Posted 22 июля 2015,, 06:00

Published 22 июля 2015,, 06:00

Modified 12 ноября 2022,, 08:38

Updated 12 ноября 2022,, 08:38

Зачем нужна женщина на палубе?

22 июля 2015, 06:00
Зачем нужна женщина на палубе?

В Карелии во всю идет «Онежская регата-2015» . Соревнования имеют большую историю в нашей республике. Не будет ошибкой назвать их самым крупным ежегодным спортивным событием, которое принимает Петрозаводск. Тем парадоксальнее, что мы не так много знаем о парусном спорте. Увидев старт, многие не следят за самой гонкой.

Участники регаты пришвартовались у берегов горнолыжного курорта Ялгуба, где команды пережили ночь. Накануне лодки оправились в сторону Кондопоги. Перед выходом на воду мы поговорили с Инной Карамян, членом единственного женского экипажа на этих соревнованиях, который на поверку оказался не совсем женским. Их яхта «Шалун» после второго дня занимает десятое место из восемнадцати возможных. Инна рассказала, как девушки справляются с бытовыми неудобствами во время гонки, чем капитан-женщина отличается от капитана-мужчины и чем занимаются яхтсмены на берегу.

Как Вам погода?

- Вообще ожидали каких-то морозов, но пока погода балует. Мы смотрели, что будет 12 градусов днем, новью 6-8 выше нуля, поэтому легких вещей вообще с собой не взяли. Даже пуховое прихватили. А для регаты, кстати, нормальная парусная погода. Мертвых штилей нет, штормов тоже. Но обещают сильные ветра на вторую половину гонок, так что ждем.

По ночам гонка прекращается. Вы спите на лодке? Туда все вмещаются?

- На лодке. Туда все влезают, но немножко штабелями, как шпроты. Вика [Виктория Веселова – капитан яхты «Шалун»] с мужем иногда не ночует с нами - они уходят в гостиницу. Тогда нас трое. Трое – это вообще простор-простор.

Сколько всего человек идет на «Шалуне»? Перед началом регаты сообщалось, что это чисто женский экипаж…

- Нас пять, но сейчас это уже не женская команда. Когда-то она была такой. Сейчас из пятерых человек на лодке трое – мужчины. Так что команда далеко не женская, но женщина – капитан.

Есть разница ходить под командованием женщины или мужчины?

- Все капитаны разные. Даже не могу сказать. Мужчины капитаны больше матерятся, это да. Хотя и женщины разные бывают. Так что это тоже не правило. У каждого свой стиль. Я не с таким количеством капитанов ходила, чтобы сделать какие-то выводы. Единственное, пожалуй, что мужчины на язык свободнее. Вообще не стесняются.

В бытовом плане на длинных дистанциях с кем проще?

- Конечно, с женщинами проще. Нет этого «отвернись». Хотя со временем появляется профессиональный пофигизм.

Наверное, у всех женщин есть какой-то утренний и вечерний ритуалы. Он мужчин не обременяет?

- Я не обременяю мужчин этим. Стараюсь сделать все незаметно, на берегу. Никто никого не напрягает. Конечно, здесь не получается выглядеть красивой, так что надо относиться к этому проще и естественнее.

Сколько у Вас утром уходит времени на себя?

- Зависит от очереди в туалете, честно говоря. Минут 10, наверное.

Сколько лет Вы уже ходите под парусом?

- Я занимаюсь пять лет. С Викой хожу уже больше трех. Кстати, в России – это мой первый выезд. До этого – только в Москве участвовала в гонках. А так, я была в основном на Средиземном море: Турция, Греция, Хорватия, Италия. Ходили в Голландии.

Как Вас увлек этот вид спорта?

- Совершенно случайно. Вообще, в это дело обычно люди приходят потомственно – родители приводят. Яхтсмены очень заразительные люди. Они своих детей обязательно в это пихают. Например, у нас в команде есть Глеб - он яхтсмен в третьем поколении. А есть люди, которые случайно попали. Просто там, где они были, рядом оказался яхт-клуб. У меня вышла смешная история. Нужно было поддержать компанию друзей, которые собрались выйти на яхте. Для этого мне пришлось получить какой-то опыт. Я поехала в школу яхтсменов в Турцию. Провела там две недели, и там же в первый раз ступила на борт. Тогда я поняла, что все. Этот момент перекроил всю мою жизнь. С тех пор я очень много занимаюсь парусным спортом.

Чему учат в таких школах, где Вы оказались?

- Там выдают лицензии на управление яхтами. Учат какому-то минимуму: как ставить паруса, какие ветра дуют, какими курсами идти, навигации, швартовке. Никаким гоночным тонкостям там не обучают – только остаться наплаву и не помереть. После одной такой школы ты не вполне все усваиваешь, но появляется понимание перспективы. Потом ты ходишь с разными капитанами, читаешь книжки, доучиваешься…

Какая у Вас роль на борту? Вообще разделены как-то функции внутри команды?

- Роли разделены примерно, не жестко. При необходимости, каждый может подменить товарища. Моя роль на данный момент в большей степени – это бАковый . Я работаю на носу: ставлю рею, поднимаю-опускаю стаксель, поднимаю спинакер… В основном, я включаюсь в процесс на попутных курсах. Когда идет лавировка, баковый не нужен.

Вы сказали, что перекроили всю жизнь после прихода в парусный спорт. Какую роль он для вас теперь играет?

- Я все лето этим занимаюсь. Весь сезон я не работаю.

Кто Вы по специальности?

- Физик. Окончила МФТИ. У меня было много разных профессий, но сейчас я - фрилансер. Пришлось заняться этим, потому что ни одна работа такого образа жизни не потерпит. Основную часть времени я – репетитор по физике, математике. Получается, что осень, зиму, весну учу детей, а летом ухожу на каникулы.

Расскажите о других членах команды? Чем они занимаются на берегу?

- Наш капитан – Вика. В обычной жизни она работает аналитиком в «Телекоме». Ее муж - профессор института математики МГУ. Как и Вика, он - член яхт-клуба университета. Есть Кирилл, которого притащила я и тем самым сломала женскую команду. Он учился вместе со мной. Когда-то я привела его в свой экипаж (я сама тоже хожу как капитан иногда). Теперь он и на «Шалуне», а работает в Яндексе. Есть Глеб, который не ходит с нами в Москве, но приехал в составе экипажа на Онего. Он – студент химфака и самый опытный яхтсмен из нас. Закончил парусную ШВСМ [школа высшего спортивного мастерства], был в сборной.

Кто придумал название вашей яхте?

- Яхта у нас очень древняя. Название ей придумали лет 25 назад. Так что имя от нас не зависело. Сама лодка принадлежит яхт-клубу МГУ. Это не частное судно.

Название счастливое?

- Я думаю, да. Лодка живая уже сколько лет. Все экипажи, которые на ней ходили, тоже живые. Никаких несчастных случаев на ней не происходило [стучит по дереву]. Никаких критических поломок киля, мачты не случалось.

Яхта для многих – это атрибут богатой красивой жизни…

- Бокалы мартини, бикини… Нет, это все неправда. Парусный спорт к этому вообще не относится. Парусный спорт очень терпеливый. Ты должен и под солнцем жариться, и под ветром мерзнуть. Никакого отношения к лакшери жизни он не имеет. Но вид спорта, конечно, дорогой.

Сколько в среднем стоит увлечение?

- На нас – содержание лодки, поломки. Наша команда не тратим больших денег. Но совсем без них тут не получится, потому что исправлять поломки очень дорого. Экипировка стоит дорого. Диапазон возможных трат лежит в промежутке от 150 тысяч в год на всю команду и до бесконечности. Ты можешь шить супер крутые паруса, менять киль, мачту. Скажем, у нас нет проблемы со стоянкой, потому что лодка принадлежит яхт-клубу, который имеет свою территорию. А так, чем больше лодка, тем дороже ее стоянка обходится в год владельцам. Цены, примерно, от 50 тысяч и выше.

Летом Вы тренируетесь на воде. А вне сезона, как поддерживаете форму?

- Кто как. Зимой в Москве нечем заниматься. Я, если есть возможность, выбираюсь на лыжах покататься, посещаю фитнес-клубы, как обычные люди. Читаю книжки по тактике. У меня нет классической парусной школы. Но этот спорт постигается в основном на опыте. Чем больше опыта, тем лучше все понимаешь. Почитать и послушать очень полезно, но мало. Надо ходить, гоняться.

А с точки зрения физиологии, что больше всего устает во время гонки?

- Руки и спина. У кого-то сильно страдают колени. Что еще страдает? Шея, когда ты смотришь несколько часов на парус. На этих лодках, на которых мы сейчас ходим, много физической силы не нужно. Есть еще меньше, но там вообще работаешь как каскадер. Скажем, лодки олимпийских классов сильно меньше наших.

Навыки из парусного спорта помогают в жизни?

- Я думаю, что появляется скорость реакции, быстрее приходят какие-то технические решения. Ты начинаешь все видеть на яхте: что где запуталось, куда надо метнуться что-то сделать. На лодке одна проблема тащит за собой другую. Что-то запуталось, а рядом находится другая лодка или берег…

Когда ты только начинаешь ходить под парусом, то чувствуешь себя полным тормозом. Капитан на тебя кричит, ты не понимаешь… Со временем быстрота реакции развивается, появляется умение быстро что-то предпринять, сообразить, что нужно сделать.

В репетиторстве Вам это помогает?

- Командный голос скорее помогает. Парусный спорт еще учит спокойствию. Отношению «сломалось – очень жалко, но что делать». Тут постоянно что-то выходит из строя, не получается. Когда ты зависим от стихии, понимаешь, что важно подождать, перетерпеть. В жизни этот навык помогает.

Один из участников нынешней регаты сказал в интервью, что во время гонки участники «грызут друг другу глотки». У женщин это получается?

- Получается. У Вики, по крайней мере, да. Про себя не знаю, я скорее скромная. А Вика жесткая, может кого-то не пускать, давить. Но это нормально, если в рамках правил.

Парусный спорт жесткий?

- Считается, что он джентельменский. Он таким и должен быть, потому что если у тебя что-то сломается, то те, кто только что грызли глотку, придут на помощь. Честность правил должна как-то соблюдаться. Хотя, конечно, парусный спорт достаточно контактный: по несколько часов лодки могут упираться, не выпускать друг друга. Но это не как в футболе – до мордобоя не доходит.

"