Posted 20 августа 2015,, 11:43

Published 20 августа 2015,, 11:43

Modified 12 ноября 2022,, 08:37

Updated 12 ноября 2022,, 08:37

«Какое-то дежа вю»

20 августа 2015, 11:43
«Какое-то дежа вю»

Без современной маршрутной сети муниципальный общественный транспорт так и останется черной дырой для городского бюджета. Появится ли в Петрозаводске в обозримом будущем эффективное транспортное обслуживание с гибкой системой льгот, скидок – по аналогии со многими европейскими городами? Или это фантастика?

Накануне на заседании контрольной комиссии при Петросовете вновь обсуждали положение МУП «Городской транспорт». Как известно, в прошлом году предприятие переживало процедуру банкротства, было введено внешнее наблюдение. Но в январе 2015 года Арбитражный суд постановил банкротство прекратить, поскольку МУП погасил всю кредиторскую задолженность. Директор «Городского транспорта» Максим Луньков тему эту предпочел подробно не развивать, ограничившись ремаркой «за счет чего, вам хорошо известно».

Разумеется, депутаты это прекрасно знают: ведь именно Петросовет в конце прошлого года выделил «Городскому транспорту» очередную дополнительную субсидию, более 60 миллионов рублей, чтобы предприятие могло рассчитаться с долгами. Примечательно, что 8% от этой суммы, то есть 5 миллионов, придется заплатить арбитражному управляющему. Никуда не деться, таков закон – формально-то долги были погашены при нем. Хотя заслуга в этом была депутатов Петросовета и городского бюджета. В действительности же о каком-либо финансовом оздоровлении предприятия, судя по всему, говорить не приходится.

По крайней мере, такой вывод напрашивался из выступления директора МУПа перед депутатами. Максим Луньков оказался в сложном положении, поскольку перед ним явно стояли две взаимоисключающие задачи. С одной стороны, относительно недавно занявшему пост руководителю вроде бы надо показать, что дела пошли лучше и есть какие-то положительные результаты. С другой, требуется убедить депутатов, что «Городскому транспорту» опять нужны очередные финансовые вливания – выделенных с начала года субсидий предприятию вновь не хватило.

«Прибыль» на бумаге

Словом, вначале Максим Луньков заявил, что в 2014 году предприятие сработало с прибылью, причем «с большой». Как выяснилось впоследствии в обсуждении, речь идет чуть ли не о 22 миллионах рублей. За первое полугодие 2015 года прибыль, по словам директора, тоже есть.

Позвольте, если все так отлично, то о каких еще бюджетных субсидиях может идти разговор? А если он все-таки затевается руководством предприятия, то впору спросить, куда же делась эта многомиллионная прибыль (учитывая, еще раз напомним, что с начала года МУП получил свыше 70 миллионов поддержки из городской казны)? В общем, Максиму Лунькову пришлось пояснить:

- Это так называемая бухгалтерская прибыль, на бумаге. Были убытки прошлых лет, 2011-2012 года. Когда решением сессии городского совета в декабре (прошлого года – прим.ред.) были выделены денежные средства на погашение в том числе этих убытков, которые находились в рееестре задолженности, по бухгалтерскому балансу эти доходы отражаются в том периоде, в котором поступают на предприятие. На бумаге появляется прибыль, бухгалтерская. По налоговой отчетности этой прибыли нет.

Словом, как в детской песенке – «мед это очень странный предмет, если он есть, то его сразу нет». При дальнейшем обсуждении выяснилось, что все еще хуже, чем может показаться на первый взгляд. Депутаты решили узнать, какова на сегодняшний день дебиторская и кредиторская задолженность предприятия.

- Так вам с ходу не могу сумму озвучить дебиторской и кредиторской задолженности. Могу сумму озвучить потребности в денежных средствах предприятия до конца года, - ответил директор.

По его словам, выделенные субсидии на компенсацию поездок по разовым билетам, то есть те самые 71,5 миллионов рублей, «освоены полностью». То есть закончились. При этом за июль уже накопилось долгов на 4 миллиона рублей за электроэнергию, свыше миллиона рублей – за теплоэнергию. В ближайшее время потребуется уплатить и 12 миллионов рублей в Пенсионный фонд…

Оказалось, что МУПу требуется еще 55 миллионов, «до конца года». Хотя, судя по сложившейся практике, нет никакой гарантии, что где-нибудь в ноябре-декабре «Городской транспорт» опять не попросить денег, чтобы погасить еще какие-нибудь долги и убытки…

- При всем моем к вам уважении - может, тогда я стану директором или любой, кто здесь находится? Буду приходить и брать деньги? Ваша-то роль как руководителя в чем? – возмутился депутат Александр Анишин.

Загоняют в антагонизм

Его коллега Павел Сандберг попытался снизить накал дискуссии. По его мнению, неправильно делать крайним МУП и его директора. Проблема в том, что у городской администрации как не было, так и нет единой продуманной транспортной политики. По сути, сейчас все строится на том, что дотируемое троллейбусное предприятие загоняют в антагонизм с частными перевозчиками.

При том, что ситуация эта, похоже, и муниципальному предприятию ничего хорошего не несет, и частники ее со своей стороны считают несправедливой. Так, Маским Луньков заявил, что конкурировать с частными транспортными компаниями МУП не может, поскольку у него все «по-белому», все взносы, зарплаты и так далее. Представителей частных перевозчиков на заседании комиссии не было, а жаль – наверное, у них нашлось бы, что на это ответить. Один из серьезных аргументов – в очень многие районы города троллейбусы не ходят. Между тем, в той же Сулажгоре, Соломенном, на Птицефабрике и так далее тоже живут и пенсионеры, и многодетные семьи, и малоимущие граждане, интересами которых так любит объяснять необходимость «социального транспорта» мэрия. Но они-то как раз этого «социального транспорта» лишены, и вынуждены ездить за полную стоимость на автобусах…

Между тем, вопрос о том, чтобы дотировать социальный проезд не только на троллейбусах, но и в автобусах – естественно, при строгом соблюдении частными перевозчиками обязательств возить льготников – поднимался уже не раз. Как считает Павел Сандберг, надо выработать единый подход и к цене, и качеству услуги, и к расписанию.

- Этим должны заниматься городские чиновники, ведь все это — необходимые элементы развития общественного транспорта, - уверен депутат.

Однако некоторые его коллеги настроены скептически: просто не верят, что в горадминистрации в обозримом будущем захотят менять ситуацию.

- Это уже какое-то дежа вю. Мы и три месяца назад то же самое обсуждали, и еще раньше, - сказал на заседании комиссии Александр Анишин.

По его словам, городская администрация уже обещала, что займется разработкой транспортной политики, но все каждый раз заканчивается просьбами выделить очередные деньги МУПу. Как выяснилось, за прошлый год троллейбусное предприятие в общей сложности из бюджетов разных уровней получило 150 миллионов рублей. Если учесть, что около 60 миллионов ушли на погашение долгов, на текущую деятельность МУПу было выделено 90 миллионов. В этом году, учитывая просьбу о новой субсидии, поддержка МУПа обойдется городскому бюджету почти в 130 миллионов рублей. Депутаты поинтересовались: а что будет в следующем году? Предприятие попросит уже 190 миллионов?

Депутат Валерий Матвеев со своей стороны спросил у представителей горадминистрации: а есть ли вообще сейчас в городском бюджете эти 55 миллионов?

- Сейчас нет, но мы найдем… - сообщила руководитель комитета ЖКХ Елена Еремеева.

Где, на какой, образно выражаясь, дороге, чиновники найдут такую сумму – огромную, на самом деле, для дефицитной городской казны – Елена Еремеева объяснять отказалась.

Очередной эксперимент за счет бюджета?

Между тем, решения мэрии нынешнюю ситуацию только усугубляют. Вместо того, чтобы задуматься об улучшении транспортной доступности самых отдаленных микрорайонов, о том, как там организовать социальный проезд для тех же льготников, мэрия вводит новые автобусные маршруты, которые… практически полностью дублируют троллейбусные. Мало того, выстраивает муниципальный конкурс так, что единственными требованиями остаются только наличие лицензии и цена. Соответственно, побеждает компания, которая объявляет, что будет возить пассажиров за 10 рублей (маршрут № 26). И пять месяцев действительно возит, благополучно отбирая пассажиропоток у муниципальных троллейбусов. Теперь же, когда цель достигнута, коммерсанты объявляют: «Сюрприз!» Уже со следующего понедельника цена на проезд повышается до 15 рублей…

Так какова же была цель этого очередного 10-рублевого эксперимента? Протолкнуть «нужную» фирму? Позволить ей забрать поток у муниципального предприятия, где каждый пассажир на счету? Зачем – чтобы МУП опять не смог свести концы с концами?

Словом, сплошные вопросы… Выходов из этой ситуации немного. Если мэрия и дальше будет противопоставлять муниципальный транспорт частному, тогда… Вариант первый. «Конкуренцию» в таких условиях, о которых сказано выше, МУП, конечно, все время будет проигрывать. И суммы на его поддержку из бюджета будут расти в геометрической прогрессии. Между тем, и без того по прогнозам в 2017 году дыра в городской казне достигнет почти 2,5 миллиарда рублей – почти половина всей доходной части… Где карельская столица будет брать деньги на огромные субсидии «Городскому транспорту», совершенно неясно. Их, этих денег, просто не будет.

Вариант второй – это как раз то, что предлагают депутаты. Создать интегрированную систему общественного транспорта. Разработать современную сеть маршрутов, чтобы частные перевозчики не дублировали троллейбусные направления, отбирая у МУПа доходы, и в то же время обеспечивали горожанам возможность добраться в новые, активно строящиеся жилые микрорайоны, к примеру. Причем добраться по приемлемой цене – а это возможно, если разработать гибкую и многообразную, общую для всех видов транспорта, систему льгот и скидок: и для маршрутов с пересадками, и для определенного количества поездок в месяц… Как объясняет Павел Сандберг, никто не отрицает, что муниципальный транспорт надо субсидировать, поскольку он выполняет важнейшую социальную функцию. Но нужно искать такой выход, чтобы все-таки прервать порочный круг, когда нагрузка на бюджет растет уже с какой-то космической скоростью…

Если горадминистрация заниматься этим не желает, то Петросовет готов взять разработку такой системы на себя. За соответствующие изменения в положении об организации транспортного обслуживания депутаты проголосовали на внеочередной сессии 5 августа. Галина Ширшина, как и следовало ожидать, наложила на это решение вето. Депутаты его, вероятнее всего, на следующей сессии преодолеют, но… Это очередной пример того, что мэрия, похоже, заинтересована в чем угодно, но только не в совместном с Петросоветом поиске реального решения проблемы. Почему? Кому-то в мэрии выгодно, чтобы муниципальный транспорт оставался бездонной воронкой для выкачивания бюджетных денег?

Как бы то ни было, вчера депутаты все-таки рекомендовали горадминистрации представить свои предложения и по источникам, из которых могут быть выделены субсидии МУПу, и по транспортной политике к заседанию комиссии по бюджету, которое состоится в конце августа. Будет ли от этого толк, увидим.

"