Posted 26 января 2016,, 05:02

Published 26 января 2016,, 05:02

Modified 12 ноября 2022,, 08:28

Updated 12 ноября 2022,, 08:28

Борис Конанов: «Я с легкостью могу сказать по работам художника, есть у него профессиональное образование или нет»

26 января 2016, 05:02
Борис Конанов: «Я с легкостью могу сказать по работам художника, есть у него профессиональное образование или нет»
Сюжет
Статьи

Спрос рождает предложение. В дни, когда хороший снимок может украсить страничку в социальной сети – современном аналоге танцевальной площадки, дискотеки и брачного агентства, при наличии хорошей техники назвать себя фотографом и «заделать фотосессию» может каждый второй.

На фоне такого бума вспышек и объективов легко позабыть, что настоящий фотохудожник – это не только обработанное до глянцевого блеска милое личико и знакомые пейзажи, пропущенные через стандартные фильтры. Фотограф – это профессионал, каждый со своим неповторимым взглядом. Борис Конанов относится к такой категории.

Более 40 лет он смотрит в объектив видео- или фотокамеры и замечает в скупых минималистичных декорациях Карелии свои чудеса и неожиданные явления. За время работы оператором на региональном телевидении он объездил немало мест в республики. Всегда с ним в поездках по районам был фотоаппарат.

- Карелия всегда разная. Возьмите Кузова – типичный северный район: почти голые скалы, карликовые березки… Тайга, иными словами. А южная Карелия, тот же Олонец, - это уже средняя полоса. Яблони цветут. Представьте на Соловках яблони! Это нереально. Хотя, монахи могут все.

Северные монастыри – особые точки для фотографа. Любимое место для работы у Конанова – Валаам. Ему приходилось бывать там во все сезоны еще в те время, когда туристам на остров вход был воспрещен. «Тишина, спокойствие, аллеи монахов и архитектура шикарная. Сейчас там, конечно, все поменялось, - рассказал Борис Николаевич».

Не меньше внимание фотографа сегодня привлекают и виды в районе Сямозера, где у Бориса Николаевича находится дача.

- Вижу солнечный освещенный берег. Появляется мысль, что из этого может получиться нечто любопытное. Так и набираются фотографии.

Хороший снимок можно найти везде, - уверен фотограф. Секрет успеха – это внимательный взгляд и настоящий нюх на спрятанные в простых корягах и кустах неожиданные вещи. Вот ветка дерева, которая при определенном свете становится головой свиньи. Увидеть в ледышке профиль Пушкина? – Почему бы и нет! Борис Конанов называет такие вещи метаморфозами. Так же он назвал выставку, которая представляла все находки фотографа на суд зрителям.

- Название к фотографии приходит не сразу. Иногда долго сидишь и думаешь, что же это такое? Один раз я даже устраивал конкурс. Когда была выставка «Метаморфозы», на экспозиции была представлена фотография без названия. Я пообещал бутылку шампанского на закрытии галереи тому, кто придумает лучший вариант.

Кто в итоге победил?

- Всегда было шесть или семь отзывов. Я выбрал вариант – «Призрак».

Конечно, многих интересует вопрос, можно ли научиться так видеть окружающий мир: во всех деталях и тонкостях, свето-тенях и ракурсах?

- Конечно, взгляд можно натренировать. Всему надо учиться.

Как?

- А вот так. Нужно пообщаться с фотографами, которые этим делом занимаются, присмотреться, - вертит снимок Борис Николаевич. - Смотрите, перевернётся снимок - ничего не получается. А вот в таком положении - бычок!

Чьи работы Вы посоветуете посмотреть новичкам?

- Игоря Георгиевского, Игорь Герасименко… Из старых мастеров – Михаил Федоров. Неплохо снимает Владимир Григорьев, Илья Соснин, но он больше любит свадьбы. Кстати, сейчас очень много бездарных фотографов снимают свадьбы. Я удивляюсь. У одного моего знакомого фотосессия стоит 40 тысяч рублей. При этом достойных фотографий ноль. Чем он берет? Качеством. Использует три-четыре вспышки, поэтому на его снимках все «звенит». Теперь это считается фотографией. На самом деле, две головы молодых на фоне пейзажа - ну что это за снимок? Кажется, что это шедевр, но это не творчество. Это просто какой-то кошмар.

Вы все время говорите «фотография “звенит”». Это что значит?

- Есть такое выражение: каждая волосина видна. Естественно, что такого эффекта можно достигнуть очень качественным фотоаппаратом за 100 тысяч. Потом фотошопом убирают с лица все, что на нем есть, и получается глянец. Знаете, мой знакомый немецкий фотограф говорит: «Не надо делать снимок резкий. Это мое самое главное условие». Во время съемки он уже знает, как нужно дернуть фотоаппарат, чтобы часть лица размылась. Вообще, для того, чтобы сделать удачный кадр, сначала надо придумать, как его сделать, а не просто прийти лес и снять его.

ПЕТРОГЛИФЫ

Такая любовь к находкам появилась у Бориса Конанова давно. Еще во время учебе во ВГИКе он заинтересовался наскальными рисунками. А в 2008-м году он снял фильм «Онежские петроглифы. Новые открытия». Как рассказывает автор, в экспедицию на Бесов нос он попал совершенно случайно. Несколько бизнесменов решили отдохнуть и отправились на корабле вдоль берегов Онежского озера. Запечатлеть свой отдых они пригласили журналиста Сергея Никулина с оператором Борисом Конановым. Кроме того, на судне с ними оказался историк, исследователь петроглифов Александр Жульников. На одном из островов компании разделились.

- Компания бизнесменов разбежалась, а Жульников все сидел на камне. Он провел рукой по обратной стороне булыжника, а она – гладкая и плоская. Нам повезло, что наши попутчики вернулись к нам обратно. Ввосьмером мы где-то с пятого раза подковыряли и перевернули камень, на котором обнаружились 17 новых петроглифов.

Дальше история развивалась как специально для книги. Жульников приезжает через неделю, чтобы забрать этот камень. В Пудоже его вместе с камнем арестовывают и сажают в «кутузку». Место, где находился камень, было заказником Пудожского района. Для того, чтобы увезти камень, нужно оформить документы. В итоге, человека отпустили только через три дня, а камень не отдали. Пришлось обращаться в суд. Только через два месяца было вынесено решение: раз это открытие конкретного ученого, то он имеет право занести камень домой и в течение года изучать. Сейчас наша находка стоит в Национальном музее Карелии.

Как карелы во ВГИК поступали

По мнению Бориса Конанова, настоящий фотограф должен получить профессиональное образование. Прежде всего, чтобы не делать ошибок в композиции, которой уделяют большое внимание при обучении и которая сразу выдает любителя.

- Человек может попасть в какие-то уникальные условия. Здесь можно и без творчества сделать снимок. Но, не зная композиции и основных законов фотографии, его можно испортить. Поэтому учиться надо. Я с легкостью могу сказать по работам художника, есть у него профессиональное образование или нет. Во ВГИКе три года преподают композицию. Есть пять-шесть ошибок, которые допускать нельзя.

Какие основные ошибки делают фотографы?

- Во-первых, линия горизонта не должна делить кадр пополам. То же самое можно сказать и про объекты, расположенные по вертикали. Смотрю я на некоторых карельских художников, и вижу, как рисуют все четко посередине. Что еще? Если с одной стороны снимка находится какое-то крупное «пятно», то кадр начнет падать. Его нужно уравновесить.

Во ВГИКе Борис Конанов учился вместе с другим известным в Карелии фотографом – Владимиром Ларионовым. Борис Николаевич уже работал ассистентом оператора на телевидении, снимал и самостоятельные сюжеты. Однако руководство требовало «корочки», чтобы дать повышение. Так, фотограф Ларионов и оператор Конанов поехали пробовать свои силы не куда-нибудь, а в знаменитый ВГИК.

Талантливую молодежь из республики охотно брали в столичные вузы. Кто-то приезжал и безуспешно сдавал экзамены в именитые творческие институты, которые никогда не испытывают дефицита с абитуриентами, а наши земляки попадали туда даже несмотря на раскрытые хитрости, знакомые любому опытному студенту. Шутка ли – попасть в группу, в которой останутся только 25 человек из 100. За возможность стать фотографом или оператором бились в лучших традициях балетного или модельного мира. По словам Бориса Конанова, могли и пленки засветить, и свет включить в ванной, пока проявляешь негативы.

- Помню, мужик из Сибири приезжал поступать в пятый раз. В белых перчатках ретушировал фотографии. А мы ничего делать не стали. Решили, что если сделали достойные снимки, то нас и так возьмут. Послали все к черту, и ушли отдыхать.

Надо сказать, что пейзаж у меня всегда получался нормально, а портретов не хватало. Я у Вовки два или три снимка взял к себе в коллекцию, естественно, с разрешения автора. А тот, видимо, забыл, какие давал, и на экзамене у нас случился такой казус. Последняя комиссия, я сижу у стола после ответа на последний вопрос. Один из членов комиссии говорит: «Друзья, я вам сейчас расскажу, как карелы поступают во ВГИК». Достает подборку моих фотографий и Ларионова - у меня снимок называется «Водитель», а у него, скажем, «Шофер». На фото при этом - одно лицо. В коридоре сразу разговоры пошли, мол, двоих еще выгонят. А за такие случаи, действительно, сразу разворачивали. Я подумал и сказал: «Знаете, мы вместе печатали. Возможно, по ошибке взял к себе чужую». Отправили меня после этого в коридор. Через 10 минут снова позвали: «Ларионов и Конанов. Такими вещами, студенты обычно заканчивают, а вы с самого начала занялись хитростями. Вы нам оба понравились, обоим пятерки». Так мы и поступили, хотя все висело на волоске.

И все же главное в хорошей фотографии – это опыт. Чем больше человек снимает и пробует разные ракурсы, тем больше вероятность, что кадры получатся интересными. Это один из советов, который Борис Конанов предлагает использовать путешественникам во время поездок с фотоаппаратами.

- Очень интересные съемки получаются рано утром. В свое время я приехал в 4 утра на Сямозеро. Утром цвет у неба был такой, что днем никогда не увидишь. Надо знать где и когда искать. Все это находится только опытным путем.

Снимал фотограф Конанов не только карельскую природу. С фотоаппаратом он побывал и на Камчатке, сквозь объектив посмотрел и на африканские просторы Туниса. И все-таки милее северному человеку родные берега. «Красиво пальмы, конечно. Но жара северного человека угнетает. На столе должна быть клюква, брусника, а не виноград с бананами, - считает в духе времени Борис Николаевич».

У вас остался еще снимок мечты, фотография, которую хотели сделать, но еще не сделали?

- У меня перед глазами давно стоит кадр. Представьте, что целый день льет дождь. И вдруг ненадолго открывается солнце. В этот момент сосна с каплями на иголках освещена так, что я остаюсь пораженным до сих пор. В то время я только начинал заниматься фотографией и не сделал снимка. Но до сих пор не теряю надежды. Не повторялось на моих глазах снова пока такое чудо – тысячи сверкающих звездочек

"