Posted 18 сентября 2015,, 16:00

Published 18 сентября 2015,, 16:00

Modified 12 ноября 2022,, 08:35

Updated 12 ноября 2022,, 08:35

Как живут музыканты в Финляндии. Взгляд со стороны

18 сентября 2015, 16:00
Как живут музыканты в Финляндии. Взгляд со стороны
Сюжет
Статьи

Ни для кого не секрет, что культура в наше время финансируется плохо, а зарплаты у музыкантов в государственных учреждениях в районе десяти тысяч. Десять тысяч рублей… Ну, что тут скажешь? Поэтому музыканты с радостью выезжают на гастроли за границу, и дело здесь не только в деньгах. Конечно, суточные больше, всегда условия отличные, а главное - за рубежом улучшается и душевное состояние музыкантов.

Но что манит наших артистов, что их так привлекает в заграничных гастролях, в каких условиях им приходится выступать и как проходят концерты симфонической музыки в Финляндии? За этим я понаблюдала, находясь на гастролях с Симфоническим оркестром Карельской филармонии в Йоенсуу, который выступил в концертном зале «Карелия» с концертом к 150-летию финского композитора Яна Сибелиуса.

Диктатура в оркестре – это прошлое?

Карельские музыканты приехали за несколько дней до концерта, и уже на следующий день начались репетиции. График у музыкантов оказался довольно жёстким – утренние и вечерние репетиции по три-четыре часа. Однако дирижёр Юрьен Хемпель оказался очень заботливым и внимательным к оркестрантам, зачастую отпускал музыкантов немного раньше.

Юрген Хемпель, главный дирижёр и художественный руководитель оркестра города Йоенсуу:

Я не думаю, что у меня диктаторский стиль. Я достаточно расслаблен, спокоен, у меня хорошее чувство юмора и, когда всё сделано, я могу отпустить оркестр с репетиции на час раньше, ведь я считаю, что лучше быть свежим с утра. Конечно, я понимаю, музыкантам тяжело иметь две репетиции в день и, конечно, все устают, я это чувствую, но продолжаю репетицию. Это отчасти диктаторская модель дирижирования. Но я знаю – это древние технологии, почти античные и они уже не работают, поэтому стараюсь от них отказываться.

Лучше, когда оркестранты чувствуют себя комфортно, когда они не напуганы. Есть дирижёры настолько строгие, что люди боятся играть, глотают таблетки. Я не понимаю, зачем это нужно. Если ты любящий и заботящийся дирижёр – жизнь становится проще.

В России же всё по-другому – убеждены те, кто уже много лет работает в Финляндии. Борис Попов с 1987 года играл в Петрозаводском оркестре радио и телевидения и говорит, ему есть с чем сравнивать.

Борис Попов, артист оркестра города Йоенсуу:

В России и Финляндии совершенно по-разному строятся отношения дирижёра и музыкантов. Здесь, в Финляндии, дирижёр не владеет никакой административной властью, он просто музыкант и художественный руководитель. Он не несёт чиновничьей, бюрократической нагрузки, поэтому и отношения складываются уважительные. Здесь музыкант чувствует себя более раскрепощённо. В общем, эта форма более приемлема для музыканта, чем в России, а мне есть с чем сравнивать.

У финских музыкантов всё хорошо!

Тяжёлая дорога, непривычная обстановка, жёсткий график репетиций... Но, несмотря на все трудности и сложности, наши оркестранты всё равно любят гастроли. Говорят, в таких путешествиях есть своя романтика, они становятся чем-то вроде лечебного бальзама.

Надежда Рогушина, артистка Симфонического оркестра Карельской филармонии:

Я приехала за новыми впечатлениями, развеяться и отдохнуть от России. Здесь не так тревожно, как у нас, чувствуется какая-то стабильность. Европейские музыканты очень отличаются от российских: они не дёрганые, интеллигентные, спокойные люди. Наши пока побегают по трём работам, умаются, на репетиции прибегают с высунутыми языками, отыграют и опять на халтуры.... А здесь у музыкантов всё хорошо. Они спокойно отработают три часа, потом пойдут отдыхать, позанимаются своими делами. Очень приятно просто находиться рядом с ними.

Финны любят классику больше, чем россияне?

На последнюю репетицию перед концертом пришли дети. Несколько классов. Всю репетицию сидели смирно, слушали внимательно. Оказывается, это традиционная практика, невероятно полезная и для подрастающего поколения, и для музыкантов.

Несмотря на то, что город – всего чуть больше семидесяти тысяч жителей (для сравнения – в Кондопоге шестьдесят четыре тысячи жителей), зал более чем в пятьсот мест почти всегда полон. Здесь любят музыку, рассказывает дирижёр. Городской оркестр Йоенсуу всего тридцать пять человек, но и таким составом они умудряются играть классические программы, а уж когда удаётся пригласить музыкантов из других городов, а тем более стран – к таким концертам публика проявляет наибольший интерес.

Юрьен Хемпель:

Конечно, это маленький город, но здесь много любителей музыки, поэтому зал в основном полон. Даже когда играли Девятую симфонию Малера, было лишь несколько свободных мест. Финнам, конечно, нравятся хорошие европейские музыканты, но они очень гордый народ, поэтому любят и финских солистов.

Я считаю, что нужно готовить программы всех направлений для разной аудитории. Мы играем поп-музыку (например, музыку из кинофильмов «Пираты Карибского моря», «Звёздные войны»), несколько недель назад на стадионе играли музыку группы «ABBA», у нас много классических программ – каждое направление находит своего слушателя. Слушатели все разные и, я считаю, что нужно удовлетворить вкус каждого.

Нужно думать и о молодёжи, и о старшем поколении. Вот почему я считаю, что оркестр Йоенсуу просто фантастический! Музыканты выступают и в школах, и в домах престарелых, потому что оркестр – это часть общества.

Комфорт влияет на качество исполнения…

Гримёрные артистов расположены на втором этаже (с раковинами и индивидуальными шкафчиками), тут же и место отдыха и даже небольшая спортплощадка – турник.

На первом этаже, прямо за сценой, – место отдыха с мягкими диванами и чаем-кофе в перерывах между репетициями. Стулья у музыкантов индивидуальные: у скрипачей пониже, с ортопедическими сиденьями, у контрабасистов высокие, с различными педалями и под каждым коврик для удобства.

Концертный зал в Йоенсуу напоминает амфитеатр. Конечно, оборудован по последнему слову техники, что даёт отличный звук. Впрочем, публика, как и у нас – самая разная. Как нарядно одетые солидные пары, так и подростки в кедах. Целые семьи и люди поодиночке. В основном, надо заметить, старшего возраста.

Но вот по отношению к посещению концерта, да, различия есть! У финских слушателей больше, что ли, культуры или уважительного отношения к музыкантам, или трепета к музыке. Я не услышала ни одного разговора, ни одного телефонного звонка. От первого и до последнего такта зал сидел, затаив дыхание. Абсолютное внимание, полная погружённость в музыку.

Эпилог.

Но, когда музыкантам предлагают долгосрочные контракты за границей, с большими зарплатами и привлекательными условиями, многие соглашаются не сразу, а некоторые и вовсе готовы отказаться от заграничных благ.

"