Posted 25 сентября 2015,, 10:46

Published 25 сентября 2015,, 10:46

Modified 12 ноября 2022,, 08:35

Updated 12 ноября 2022,, 08:35

Веня + Зина + Горбатый Запорожец

25 сентября 2015, 10:46
Веня + Зина + Горбатый Запорожец
Сюжет
Статьи

На афише нового спектакля в Театре Кукол старенький запорожец... Да-да, именно такой называют «железом», а ещё «ведром с гайками», «Жужей», также он известен как ЗАЗ 965, «горбатый» и «малыш».

«Его любили и ненавидели» – с таких слов начинается спектакль, и на сцене появляется красивый голубой запорожец. Не отличить от настоящего! На самом же деле это сценическое железо сделано из папье-маше. Над его созданием трудились целый месяц. И, когда внешняя оболочка была готова, пузатого «малыша» наделили родословной и даже темпераментом. При появлении главного героя звучит мелодия итальянской песни «Guarda che luna».

Борис Константинов, режиссёр спектакля «Железо»:

«Может быть, это воплощение моего желания. Вот своего автомобиля нет, а я вырезал из папье маше и играю. И характер, кстати, у него мой. Он итальянец (папа у него фиат) а потому романтичен и любвеобилен. Как и я».

Создали спектакль Театр кукол Карелии совместно с творческим объединением «КультПроект» – московские театральные мастера режиссёр Борис Константинов и художник Виктор Антонов. У обоих личных автомобилей нет. Борис Константинов добирается до работы на самокате, но возможно, в глубине души и хотел бы прокатиться на таком «горбатом», а у Виктора Антонова с таким авто связаны добрые воспоминания.

Виктор Антонов: «Я на права сдал лет пятнадцать назад, но ездить так и не стал, больше ходить люблю. А вот у моего отца был ровно такой голубой запорожец, я поэтому даже номера такие же сделал – 21-20. Было желание погрузиться в воспоминания, передать привкус того времени, которое сейчас так активно хают. Тогда много было плохого, но воспоминания и ощущения от тех лет светлые, во всяком случае, не поганые».

Сюжет спектакля прост и даже банален. Веня и Зина копили деньги на поездку к морю, а муж потратил всё на «запор», с тех пор стал пропадать в гараже и напрочь забыл о своей супруге. И вот Зиночка одна обедает, одна ложится спать, и зритель слышит мелодии знакомой песни: «Между мною и тобою гул небытия…», хорошо иллюстрирующей состояние Зины.

И хотя виновником всех событий становится именно этот «запорожец», история всё же о любви, людях и советском времени.

Борис Константинов, режиссёр спектакля «Железо»:

«Поговорить мы хотим о тех, кого уже нет рядом с нами. Это некий поклон, привет родителям. Мы отправляем зрителей в ту эпоху, под названием «совок». У меня нет какой-то романтической любви к тем временам, а есть – к тем людям, которые тогда были молоды, и для них это было кайфовое время. Этот спектакль памяти тех людей, которым было тогда хорошо, которые верили, надеялись и любили».

Но грусти в спектакле нет. Напротив, здесь всё весело, и все невзгоды жизнерадостные старички принимают с улыбками. Когда Зиночка шьёт и днём, и ночью, а муж ловит рыбу, когда вместо плацкартных билетов муж обзаводится грудой железа, они вместе оптимистично преодолевают эти сложности. С улыбкой говорят о прожитой жизни, за которую ничего и не заработали… Ну, хотя, как ничего – есть грамоты почётные! (в зале - понимающий хохот).

Это вкратце. На самом деле в этом спектакле – целая жизнь советского народа с образами и шутками, с песнями и атрибутами «совка», понятными только нашему человеку.

Конечно, говорить о спектакле – дело неблагодарное, его нужно смотреть. Как рассказывает и сам режиссёр, он же и автор сценария, в театре кукол важны визуальные образы, а не слова: «Для меня нет сегодня интересных пьес для кукольного театра. Обычно драматурги, пишущие для кукольного театра и не работавшие в театре кукол, пишут словами. А мы стараемся слова убрать, работать с образами, метафорами, символами».

Поэтому главное в спектакле – куклы и декорации. Все действия разворачиваются рядом, внутри и под автомобилем. Он – воплощение мечты, виновник трагедий и семейных разборок. Этот интересный режиссёрский приём ещё сильнее создаёт ощущение атмосферы 60-х годов прошлого века, когда копили на холодильник, польскую стенку (или как здесь – на море с пальмами), и вокруг этого складывалась жизнь.

Куклы Зиночки и Вени то маленькие, то ростовые, которыми уже руководят два-три человека. Для режиссёра это тоже было важным моментом: над каждой деталью в спектакле должен работать не кто-то один, а вся труппа, тогда спектакль живёт и энергетически наполнен.

С самого начала спектакля Веню и Зину оберегают ангелы, помогают, направляют и символизируют вечную жизнь. А когда парочка всё же добирается до моря, то ангелы… Именно их образы без слов красноречиво говорят: на этом путешествие не заканчивается, а только начинается.

"