Posted 15 июня 2015,, 18:05

Published 15 июня 2015,, 18:05

Modified 12 ноября 2022,, 08:40

Updated 12 ноября 2022,, 08:40

(Фото и видео) Хабенский в Петрозаводске показал пародию на современное общество

15 июня 2015, 18:05
(Фото и видео) Хабенский в Петрозаводске показал пародию на современное общество
Сюжет
Статьи

- Константин Юрьевич, мне невероятно приятно гладить ваши рубашки!

- А мне невероятно приятно будет в них выступать…

Так началось наше знакомство с известным актёром Константином Хабенским. В награду за рубашки было обещано интервью. Чего только не сделаешь ради заветной встречи!

Константин Хабенский, Юрий Башмет и Камерный ансамбль «Солисты Москвы» приехали в Петрозаводск всего на один день. В семь утра артисты прибыли на петрозаводский вокзал, в 16:00 давали пресс-конференцию, на которой собралась буквально вся карельская пресса, затем небольшая репетиция и концерт.

В столицу Карелии артисты приехали по приглашению Карельской филармонии для участия в фестивале «Онего-Классик». И вот, 10 июня в зале Музыкального театра состоялся этот экспериментальный творческий проект.

В первом отделении Константин Хабенский читал отрывки пьесы «Калигула» Альбера Камю на фоне квартета «Смерть и девушка» Франца Шуберта. Потрясенный смертью своей сестры и возлюбленной Друзиллы, Калигула восстает против судьбы и решает установить «царство абсолютной свободы», на пути к которому не щадит никого, отвергая все человеческие чувства, кроме жестокости, пробуждая в зависимых от него людях лишь страх и ненависть.

Во втором отделении популярный актёр пригласил публику прогуляться в… зоопарке – под музыку Камиля Сен-Санса и ироничные комментарии (литературный текст в оригинальном переводе Дмитрия Быкова). Свое сочинение Сен-Санс при жизни так и не придал гласности, зато после смерти эта музыкальная шутка стала чуть ли не самым знаменитым его произведением. Название – «Карнавал животных» (или «Большая зоологическая фантазия») – может сколько угодно отсылать к животному миру, только шутка Сен-Санса не про животных: это самая настоящая пародия на общество.

(

Для Юрия Башмета этот экспериментальный проект – возможность популяризировать классическую музыку в новой форме. Для Константина Хабенского проект стал новой вехой в жизни, до этого он почти не слушал классическую музыку и не участвовал в подобного рода спектаклях.

После концерта Юрий Башмет с ансамблем и пианистами укатил на вечернем девятичасовом поезде в Москву, а вот у Константина Хабенского до отъезда в Санкт-Петербург оставалось ещё два часа, за которые мне и удалось с ним поговорить.

Впрочем, интервью с известным человеком интересно даже не столько информативностью (уже сложно узнать о нем что-то новое), сколько наблюдать за интонацией, любимыми выражениями и отношением к собеседнику. Разговаривать с Константином оказалось очень приятно.

Кстати, дабы не раздражать и так замученного журналистами актёра, на интервью пришлось убрать фотоаппарат с глаз долой. Да и после показанной на спектакле пародии на людей, делающих сэлфи и постоянно фотографирующихся с артистами, просить о фото было бы просто неприлично.

– Константин, Вы бываете во многих российских городах, как оцениваете тот или иной город?

Я оцениваю город только по зрителю.

– И как Вам наш зритель?

Мне показалось, что наше выступление стало для петрозаводчан немного неожиданным, особенно первая часть с «Калигулой» и Шубертом. Так бывает. Но, тем не менее, насколько я понял, зритель с большим вниманием воспринимал то, что ему предлагали. В общем, удалось достучаться.

– С чем хотелось «достучаться»?

С эмоцией человека, который после смерти близкого, попытался совершить дерзкий эксперимент над собой и над окружающим миром, и он провалился, просто потому что есть некие основы. Калигула попытался выйти в другое измерение и отменить эти основы. Такие люди всегда интересны.

– В данном экспериментальном проекте с Юрием Башметом Вам чего больше хотелось: окунуться в необычную историю, воплотить интересного героя или..?

Здесь интереснее транслировать эту историю зрителю. Это не спектакль, поэтому здесь не происходит полного перевоплощения как в театре.

– Пьеса начинается с того, что главный герой Калигула хочет достать луну, другими словами - завладеть чем-то невозможным. Вам хотелось ли когда-нибудь достать луну?

А мы этим всё время занимаемся. У каждого своя луна, просто у кого-то она низёхонько, и ему достаточно, а у кого-то она очень далеко. Всё зависит от планки человеческой.

– То есть ваш жизненный путь – это стремление дотянуться до неё?

Мне кажется, любой жизненный путь человека, который пытается находиться в творческой профессии, который любит творчество в себе, а не себя в творчестве – это попытка достать какую-то луну, у каждого своё. Это, конечно, общие слова, но по-другому неинтересно, скучно и не нужно заниматься этой профессией.

– Чем для Вас стал творческий эксперимент с Юрием Башметом?

Это то, что я никогда не делал, и я до конца не был уверен, что этот проект будет воспринят и принят зрителем. Пришлось потрудиться. Текст я знал наизусть – и свой, и партнёров, но нужно было выучить наизусть музыку. В течение полугода я работал над пьесой, чтобы вложить эти тексты в музыкальные фразы, паузы, гармонично совместить с музыкой.

– Как работается с Юрием Абрамовичем? Принимает ли он Ваши идеи?

Он откликается на многие мои предложения, даже авантюрные. Например, на моё предложение дирижировать оркестром, сыграть на рояле и много-много всего. Он очень живой человек с прогрессивными взглядами, и меня это радует.

– Слушаете ли Вы симфоническую музыку в повседневной жизни?

Не скажу, что у меня вся жизнь состоит из симфонической музыки, иногда – да. Но любимых композиторов нет, у меня в этом смысле пробел, который я пытаюсь таким дерзновением с Юрием Абрамовичем чуть-чуть залатать. Бывает, когда устаю, специально переключаю на «Радио классик», слушаю с удовольствием какие-то произведения, иногда кого-то узнаю.

– Удаётся ли слушать музыку, находясь на сцене, или Вы погружены в текст, историю?

В спектакле есть специальные музыкальные фразы, от которых я отталкиваюсь. Но я слушаю не только с целью точной работы. Я слушаю, как она звучит сегодня и стараюсь соответствовать той тональности, тому ритму, потому что это живое.

– В связи с этим от концерта к концерту меняется и герой? Есть ли для вас какой-то идеально сыгранный Калигула?

Всё зависит от того, каким «мясом» я оброс, к примеру, к 10 июня. Это такой текст, который, в зависимости от того, в какой возрастной группе я нахожусь, будет по-разному звучать. В фантазии Камю этот 28-летный мальчик говорит фантастические вещи. Люди, умудрённые опытом, иногда не находят столь точных слов. Поэтому идеал возраста, это, конечно, 28 лет. Я играл этот спектакль и в свои 28 лет в питерском театре Ленсовета в постановке Юрия Бутусова. Мы играли его десять лет и только на девятый-десятый год я начал понимать то, о чём говорю, но спектакль уже в силу возраста нужно было снимать.

– Сейчас Вы едете в Петербург. Над чем там работаете?

В Петербурге мы будем репетировать спектакль «Поколение Маугли», в котором участвуют 80 детей. Все сборы идут на помощь детям с онкологией. Этот спектакль год назад был поставлен в Казани, в декабре – в Уфе, сейчас репетируем с питерскими ребятами, потом будет работа Новосибирске. Это детские команды милосердия, которые уже знают, что такое благотворительность. Они своим мастерством, фантазией и энергией спасают жизни своих ровесников. И мне кажется, это самое важное, что я сделал в жизни.

"