Posted 9 октября 2015,, 17:24

Published 9 октября 2015,, 17:24

Modified 12 ноября 2022,, 08:34

Updated 12 ноября 2022,, 08:34

Будоражит ли Вас красный?

9 октября 2015, 17:24
Будоражит ли Вас красный?
Сюжет
Статьи

Женские силуэты, трудно угадываемые мужские, как будто человеческие части тела (явно адамово яблоко), много красного. Объятия, поцелуи, океан страстей. Это будоражит. Тревожит. Все в тебе откликается. Но что нужно почувствовать, что понять? С массой вопросов я иду к художнику.

«И всё-таки я пытаюсь понять: кто кого искушает? Это вечный спор между мужчиной и женщиной?» – пристаю я к художнику. Он закатывает глаза: «Смотрите, чувствуйте, и вы поймёте. Я художник, это мой способ выражения своих внутренних переживаний – все, я выложился».

Теперь наша очередь. Я снова иду к работам.

Мне всегда было сложно понять современное искусство. Я много раз слышала, что нужно пытаться открывать в себе новые мысли и ощущения. Поэтому, увидев в афише выставку в выходе с интригующим названием «ИскуСшение», я решила попробовать снова. Так сказать, потренировать чувства, разгадать заложенные смыслы. Попытаться понять, погрузиться в мир образов, цветов, линий, фактур. Поразмышлять над многочисленными смыслами и художественными шифрами.

– Аркадий Иванович, чем Вы пытаетесь искусить нас, вашего зрителя?

Я пытаюсь искусить вас искусством. Вообще, искушение может быть чем угодно. Искушать можно пищей, искусством. На западе «арт» – от слова «артиллерия». Русское слово «искусство» – от искушения. За каждым словом столько смыслов!

Тут всё зашифровано. Можно анализировать, а можно просто смотреть, и вы все почувствуете. Формы сами по себе, проникая и соотносясь друг с другом, будут порождать определённые эмоции и чувства. Надо просто научиться смотреть. И вам будет всё больше и больше нравиться.

– Здесь во многих работах я вижу обращение к нашей плоти. Особенно тревожат работы в красном цвете… Это обращение к сердцу или разуму?

А вы думаете, только разум будет воспринимать? Вас красное тревожит на чувственном уровне, потом вы приходите и видите смысл на чувственном уровне, а потом включается мозг… Ведь за этим даже интересно наблюдать. Вы просто начните этим заниматься, начните наблюдать за собой – столько в себе откроете. Может быть, вы вскроете в себе то, чего раньше никогда не замечали.

– Какие моменты жизни здесь отражены?

Вот вы из меня тянете жилы. Я и там из себя вытягиваю. Слова ничего не добавят. Вот работа «Боль». А какая она, боль, вы знаете? У вас когда-нибудь так выворачивало? (обращаясь к своей работе). Это всегда вещь, связанная с духовностью. Между небом и землёй.

– На художника всегда что-то воздействует…

Я меняюсь, очень сильно меняюсь. Бывают разные периоды, на меня воздействует всё: история, эстетика… Сейчас очень сильно влияние психологии, философии, эзотерики.

– Чем обогатится зритель? Какими новыми мыслями, образами?

Что человек увидит, то и увидит. Я не знаю. Всё будет зависеть от того, как он будет смотреть, всё от него зависит. Я высказался, теперь ваша очередь.

– Двадцать лет Вы не работали с графикой. Почему снова вернулись к этой технике?

Организовали Графическую мастерскую и я снова стал востребован как график и педагог. Да и нужно поднимать графику, и так уже ничего не осталось – скульптуры нет, живописи тоже скоро не будет. В своё время говорили, что театр умер, так нет – какой сейчас театр! Так же и графика в какой-то момент была вытеснена новыми компьютерными технологиями, а сейчас интерес к ней снова стал возрождаться. Непосредственное выражение прямо от души, без посредников, вот как рука идёт - интереснее и глубже, чем через цифру.

– На работах реальные люди или фантазийные образы?

Портрет здесь только один – Светы Афанасьевой. Остальные фантазийные. Это не портреты, а образы. Вот в данном случае одна Ева, а тут другой образ Евы возник, там целая серия Еве посвящена, размышления над её образами.

– Серия с Адамом и Евой появилась на основе Библии?

Можно брать мотивы из Библии, можно из истории искусств, отовсюду. Можно и из жизни и, что самое любопытное, всё действительно является жизнью. Столько связей! Они могут быть так мучительны, иногда они владеют тобой, что-то складывается, что-то не складывается…. Тогда отключаешь разум, чтобы все сложилось.

– Как рождалась в вашей работе Венера?

С Венерой очень долго было. Я хотел написать большую картину, но всё никак не находилось идеи, а этот образ нашёлся совершенно случайно.

Друг мне прислал по интернету фотографию языческой статуэтки с большой грудью, и вдруг мифология состыковалась вокруг Венеры. Тут и психологический, и философский, и эмоциональный подтексты, и много подсказок из жизни, из своего опыта.

–Как это понять и почувствовать?

Посмотреть. Я в юности прочитал книжку, как понять музыку – читал, ничего не понял. А там в конце написано: поставьте пластинку и слушайте. Вот и тут так же: придите и смотрите. Придите раз, другой. Посмотрите то и это, почему здесь так выражено, вдруг мысль уколет. Потом пойдёте дальше, и все в вас откликнется: ой, та же тема решена иначе, другой образ возникнет. Начнётся работа, ваша душа не останется отстранённой, а начнёт работать.

– Что Вы для себя открыли, когда работали над выставкой?

С каждой работой всё по-разному. Сначала – интуиция, неясные образы, потом образы приобретают некую форму и смысл, начинают жить своей жизнью. Огромное количество всевозможного происходит, часто открываются очень неожиданные вещи, которые ты потом можешь использовать, а можешь не использовать – ты же свободный художник.

Творческий акт – удивительная вещь, ради него и живёт человек. Чем бы человек ни занимался, если всё превращается в творческий акт, то тогда не скучно, всё наполняется любовью.

– Вы для себя ответили на вопрос: кто искуситель – женщина или мужчина?

Я до сих пор не знаю, кто из нас кого искушает. Это всегда вопрос. Искушать может что угодно – в смысле сексуальности. Здесь есть и другие вещи. В самом слове «искусство» – искушение. Неслучайно название такое.

"