя самых одаренных. Надо выращивать своих с первого класса, чтобы они составляли костяк коллектива , - считает преподаватель музыкального отделения СШИ и Петрозаводской консерватории Елена Антышева.

Цифры и факты

Интересная ситуация складывается с детьми, не попавшими в прошлом году в специализированную школу искусств. По словам директора Елены Тюревой, в пятый класс поступило семь заявок. Однако классы оказались набиты под завязку детьми, перешедших из начальной школы в среднее звено внутри школы, так что троих желающих учиться в СШИ пришлось оставить в резерве. Четверо же пятиклассников (двое - из Петрозаводска, двое - из районов Карелии) были приняты в учебное учреждение.

Пятиклассники, не попавшие в СШИ из-за петрозаводских детей, и еще одна выпускная статистика – это одни из главных аргументов министерства образования в отстаивании своей позиции. Так, за три последних учебных года, по официальным данным, школу окончили 144 выпускника из них, опять же по сообщениям профильного ведомства, лишь 37 процентов продолжили свое обучение в вузах или колледжах художественно-эстетического направления. Видимо, именно эти цифры имела в виду Валентина Улич, говоря об «утерянном идеологическом стержне».

Вспомнив Марка Твена и его совет никогда не верить статистике, мы попробовали поближе рассмотреть итоги, подведенные министерством образования. Как уже упоминалось выше, до прошлого года в СШИ в рамках старшей школы функционировали два класса: один творческой направленности и социально-гуманитарный класс, в котором школьники продолжали обучаться только предметам общеобразовательного цикла. Само собой, часть выпускников изначально отсеивается из списков будущих абитуриентов академий и консерваторий.

Имея в виду этот факт, посчитаем результаты выпускников СШИ снова. Получается, что из класса художественно-эстетического профиля за три года выпустили 69 человек. Из них 55 связали свою жизнь с творчеством. Таким образом, процент реальной эффективности определяется 78 процентами.

Разговоры о широких возможностях творческого развития для петрозаводских детей тоже не совсем правомерны. Как нам рассказали преподаватели отделения ИЗО, городская художественная школа, к примеру, забита учениками. Популярностью пользуются даже детские кружки на дому. Иными словами, востребованность велика, и в этих условиях, первоначальный план по закрытию начальной школы выглядит не совсем обдуманным.

Не раз из уст представителей министерства звучали предложения посмотреть на российский опыт подобных учебных заведений. Удивительным образом, этот аргумент работает в сторону позиции родителей и педагогов. Знаменитая Центральная музыкальная школа при Московской консерватории (ЦМШ), которая также объединяет общее и профильное образование под одной крышей, проводит набор детей с первого класса. В этом можно убедиться на официальном сайте ЦМШ.

По-другому ситуация обстоит с приемом в балетную академию имени Вагановой. Отметим, что здесь танцоры получают среднее специальное образование, и принимают сюда только из четвертого в пятый класс, но уже профессионально подготовленных детей.

Сухой остаток

Сейчас в первый класс СШИ на конкурсной основе прошли 25 детей. По задумке министерства, это количество даст возможностью брать талантливых детей из районов и других городских школ в будущем. Хочется верить, что слова о развитии школы не окажутся брошенными на ветер. В качестве подтверждения представители министерства образования пообещали представить официальный документ – план развития учебного учреждения – в марте 2016-го года. Судя по выступлениям замминистра образования Татьяны Васильевой, маршрутная карта будет создаваться совместно с педагогами СШИ. А пока Валентина Улич пообещала прийти в школу искусств, чтобы еще раз подробно разъяснить ситуацию. Родители, в свою очередь, не отказались от идеи пикета в защиту начальных классов.

P.S.: В этом немаленьком материале в конце хочется добавить немного слов от себя. Я проучилась в этой школе 11 лет на музыкальном отделении, и, видимо, своим выбором в пользу университета, а не консерватории, оказала школе медвежью услугу. Ведь, по мнению министерства, таких, как я, в СШИ должно быть все меньше и меньше. Что же касается изменений, то, думаю, школу они не разрушат. Педагоги и их подход к делу не дадут этому случиться. Есть только один вопрос: почему мы всегда хотим исправить то, что и так хорошо работает (78 процентов выпускников выбрали творческие специальности, несмотря на все трудности такой работы в наше нелегкое время)? Не пытаемся ли мы в этом случае залечить здорового человека?

Подпишитесь