Posted 24 июля 2015,, 14:20

Published 24 июля 2015,, 14:20

Modified 12 ноября 2022,, 08:38

Updated 12 ноября 2022,, 08:38

Железная гонка для железных людей

24 июля 2015, 14:20
Железная гонка для железных людей

В Карелии появился свой Тони Старк . Нет, он не ходит в костюме-броне, не летает над городом и пока не обзавелся дружбой с Капитаном Америка и Тором. Зато он плавает, ездит на велосипеде и бежит марафон за 13,5 часов. Петрозаводчанин Тимур Зорняков принял участие в чемпионате Европы по триатлону в серии Ironmen. Спортивное состязание проходило в немецком Франкфурте.

По условиям гонки атлеты проходят дистанцию, состоящую из трех этапов: заплыв на 3,86 километра, велозаезд на 180,25 километра и марафон длиною в 42,2 километра. Все это нужно преодолеть за 17 часов. На каждую часть соревнования выделен определенный отрезок времени. Выбившись из него, спортсмен дисквалифицируется. Так, на плавание дается, примерно, два часа. Те, кто уложились в необходимые промежутки, получают звание Ironman или Железный человек.

Накануне в одном из клубов карельской столицы прошла встреча с выносливым Тимуром. Мы сходили на нее, чтобы узнать секреты успеха настоящего Железного человека.

О гонке

- Самое большое впечатление связано с тем, как одновременно стартовали 2,5 тысячи человек. Мне это напомнило картину, когда горбуши на Дальнем Востоке идут на нерест. Очень много людей, очень много рук, ног, плотный контакт. Это все продолжается полтора часа. Атлеты выходят из воды, после чего начинается велогонка. Самое тяжелое – это бег, особенно первые 10 километров. Ближе к концу понимаешь, что нужно просто дойти или доползти. Я был уверен, что те полтора часа, которые у меня есть в запасе, позволят мне финишировать.

О результате

- Мне не удалось пройти дистанцию за то время, какое я запланировал. 13 часов - не тот итог, с которым бы хотелось заканчивать гонку. В чем-то помешала погода: +38 во Франкфурте - это не +18 в Петрозаводске. Народ заживо падал. С учетом условий, мне пришлось немного изменить план гонки. Сразу скажу, что планировал я ее с тренером. Один не решился на такое мероприятие.

О велогонке

- Гонка Ironman считается сугубо индивидуальной, поэтому здесь запрещено лидировать. Между спортсменами должно быть определенное расстояние. Тем, кто его нарушает, назначают штраф: человек заезжает в пенальти-бокс, где он находится в течение пяти минут.

О велосипеде

- Это шоссейный велосипед, который сделан из композитных материалов. Железные у него только спицы и педали. Остальное сделано из карбона, что существенно облегчает задачу по его перевозке. Этот комбинированный велосипед позволяет участвовать в соревнованиях международного класса. Сколько он стоит? Сумму называть не буду, но цифра выпадает за линейку цен тех велосипедов, которые продаются в городе. Я приобретал свой в Москве. Хотя мне приходилось видеть людей и на боле старых моделях. На них участники тоже добиваются хороших результатов. Педали нужно крутить независимо от того, какого класса у тебя велосипед.

О тренировках

- К чемпионату я готовился ежедневно по полтора часа в день. Перед стартом занятия по выходным дням занимали уже по 4-5 часов - бегал, плавал, катался на велосипеде. Кроме того, я делал совместные тренировки: проезжаешь 100 километров на велосипеде, потом 10 километров бежишь ногами. У триатлетов это называется кирпич, от английского brick – bike and run.

О возрасте

- Мне 43. В любом возрасте можно с чего-то начать. Главное, подходить к тренировкам с головой. Я уже пробежал несколько марафонов в Стокгольме, в Амстердаме. Смотрел там на людей и с удивлением обнаруживал на дистанциях почтенных старцев. Я считал раньше, что в этом возрасте уж точно надо сидеть дома. Нет, они бегут, причем так прытко! На одном из марафонов один дед годов семидесяти, обгоняя, похлопал меня по плечу и сказал «Timur, go!», мол, шевели ногами, чего ты так медленно бежишь.

О мотивации

- Я занимался любимой работой, которой отдал 20 лет. Потом наступил момент, когда захотелось сделать что-то еще в своей жизни. Как раз прозвучал звонок от друга, который пригласил меня пробежать с ним небольшую дистанцию: Пушкин – Санкт-Петербург. Я с радостью согласился, но это оказалось тяжелее, чем я планировал. Тогда я понял, что к таким мероприятиям нужно готовиться. Полтора года назад осознал, что просто готовиться – мало, нужно делать это очень серьезно, с тренером. Без него никак.

Об экстриме

- Работа, которой я раньше занимался, была напрямую связна с экстремальными видами спорта. Я командовал подразделением специального назначения. Соответственно, приходится сейчас поддерживать себя в форме, иначе можно расклеиться.

О килограммах

- Как правило, я нахожусь в одном весе. Придерживаюсь правильного питания. Я имею в виду то, что оно подходит для восстановления сил организма. Иначе можно загнать себя. Во время самой гонки ты сбрасываешь что-то, конечно. Я недосчитался трех килограммов, но потом все это вернулось обратно.

О финише

- Самый трогательный момент соревнований, наверное, был на финише. Те, кто не успели добежать за положенное время, по-прежнему бегут, идут, даже ползут. За чертой их ждут друзья, родные и близкие, но они уже не попадут в анналы истории. Для них проделанная работа превращается в тренировочный забег. Это грустно. С другой стороны, это четкие правила соревнований, которые не позволяют растянуть гонку на несколько дней. Когда время истекло, на табло загорелась надпись «До встречи в следующем году». Мне показалось это немного циничным.

О восстановлении после Ironmen

- После финиша ночь была бессонной. Меня немножечко поколачивало от количества затраченной энергии. За гонку было потрачено около 8,5 тысяч калорий. По дороге я питался достаточно плотно через каждые 20 минут. Поэтому мне удалось избежать коллапса, который наступает иногда у людей после того, как они теряют всю энергию. После Ironman-a мне рекомендовали отдохнуть от спорта две недели.

О детях в триатлоне

- В Карелии до этого года вообще не было даже взрослого триатлона. Сейчас у нас появилась своя федерация. К счастью, дети не занимаются триатлоном. Существует огромное количество дистанций, на которые могут выйти молодые спортсмены. Но на сверхтяжелые дистанции, как правило, приходят люди, достигшие определенного успеха в одном из видов спорта: велосипедисты, легкоатлеты… Они ищут для себя разнообразия. Например, знаменитый велосипедист Лэнс Армстронг после допингового скандала пришел в триатлон и показывает там хорошие результаты. Если же говорить о детском триатлоне, то я бы отдал предпочтение одному из его этапов. Например, плаванью. Нужно уметь держаться на воде. Велосипеду мы учимся с детства, а бег придет со временем.

О чемпионате Ironman в России

- Шесть-семь лет назад группа энтузиастов решила осуществить, казалось бы, несбыточную мечту – провести в России чемпионат Ironman и набрать хотя бы 800 человек, которые были бы готовы стартовать у нас в стране. Все прекрасно понимают, что любое соревнование в мире требует дополнительных расходов. К сожалению, все гонки оплачиваются в нашем случае только стартующими. Это все недешево. Тем не менее, думаю, что мы близки к заветной цели. В сентябре в Сочи пройдет первый старт на половину «железной» дистанции: все дисциплины поделены надвое. Сочинцы планируют в ближайшие год-два приобрести франшизу Ironman и провести первый в России старт. Тогда наша страна прогремит в триатлоне. Пока, к сожалению, с триатлонистами у нас есть проблемы.

О Железном человеке

- Я смотрел фильм «Железный человек». Он мне нравится. Но если говорить о железных людях, то мне больше по душе железный дровосек из "Волшебника Изумрудного города". Это история из детства, на которой вырос и я, и мой сын. Дровосек просил у Гудвина сердце. Наверное, многим из нас его не хватает. Я понимаю в этом случае сказочного героя.

"