Posted 26 октября 2015,, 15:30

Published 26 октября 2015,, 15:30

Modified 12 ноября 2022,, 08:33

Updated 12 ноября 2022,, 08:33

В Москву за лучшей жизнью - вот оно, счастье?!

26 октября 2015, 15:30
В Москву за лучшей жизнью - вот оно, счастье?!
Сюжет
Статьи

Мимо меня то и дело проходили военные в форме, вот пробежала Маша в слезах, вот доктор с тростью и чемоданчиком, подполковник Вершинин совсем рядом закурил самокрутку. Артисты выходили в зал, задевали зрителей полами шинелей, пальто или шуб, словно унося в другую эпоху.

«Три сестры» Антона Чехова в постановке режиссёра петербургского Малого драматического театра – Театра Европы Льва Додина стирает границы между сценой и сидящими в зале, между спектаклем и реальностью.

Зритель несколько раз слышал, что кто-то звал Машу из фойе, просил о помощи, а в конце спектакля за дверьми зала грянул оглушительный выстрел. Совсем близко были слышны их разговоры, чувствовалось дыхание, а запах дыма от сигарет в стенах театра показался поразительно приятным. Вместе с этим дымом зритель будто бы примерял на себя мучения чеховских персонажей. Рядом ощущалось присутствие этих людей из другого времени, будто они стали нашими знакомыми.

А как они целовались! Самозабвенно, страстно. Не поверить было сложно. И зритель верил. Молча, без слов, звуков, шёпота. Все два акта только размышления героев и молчаливое согласие сегодняшнего зрителя с актуальностью темы. Молчаливое и тем самым говорящее твёрдое «Да!» актуальности чеховского сюжета, созвучности с размышлениями людей, живших 100 лет назад.

Действие пьесы происходит в провинции, откуда три сестры непременно хотят уехать, поскорее покинуть этот город, чтобы начать новую, полную счастливых событий жизнь. Весь спектакль главные героини живут мечтой уехать в Москву. Артисты Малого драматического театра – Театра Европы рассказывают, что не раз думали над этой темой, о природе желания уехать из маленького города в столицу.

Дина Додина, заместитель художественного руководителя Малого драматического театра – Театра Европы (Санкт-Петербург):

-Когда мы впервые ехали со спектаклем «Три сестры» на гастроли в Москву, в поезде вдруг все разом поняли, что говорить со сцены «В Москву, в Москву!», находясь в Москве, как-то странно. На самом деле желание уехать в Москву – вопрос сложный, потому что та Москва, в которую хочется уехать, она не географическая, а мистическая. Это мифическое место, где тебе наконец-то будет хорошо, как в мечтах.

Эта мифическая Москва есть у каждого, независимо от того, живём мы в столице или провинции, в Европе или на других континентах. Пока МЫ не встретили ТАКОГО города, где людей не заботит вопрос, что же нужно сделать, чтобы жизнь была счастливее, чтобы утром человек просыпался и понимал, ради чего жить.

Действие спектакля совершается на крыльце, сооружённом у края сцены, в двух шагах от первого ряда. Здесь три сестры, их друзья, возлюбленные встречаются и расстаются, рассуждают о жизни, о её несовершенстве, её несправедливости и несчастии, в котором пребывают, пожалуй, все персонажи. Зрители становятся участниками происходящих событий. Близость артистов, актуальность проблем будто бы вовлекает зрителя в другой мир.

Начался спектакль совсем незаметно. Свет ещё не погас, зрители не перестали галдеть и шушукаться, а на сцену уже вышли три сестры: они готовились к приходу гостей, разворачивали скатерти, накрывали на стол, гремели посудой.

«Это одно из его мечтаний Льва Додина — полная незаметность начала спектакля… Зритель вправе не сразу заметить, что нечто началось, ничего, собственно, и не начиналось, что-то лишь продолжается в бесконечном диалоге театра и зрителя»– пишет о творчестве Льва Додина Валерий Галендеев, профессор Санкт-Петербургской академии театрального искусства.

Пристальное внимание было, конечно, к самой медийной среди актёров персоне – Елизавете Боярской. Она в роли Маши - средней сестры – мучается от любви к подполковнику и от нелюбви к мужу, который когда-то казался ей самым умным человеком. Она старается не потерять лицо, но теряет голову от любви: Маша смеётся и плачет, любит как девчонка, страдает, смеётся и рыдает навзрыд, кажется равнодушной и жестокой к мужу и не может сдержать чувств к женатому возлюбленному. Елизавете Боярской удаётся прожить это ярко и искренне.

Елизавета Боярская, артистка Малого драматического театра – Театра Европы (Санкт-Петербург):

-Этот спектакль о крахе иллюзий, о постоянном несогласии с действительностью, которая нас окружает. Мы так много желаем, а так много не совпадает с желаемым. Действительность во многом более суровая и непримиримая, чем та жизнь, о которой мечтаем. Тогда говорили, что пройдут десятки лет и будет жизнь лучше, но всё остаётся неизменным. Так и сейчас, нам кажется, что когда-нибудь наступит мир на земле и все будут равны, но я думаю, так же будут говорить и через 200-300 лет и ничего не изменится.

Спектаклем «Три сестры» в Петрозаводске открылась программа театрального фестиваля «Золотая маска», позволяющая жителям малых городов увидеть постановки, номинированные на эту театральную премию. Фестиваль продлится до 30 октября, в это время на сценах петрозаводских театров можно будет увидеть как лучшие постановки московских и петербургских театров, так и наши спектакли.

На пресс-конференции, состоявшейся накануне спектакля «Три сестры», можно было встретиться с организаторами фестиваля и артистами Малого драматического театра – Театра Европы и узнать, что они думают про наш маленький город.

Елизавета Боярская, артистка Малого драматического театра – Театра Европы (Санкт-Петербург):

-Я впервые в Петрозаводске. Хотя он от Питера совсем недалеко, здесь чувствуется другое состояние природы, дышишь полной грудью. У нас всегда очень дружная гастрольная компания, мы всегда стараемся погулять по городу, походить по музеям. Конечно, у нас большие надежды на встречу с петрозаводским зрителем. Попробуем подружиться и порассуждать на темы, которые нас тревожат.

"