Posted 11 июня 2015,, 08:46

Published 11 июня 2015,, 08:46

Modified 12 ноября 2022,, 08:40

Updated 12 ноября 2022,, 08:40

Креативные индустрии: шанс для своего региона

11 июня 2015, 08:46
Креативные индустрии: шанс для своего региона
Сюжет
РАНХиГС

В Карельском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы 9 июня состоялся международный научно-практический семинар «Туризм, сфера услуг и креативные индустрии в маркетинге территорий». Его участники – представители российской и финляндской сторон, ученые и исследователи, практики в области туризма и маркетинга, руководители и преподаватели профильных учебных заведений, лидеры общественных организаций.

Данный семинар стал продолжением целенаправленной работы Карельского филиала Президентской академии по выявлению потенциалов и развитию возможностей местных сообществ и местного самоуправления, сотрудничества в рамках международных проектов и проектной деятельности разного уровня.

Если б у Форда спросили…

Микко Лахти, преподаватель Университета прикладных наук «Карелия» (г. Йоэнсуу), считает, что сегодня проблема качества в сфере услуг и туризма достойна досконального изучения и анализа. Финские потребители останавливают свой выбор на услугах тех фирм, где гарантируют надежность, где работают компетентные специалисты и где можно доверять. То есть, если уж расставаться с деньгами, то радостно, получая в полном объеме и высокого качества ожидаемые услуги.

Сам Микко Лахти имеет опыт практической работы в различных сферах, знает особенности индивидуального предпринимательства. Потому не случайно в своей презентации отдельным блоком выделил темы стратегического планирования, получение дохода и постоянного повышения качества услуг. «Любое предприятие в сфере услуг несет необратимые потери в случае снижения качества,- считает господин Лахти.- Предприниматель должен хорошо представлять, что желает его клиент сегодня и что… пожелает завтра».

Как ни вспомнить знаменитое высказывание Генри Форда: «Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь». Абсолютное большинство современников Форда не предполагали, что им могут предложить … автомобиль! Креативность в индустрии услуг если не определяющий, то один их первых факторов на рынке, где идет жесткая конкуренция.

Пример креативного проекта, реализованного в регионе, в 30 километрах от городка Йоэнсуу, представил проректор Университета «Карелия» Раймо Молланен. Сто голландских студентов под руководством своего профессора решили использовать типично северные ресурсы – холод, лед и древесные опилки. И создали … макет знаменитого храма Святого семейства, который построен по проекту Антонио Гауди в Барселоне. В натуральную величину, изо льда и опилок, на фоне зимнего пейзажа, он стоит на трассе, по которой туристы едут в северные районы Суоми. Привлекательность именно этого участка трассы возросла в разы, встал вопрос о сувенирах, дополнительных удобствах для желающих остановиться в этом месте, появилась потребность в надлежащем уходе и содержании уникального зимнего объекта.

А на очереди у студентов-выдумщиков новый креативный бизнес-проект – создать макет моста, воспользовавшись чертежами … Леонардо да Винчи. Теперь в технологии будет использована целлюлоза. Идея великого итальянца обретет реальность благодаря творчеству молодых людей и заинтересованности местных властей.

Сначала самими полюбить свою землю

Что показывают различные социологические замеры, опросы глав местных поселений и населения в районах Карелии, которые проводятся год за годом учеными Карельского филиала Президентской академии, центром «Муниципальный консалтинг»? В презентации доктора экономических наук, заведующей кафедрой экономики и финансов Карельского филиала РАНХиГС Татьяны Сачук представлены выборки из ряда исследований, проведенных в разных районах республики.

Очевидно, что общие проблемы - нестабильность экономики и ограниченность ресурсов. Но общей проблемой является и хронический пессимизм жителей, нежелание развивать и использовать местные доступные блага.

Уникальные проекты и события происходят там, где люди знают, чем они обладают, понимают, как можно использовать капитал (в том числе символический) своих территорий. Но преподаватели вузов год за годом убеждаются: выпускники школ из интереснейших мест Карелии очень мало знают о своей малой родине, не ценят уникальности родного края.

С другой стороны, учиться формировать позитивные эмоции, впечатления о родном крае – одна из общих задач каждого местного сообщества. И не только в отношении к приезжим, гостям, туристам. «Как мы заинтересуем в своей территории других людей, если сами не знаем и не любим по-настоящему свою землю?», - отнюдь не риторический вопрос задала Татьяна Сачук.

Что общего между event-менеджерами и дачниками?

В Карельском региональном институте управления, экономики и права Петрозаводского госуниверситета считают, что сегодня необходима особая подготовка специалистов-управленцев для социально-культурной сферы. Елизавета Дружинина и Юлия Кузьмина, специалисты вуза, рассказали об участии института в международной образовательной сети, о внедрении системы непрерывного образования, использовании кластерного подхода.

Событие (event – англ.) и те, кто умеет его подготовить и в нем заинтересовать, - так тоже можно рассматривать содержание креативного процесса в сфере услуг. Елизавета Дружинина представила результаты одного из исследований, в ходе которого изучались кадры, которые заняты в сфере услуг. По большей части это женщины, сотрудники бюджетных учреждений, часто мало заинтересованные в расширении зон своей ответственности.

И в то же время в районах наблюдается не просто рост числа НКО, реализующих проекты для местного населения. Есть очень яркие воплощения идей, с привлечением большого числа участников, с позитивным социальным эффектом.

Шутка шуткой, но для сотен сельских поселений событием становится … начало дачного сезона. Горожане начинают выезжать на загородные участки или вовсе переселяются в дачные дома на полгода. Надежда Полевщикова, кандидат географических наук, доцент Петрозаводского госуниверситета, отметила, что в развитии сельских территорий важно учитывать «фактор дачников». Люди поддерживают жизнь на земле, создают сообщества, тратят свои денежные средства в местных магазинах, платят земельные налоги, поддерживают порядок на территориях.

Местные власти могут использовать возможности дачников и помогать преодолевать по-прежнему имеющее место быть противостояние «приезжающих» и местных. Не стоит забывать: во многих поселениях без дачников постоянно проживают лишь по несколько семей. В такой ситуации нужны особые стратегии, возможно, льготы, привлечение владельцев дачных участков к решению проблем территорий.

«Белая дорога»: начало и продолжение

О проекте «Белая дорога», который реализован Карельским ресурсным центром НКО, достаточно много писали региональные и федеральные СМИ. Цель и смысл данного проекта – расширить возможности для маломобильных групп населения, создать условия для самостоятельного передвижения, велопрогулок и велотуризма по родному краю, привлечь возможности для оснащения специальных маршрутов, подготовить специальных экскурсоводов и так далее.

Как сообщил директор Карельского ресурсного центра НКО Николай Оськин, эксперты признали карельскую «Белую дорогу» одним из лучших социально-ориентированных проектов в России. Есть хорошая новость для многих людей – возможно, «Белая дорога» будет продолжена.

Своими мнениями, замечаниями, предложениями на семинаре поделились представители Карельского института туризма, руководители общественных организаций, туристских фирм.

Участники семинара пришли к общему мнению, что есть необходимость в новых площадках для продолжения дискуссии. Необходимы и различные форматы, например, с участием, глав поселений, глав районов, с привлечением будущих специалистов, которые получают образование для работы в сфере услуг и туризма.

Автор материала: Людмила Мишина.

"