Posted 17 июля 2015,, 08:41

Published 17 июля 2015,, 08:41

Modified 12 ноября 2022,, 08:39

Updated 12 ноября 2022,, 08:39

Зал ожидания для аварийных

17 июля 2015, 08:41
Зал ожидания для аварийных
Сюжет
Статьи

В Петрозаводске немало домов с историей. Речь сейчас не о прибитых к стенам памятных табличках с именами известных людей. Сгоревшая бывшая детская поликлиника , дома с уровнем средневековых коммуникаций на улице Белинского , недостроенные жилые комплексы на набережной Варкауса… Список можно продолжить. Застывшее частное строительство – это больной вопрос, прежде всего, для руководства компании. Когда замораживают возведение муниципального жилья, то страдать начинают люди, ждущие переезда в новые квартиры. Чаще всего зал ожидания для них – аварийные дома, в которых гуляют полы и проваливаются унитазы.

Один из таких городских недостроев находится в Пятом поселке на улице Муезерская. Здесь в 2012 году могли появиться два трехэтажных шестидесятиквартирных дома. Они должны были принять жильцов из 16 домов, признанных аварийными. План был предусмотрен федеральной программой по расселению из аварийного жилья. Сейчас середина 2015-го, и вместо счастливо живущих семей, на Муезерской стоят полтора этажа и одинокий фундамент. Мы попытались разобраться, что станет с этими газобетонными останками в районе Петрозаводска и что по этому поводу думают их предполагаемые жильцы.

«ЖИТЬ ПОКА МОЖНО»

Деревянный дом живописно окружен разросшейся рядом зеленью. Уголок спокойствия вокруг возвышающихся пятиэтажных «хрущевок» и новостроев во дворе улицы маршала Мерецкова. Кажется, чего еще можно желать? Жить в расширенном центре и не страдать от проезжающих мимом машин. Однако подобной перспективой российского жителя не обмануть. Все знают, что за умиротворенной картинкой из тургеневского рассказа стоит полублагоутроенное жилье без горячей воды, которому, зачастую не поможет ни один капитальный и сильно затратный ремонт.

Геннадий живет здесь уже четвертый год – переехал в квартиру к супруге. О том, куда их дом собираются расселять, в деталях не знает. Про строительство на Муезерской слышал только то, что его остановили. В сроки, которые указаны на табличке с надписью «Ваш дом будет расселен», не верит. В интернете они с женой прочитали, что их жилье не будут сносить, а отремонтируют к 2018 году. А ведь еще до переезда Геннадия сюда, у постройки пошел швами фундамент, соседям самостоятельно пришлось его залатывать.

- Сейчас лето – в доме постоянная влажность. Что-то трогать я боюсь. Уже один раз тронул, и у меня здесь все полетело к чертям. Соседи скоро придут к нам в гости, вниз, - смеется Геннадий. – Такое ощущение, что все уже здесь прогнило. Состояние дома критическое. Тут как-то туалет чуть не провалился, пришлось переделывать. Сделали косметический ремонт, но здесь тронь гайку – все рванет. Когда начинается весна, чувствуется, что дом гуляет. Он у нас уже наклонился. Если посмотрите из коридора в зал, увидите огромный скат.

На первый взгляд, какого-то ужасающего впечатления изнутри аварийные дома не создают. Так могут выглядеть и квартиры в «хрущевках», которые вряд ли кто-то начнет сносить в ближайшие годы. Часть жильцов ждет расселения уже порядка 20 лет, поэтому к срокам переезда в новое жилье относится с иронией. Когда еще это случится, а жить нужно сейчас. Поэтому кто-то самостоятельно встраивает душевые кабинки в полублаги, вставляет пластиковые окна в деревянные стены. Привычка – вторая натура, - говорили древние. Вот и Михаил, житель дома в Станционном переулке, уже не хочет никуда переезжать. Вместе с домом на Мерецкова эта и еще одна «деревяшка» в переулке попали в список ожидающих строительства на Муезерской.

- Когда дети были маленькие, мы были готовы. Честно говоря, все эти сроки уже не так волнуют. Еще раньше нас собирались переселить на Ключевую, но, вроде потом этот дом отдали под ветеранов. Жить здесь пока можно. Главная проблема, что нет душа и ванной. У нас на втором этаже к этому ничего не приспособлено, если только над унитазом вешать, - сказал Михаил.

Маленькая Аня со своей молодой мамой живет в соседнем доме «под снос» только год. Первый этаж создает впечатление большой коммунальной квартиры: влажный воздух в освещенном предбаннике будто напоминает, что здесь только сушили белье, а веревки унесли только что, дабы не украли. В подъезде висит объявление: «Молодежь! Грейтесь, курите и грызите семечки в своих подъездах!».

Вика переехала сюда вместе с мужем, и молодая семья очень ждет новую квартиру. Мамочка сразу демонстрирует следы от протечек соседей, старые трубы в туалете и другие проблемные места их двухкомнатного жилья. Фоном работает плоский телевизор с включенным музыкальным каналом. На давно не знавшем краски полу лежат ковровые покрытия. На них – разбросанные игрушки, детские горшки. Для того, чтобы помыть ребенка, Вике приходится греть воду в кастрюльках, так как бойлера в квартире нет. С ними по соседству за железной дверью живут люди, которые поставили себе не только водонагреватель, но и душевую кабинку. Но Вика с мужем пока не торопятся обустраивать свой быт. Если до конца года они не переедут, то попробуют продать эту квартиру и купить благоустроенное жилье.

Думаете, легко будет продавать?

- Сейчас весит много объявлений «куплю квартиру в вашем доме». Люди покупают то, что пойдет под снос, чтобы потом получить жилплощадь в новом здании. Оставаться здесь ужасно! Все течет, раковина забивается в кухне. Зимой очень холодно, в полу – щели. Приходится включать обогреватели, из-за этого много денег уходит за электричество. Горячей воды нет. До плановых отключений мы подсоединяли шланг к общей трубе, так и прожили зиму. А сейчас греем - нет денег на бойлер. Скажем, Гена из 11-й квартиры поставил себе душ или ванную, но это потому, что они здесь уже давно живут. Мне муж предлагал сделать ремонт, но я отговорила его. Если бы дом не шел под снос, в этом был бы смысл.

А верите, что вас переселят?

- Если эти белые таблички повесили, так, наверное, да.

ПОЛТОРЫ КОМНАТЫ

Жители домов с Мерецкова и Станционного переулка, которых вместе с еще 13-ю адресами собираются переселить в новые дома в Пятом поселке, ждут своей очереди с 2012 года. Тогда петрозаводская администрация, возглавляемая Николаем Левиным, подготовила документы на строительство двух жилых домов на улице Муезерской. Все это происходило в рамках федеральной программы по расселению аварийного жилья: на строительство выделяются средства из федерального, республиканского и муниципального бюджетов. Еще одним важным условием является строгое соблюдение сроков переселения граждан. С этим как раз у той администрации и случился конфуз. По итогам аукциона подрядчиком стала строительная компания ООО «Омега».

- На объект пришел слабый подрядчик, - говорит экс-начальник комитета экономики и управления муниципальным имуществом Евгений Фрейдин. - Проблема в выборе подрядчика общеизвестна: 44-й Федеральный Закон вынуждает выбирать того, кто даст наименьшую цену. Часто участниками аукционов становятся те, кого вытеснили с других рынков. Мы подозревали, что «Омега» именно такая компания.

Жители Пятого поселка помнят, как три года назад тут, не переставая, работала техника, как осушали болото, следы которого, словно ров, окружили газобетонные сооружения. Ходили слухи, что именно оно послужило причиной, почему работа так и не была завершена. Бывший городской чиновник, курировавший эти процессы, назвал подобные теории бредом.

- Если бы мы построили эти дома, в планах было развитие территории за болотом. Красивая ровная площадка и рядом расположенные сети – это был бы самый простой вариант для подрядчика. Здесь же – болото, серьезные грунты: внизу глина, нужно было делать выборку. Наверное, никакому другому объекту наш комитет не уделял столько внимания, сколько этой стройке. Все-таки расселения люди ждут. Мы собирали подрядчика через день, - рассказал Евгений Фрейдин.

В качестве строительного материала был выбран газобетон. При сложном этапе возведения фундамента он позволял достаточно быстро поставить стены будущего дома.

- Сроки выполнения работ были очень жесткие, но реальные. Мы угрожали подрядчику разрывом контракта. Но нужно понимать, разорвать отношения с подрядчиком можно только через суд. А это, как минимум, полгода. А как людям будем жилье сдавать? То есть эти угрозы, конечно, недейственные. Все равно страдают люди, которые ждут квартиру, - добавил бывший заместитель Николая Левина.

В итоге контракт все-таки разорвали по инициативе городской администрации, которая отказалась платить аванс подрядчику за невыполненную работу. Как и у многих небольших строительных компаний, у «Омеги» не оказалось собственных оборотных средств, чтобы продолжить работы. Начались суды, а затем в администрации команду Николая Левина сменила команда Галины Ширшиной. Официальная версия случившегося осталась звучать, как недобросовестный подрядчик. Результаты роботы левинской команды можно и сейчас увидеть в Пятом поселке. Не так давно отстроенные полтора этажа обнесли синим забором.

class="gallery">

ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР

Вопрос о жилых домах на Муезерской снова подняли на недавних общественных слушаниях в Петросовете. Руководитель регионального центра «Жилищное просвещение и общественный контроль в сфере ЖКХ» Дмитрий Данильев вспомнил, что при новой администрации, уже во главе с Галиной Ширшиной, постройки были выкуплены у подрядчика за 28 миллионов рублей. По мнению Евгения Фрейдина, это было правильным решением. Но для того, чтобы эти немалые деньги для дефицитного городского бюджета не вылетели в трубу, нужно было произвести консервацию уже сделанных работ. Иными словами построить деревянный короб над газобетонными стенами, чтобы защитить их от ветра и осадков. Пригодность работ предыдущего подрядчика предстоит оценить их коллегам после технического обследования. Возможно, полутора этажам предстоит дополнительный ремонт. Однако Евгений Фрейдин полагает, что купленные почти за 30 миллионов стены, скорее всего, придется сносить.

- Даже кирпичные стены, если они остаются без кровли, через какое-то время перестают выдерживать нагрузку. А газобетон – это еще более атмосферозависимый материал, который нужно максимально быстро спрятать под крышу. Мэрия правильно сделала, что выкупила дома, имея в виду, что их все равно нужно достраивать. Но никоем образом не подготовила их для будущего освоения новым подрядчиком, - считает экс-чиновник мэрии Евгений Фрейдин.

На вопрос, почему администрация не позаботилась о консервации стройки, ответ был получен следующий – не хватило денег. Как сообщили в пресс-центре петрозаводского муниципалитета, в бюджете не нашли трех миллионов рублей для сохранения уже потраченных 28-ми.

В 2014 году стройка перешла в республиканское ведение. В уже готовые дома людей должны расселить до 31 декабря 2015 года. В прошлый раз из-за несоблюдения сроков Петрозаводск на год «вылетел» из федеральной программы. Как нам сообщили в Министерстве строительства Карелии, на этот раз подобные дисквалификации карельской столице не грозят. На данный момент дата рассмотрения заявок от подрядчиков запланирована на 28 июля. Общий объем финансирования строительства объектов составил 211,2 миллиона рублей. Открытым остается вопрос, можно ли успеть сдать дома до конца года? По мнению Евгения Фрейдина, трехэтажный дом из газобетона с готового фундамента можно построить за 4-6 месяцев. Шансы, что 16 аварийных домов расселят вовремя, еще остаются.

Для справки: список домов, жителей которых планируется переселить на улицу Муезерскую

1. Ключевой пер. д.3,

2. ул.Коммунистов д.15,

3. ул.Мерецкова д.18А,

4. ул.Повенецкая д.1,

5. Станционный пер. д.6,

6. Станционный пер. д.9,

7. ул.Челюскинцев д.5,

8. ул.Мира д.29,

9. пер.Аксентьева д.10,

10. ул.Гвардейская д.7,

11. ул.Гвардейская д.52,

12. ул. Ф.Тимоскайнена д.5,

13. ул.Борнаволокская д.16,

14. ул.Плеханова д.6,

15. ул.Ботаническая д.11,

16. пр.Октябрьский д.35.

"