Posted 28 января 2016,, 05:49

Published 28 января 2016,, 05:49

Modified 12 ноября 2022,, 08:28

Updated 12 ноября 2022,, 08:28

Будущего не будет

28 января 2016, 05:49
Будущего не будет
Сюжет
Статьи

«Если ты не сходишь и не узнаешь свое будущее, то у тебя его не будет», - верили древние карелы и гадали.

Недавно завершился православный праздник Крещения. Эта дата - конец и двухнедельных Святок, которые длятся от Рождественского сочельника до Крещения. На Руси это время активно использовали для различных гаданий. О том, как гадали в Карелии раньше и балуются ли этим сейчас рассказали нам два сотрудника сектора этнологии Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН.

Будущего не будет

На улице уже потемнело. В окне института я вижу своё отражение и пустой офис - сотрудники разошлись по домам. Напротив меня сидит Константин Кузьмич Логинов, старший научный сотрудник РАН, этнограф и эзотерик. Погружает в таинство карельских гаданий. Сам он раньше в них не верил: вырос в семье атеистов. Признал потусторонний мир, когда начал ездить в экспедиции от кафедры этнографии и антропологии исторического факультета ЛГУ.

«Первая экспедиция была Кавказ-Сибирь. В Сибири там шаманизм, насобирал много чего. Ещё не верил, мало ли отсталые люди. А потом у меня экспедиции пошли к вепсам. Один, второй, третий рассказывает-рассказывает и когда всё это начинает повторяться, складываются логические цепочки в том, как производятся обряды. Например, как свести людей или как защитить свой дом.

Когда был студентом в 70-х годах я гадал. Гадал с зеркалом, ничего не увидел. Но и не женился в тот год. В 90-е годы меня просили как человека, который больше других знает: ″Ну приди да погадай мне на Новый год″, – рассказывает Константин Кузьмич.

Позже узнал, что у него также есть талант лозоходства. Он может найти спрятанный предмет при помощи лозы (тонкой палки или проволоки).

«Мне надо было идти на передачу, а я не мог найти обручального золотого кольца. Взял лозу, начал думать о том, что ищу. Что такое золото само по себе, представить не могу. Представил кольцо. И пошло: раз открыл коробочку - кольца. Но моего нет. Ещё, ещё. Что-то ведёт в другую комнату. Прихожу в туалет - кольцо от унитаза. Нашёл ремень жены: из колечек состоял. Раз, какую-то невзрачную коробочку открываю, а там моё кольцо лежит».

По словам Константина Логинова, 20% карел склоны к лозоходству. Поспособствовала этому сама история: на гербе Олонецкой губернии внизу можно увидеть две лозы.

Да и обращение к духам сохранялось у карелов до последнего времени. В «Древних рунах финского народа» (сокращённо по-фински SKVR), записанных в XIX и начале ХХ века от финнов и карел, в заговорах упоминаются множество богов и лишь в конце списка обращаются к Деве Марии и Иисусу – по принципу: кто-нибудь да поможет.

Несмотря на то, что Церковь запрещает колдовские обряды, карелы этим занимались. Идти гадать надо было обязательно. «Если ты не сходишь и не узнаешь своего будущего, то оно у тебя и не наступит», – верили раньше жители Карелии.

Только за зимние праздники у них было три пика гаданий: на Рождество, на старый Новый год и перед Крещением.

«Считалось, что Господь когда-то с помощью своих ангелов победил нечистую силу и отправил в тартарары, где они и сидят. А когда приходит Рождество, Боженька радуется, что у него родился сын Иисус Христос и выпускает из тартараров всех в отпуск погулять на земле. И вот они везде-везде выпущены. И поэтому с наступлением темноты, они могут дать знак о нашем будущем», - рассказывает Константин Логинов.

К кому взывали?

Особо почитаемым духом у карел в период Святок был Сюндю. Он появлялся перед Рождеством и уходил на Крещение. На территории Карелии народ называл его по-разному: водяной, Крещенская старуха, Крещенская свинья, старуха Сюндю или просто Сюндю.

Об этом многоликом духе мне рассказал Алексей Петрович Конкка, старший научный сотрудник РАН, исследователь духовной культуры карел. Сам он гаданиями не занимается, считает, что личные гадания (и участие в них) и личные "взаимоотношения" с потусторонним миром к науке не имеют никакого отношения.

Алексей Петрович составил карту, по которой можно проследить изменения названий святочного духа.

«Это карта - моё давнее исследование. Я ей занимаюсь до сих пор. Вся территория Карелии делится на зоны. Общался с населением - в одном промежутке рождественский дух называется старухой Сюндю, а в другом месте - крещенской старухой. На юге и на севере Карелии записано поверье, что Сюндю, Крещенская старуха или свинья появляется из проруби величиной в ячменное зёрнышко и уходит тоже в прорубь величиной в воз сена. А становится дух большим, потому что собирает грехи людей. По другому поверью - он опускается с небес на землю, а потом поднимается обратно.

Сюндю мог быть невидимым, но есть сведения, что его видели в обличье животных или северного сияния, летающего холста, преодолевающего большие расстояния.

На юге Карелии Сюндю часто появлялся в виде копны сена, его можно было встретить прямо на дороге.

В средней Карелии, в Сегозерье рассказывали, что Сюндю может выглядеть не только как копна сена, но и как шар из вывернутых наружу шкур», - рассказал Алексей Петрович.

Общаться с Сюндю надо было очень осторожно – этот дух требовал полного соблюдения традиций при произнесении космологического текста. На границе с Мурманской областью где Сюндю - водяной, гадающие шли обращаться к нему на озеро. Руководил процессом -колдун, все остальные сидели в санях под овчиной. Колдун три раза взывал в водяному, три раза поднимал воду, пока дух не появлялся с вопросами. А в Кондокской волости гадающие сами ходили слушать Крещенскую старуху. Это было страшно – одному сесть у проруби или перекрёстка, очертиться и слушать звуки. Ожидать, что дух выскочит из проруби с минуты на минуту. Если она приходила, то задавала 10 вопросов. Каждый гадающий должен был заучить ответы, иначе она могла утащить за собой в прорубь. Вот примеры вопросов и ответов, записанных в Вокнаволоке, может вам тоже пригодятся, если пойдёте общаться с Крещенской старухой: «Что один? – Я здесь. Что два? – Глаз на голове. Что три? – Ног у котла. Что четыре? – Сосков у коровы. Что пять? - Пальцев на руке. Что шесть? – Копыльев в санях. Что семь? – Звёзд в большой Медведице. Что восемь? – Обручей в бочке. Что девять? - Дырок в человеке. Что десять? – Больших заповедей (или Пальцев на ногах)».

Как проводили Святки

Две недели зимних святок карелы проводили довольно насыщенно. Гадали, ходили ряженными, шалили.

Только среди хухольников (ряженых) вы можете одновременно увидеть чёрта и попа, нищего и калеку, урода, мёртвого, медведя, цыгана и петуха. У карел на зимние Святки было принято переодеваться, чтобы напугать детей и молодых женщин. Молодые люди изображали пожилых беременных женщин, а девушки переодевались в мужчин. Если девушка все Святки хухольничала и её ни разу никто не узнал, то считалось, что она выйдет замуж.

«Мне одна бабка рассказывала – брат у неё оделся девушкой. Где-то нашёл шкуру дохлой кошки, привязал к себе на бедро. Когда он приподнимал эту юбку – все видели сначала чёрное, думали что такое, а когда понимали, что это просто шкура кошки всем было смешно. Нельзя смеяться, но смеялись все. Это было в деревне Данилово.

«Алексей Петрович Конкка такую цыганку нам изобразил в 86 году – никто не мог узнать в институте, - вспоминает его коллега Константин Логинов, – подложил подушку, надел колготки, надел чулок на голову. Но видно же, что борода – но в институте его никто не узнал».

Помимо ряженья, любимым делом молодёжи было похулиганить. Например, разложить насколько хватит всю поленницу от порога дома и за деревню. «Ёлки-палки, собирать дрова-то по одному таскать» - причитает человек. Баловались с золой – сыпали её от дома жениха к дому невесты, чтобы их соединить. Заваливали двери или трубу, чтобы дым оставался в избе. Выкидывали сани под горку за километр. Самое страшное что могли сделать – вынуть палку из отхожего место и поставить на крыльце дома. В случае оттепели эта шутка становилась очень неприятной.

Одной из необычных и романтичных традиций было опахивание – когда парням на Рождество или на Старый новый год надо было защитить своих деревенских девушек от сватов или наоборот девушкам защитить юношей от чужих невест. Раньше принцип «где росла, там и выкисла, где родилась, там и пригодилась» был предпочтителен в браке. Соседи знали друг-друга как облупленных, потому что вместе играли в детстве.

«Как проходило девичье опахивание мне рассказывала одна бабка: «Сидим мы на водоносном коромысле, похожи на ведем на метле, смеёмся над собой. Слезать нельзя. Так надо было обойти всю деревню 3 раза. А тут и забор, и снег, и холод. Белья нижнего не носили, бёдра, ноги страшно замерзали, все были красные», - говорит Константин Кузьмич.

Бывало, что девушки и сами опахивали женихов, обхаживали. Для этого надо было три раза обойти вокруг дома соперницы и сказать: «Ни Марью, ни Дарью, а меня рабу Божью Машеньку». Себя надо было обязательно ласково назвать.

Юноши при опахивании становились друг за другом, клали левую руку на плечо товарища. Идти и перелезать заборы им было намного легче, чем девицам. У последнего в цепочке обязательно на верёвочке должна была быть привязана к поясу падаль: кошка дохлая, собака или курица околевшая. Юноши трижды обходили деревню, при этой приговаривали: «Наши девки, кажись, всем женихам дохлятины». Чужие приедут-посмотрят на них и скажут: «Фу, дохлятина тут». И женятся на своих.

Выйти замуж любой ценой

Что самое желанное для деревенской девицы? Конечно же встретить суженого. Узнать это можно было не только у рождественского духа Сюндю, но и другими способами. Константин Логинов посмотрел на мой записывающий диктофон, и предложил такое гадание: «Гадать можно даже с вашим диктофоном – положите на стол, настройтесь на гадание, а утром посмотрите – упадёт или нет. Если упадёт – выходите замуж».

Сюрприз для жениха под подушкой:

«Мне одна бабка рассказывала», - говорит Константин Логинов, - хорошая информантка была: она гадала от Рождества до Крещения. Взяла расчёску, расчесала волосы. Сняла крест, пояс. Положила расчёсочку под подушку и сказала: ″Суженый, ряженый, приходи волосы расчёсывать″. И заснула. Неожиданно во все увидела соседа Ваньку – напротив жил. Когда матери рассказала, обе не поверили, потому что Ванька был бедный очень. У них много в семье детей было, поэтому и хозяйство бедное было, детей никак не прокормить. Но Ванька потом подрос, возмужал, купил большой амбар, переделал его под домишко. Пришёл свататься, она пошла за ним. А потом уже советская власть пришла. Нормально у них всё было. И Ванька Отечественную войну прошёл. В 60-е годы умер».

Первый блин не комом:

Считается, что первый блин, приготовленный на Рождество и Крещение – гадательный. Пока мать хлопотала на кухне, незамужние девушки, которые жили в доме, пытались его стащить. Если незамужних не было, то выпечку отдавали скоту, это приносило прибыль.

Девушки знали что делали: в блине прокусывали отверстия для глаз и такую аппетитную маску прикладывали к лицу. А дальше - шли в таком виде на улицу. Что услышишь, что увидишь, то и сбудется. Сильные духом девицы смотрели ночью на прясла или отправлялись за необычными звуками в пустую часовню.

Не ходили только туда где были новорожденные дети. Была такая примета – если с блином на лице услышишь или увидишь, как заплакал ребёнок, то не выйти тебе замуж и не завести детей. Успех девушкам гарантировал неженатый парень, который находился в избе во время гадания.

Клали блин и под подушку с такими словами: «Суженый, ряженый, приходи блинов доедать».

«Что до парней, то они при гадании блинов не использовали, - рассказывает Константин Логинов, - приходили в дом где девушка есть, стучались и говорили: ″Таню позовите″. И тут уже от Тани зависит, что она ответит. Вы представляете ночь, темень, кто-то приходит, стучится. Таня спит, может быть. ″Да пошёл он к чёрту!″ – ответит она. И если так ответит, что понятно – сколько не сватайся, все невесты к чёрту пошлют. Если Таня выйдет и спросит: ″В чём дело? ″ то ″Спасибо Танечка, я свататься буду. Благослови, хорошо мне нагадала″.

Пить нельзя:

Вот погуляла нечисть на земле и обратно в тартарары ей пора – то есть под землю. А она разлетелась, разгулялась, что делать? Упадёт о твёрдую поверхность – разобьётся. Вот и стремится попасть в воду – в ведро, чашку, плошку. В народе считалось, что даже если лучинки крест-накрест поставить на кружку, духи всё равно туда пролезут. Поэтому пить воду до темноты нельзя было – проглотишь нечистого.

Но для гадающего в этом и была вся прелесть. Теперь, когда нечисть у тебя в стакане, можно заставить её рассказать твоё будущее, так как нечистая сила может подслушать, что о твоей судьбе говорят ангелы.

Это гадание считалось самым надёжным. Надо было поставить несколько свечей рядом с плошкой с водой и сказать: «Суженый, ряженый, если ты есть – появись». Потом не мигая смотреть на воду пока не появится лицо суженого. Если нечистая сила не хотела показываться, то её перекрещивали и угрожали прочитать «Отче наш».

Конец святок:

Все обрядовые ритуалы, такие как гадания, ряжение закачивались вместо со святками. Если ряженый приходил на крещение или на следующий день, то его надо было обязательно вымазать смолой, чтобы отогнать злых духов.

Но сохраняются ли традиции в современных деревнях – под вопросом.

«Когда в деревню приехали комсомольцы, начали тут фабрику строить, колхоз. Людей послали на лесозаготовки, а там совсем другие обычаи, да ещё и антирелигиозная пропаганда. Стало всё теряться», – сетует Константин Кузьмич

Алексей Конкка уверен, что колдовские обряды совершают и сейчас: «Вот у нас сколько в городе гадают. Студентов, школьников. Просто о чём гадаешь нельзя рассказывать».

Результаты гаданий

К Константину Логинову часто приходят люди и рассказывают, как нагадали и что с ними случилось. Оказывается, человек, который начинает гадать должен быть готов к тому, что с ним могут случиться нехорошие вещи.

«Смотреть в воду или зеркало не мигая – те же минут 40 - слеза набегает. И я так понимаю, что это эзотерический приём. Человек входит в изменённое сознание. Я сразу вспоминаю историю, которую мне на работе рассказала одна девушка: у неё отец занимался целительством, но бросил, потому что получил от того мира по башке, не просто так же это всё. Она, имея повышенные способности к сенсорике, решила погадать. Взяла бы просто как в деревне. Нет, она залезла в книги эзотерические, достала большое зеркало, сняла с себя ночную рубашку. Приготовила свечки, еду, чтобы духов угостить. Но не учла, что она уже прошла все эти пути, что она не начинающая. Глянула в зеркало и начала смотреть себе в зрачки. Там по описанию гадания ей надо было не мигать 15 минут. Она рассказывает: ″Я только начала смотреть и через несколько секунд из зеркала вышло нечто″. Я ей говорю: ″Так ты что-нибудь рассмотрела″? А она: ″Нет, это так стремительно произошло. Я стала искать дух в комнате, а его нигде нет″.

Я её осмотрел и обнаружил на загривке небольшой пузырь или бугор. Тот, кто вышел из зеркала, сидит у неё на загривке, питается её энергией, живёт в нашем мире. Он невидим, но за счёт температуры его можно ощутить. Я даже не знаю сейчас ходит ли она сейчас с этой штукой.

Я перестал соглашаться предсказывать будущее, когда нагадал развод своему другу. Когда гадаешь, то получишь. Я убрал из гадательных элементов землю. Если выпадет земля, то значит помереть. Муж с женой - мои хорошие друзья. Ей выпало 2 раза кольцо и ключ. То есть приобретение собственности. Два раза кольцо, а она замужняя женщина. А мужу выпал ключ и 2 раза лук. Символ слёз. Вы знаете, получилось так, что они получили квартиру в 91 году, потом ей понравился состоятельный человек и на ушла к нему, а друг мой… Видел я разводы, но я не привык чтобы мужчина плакал. Причём он не очень эмоциональный, но его достало.

Я больше не участвую в гадании. Придёшь в церковь – исповедь. Надо рассказывать, что гадал. Лучше этим не заниматься. Неудобно как-то рассказывать, что в таком возрасте чего-то там».

"