Posted 13 апреля 2015,, 13:54

Published 13 апреля 2015,, 13:54

Modified 12 ноября 2022,, 08:43

Updated 12 ноября 2022,, 08:43

Житель Таиланда пожертвовал деньги на поездку карельских музыкантов на фестиваль к 70-летию Победы

13 апреля 2015, 13:54
Житель Таиланда пожертвовал деньги на поездку карельских музыкантов на фестиваль к 70-летию Победы
Сюжет
Статьи

Говорят, что художник должен быть голодным. Это небесспорное утверждение особенно остро ощущается людьми искусства, когда в процесс достижения цели начинает вмешиваться проза жизни – деньги.

Музей имени Пушкина, Московский художественный театр, великие русские художники, композиторы, артисты получали финансовую поддержку от богатых людей своего времени. 13 апреля в России отмечают День мецената и благотворителя. В современных реалиях в трудной жизненной ситуации люди стали реже обращаться к ним, предпочитая собирать необходимые суммы при помощи системы краудфандинга, по-русски - с миру по нитке. Именно по этому пути пошел Молодежный симфонический оркестр Карелии. В конце июля он собирается принять участие в международном фестивале NBJot-2015, посвященном 70-летию окончания Второй мировой войны. В Нойбранденбург съедутся молодежные коллективы из Англии, Франции, Италии и Германии. Представить страну-победителя на европейской сцене нашему оркестру может помешать пресловутый недостаток средств на счете. Специально для КарелИнформа координатор проекта «Мы приедем из России» Ольга Мазо рассказала, кто уже оказал помощь карельским музыкантам, и почему, на ее взгляд, сегодня так трудно найти своего мецената.

- Сколько уже удалось собрать денег?

Сейчас у нас есть 69 050 рублей [на момент сдачи материала – 69 180].

- Вы впервые собираете деньги таким образом?

Да, уцепились за краудфандинг, как за последний шанс. Не скажу, что мы пребывали в отчаянии: подумали, не поедем и ладно. Но потом стало обидно: оркестр приглашают на молодежный фестиваль, а не поедет он, не потому что музыканты играть не умеют или им нечего показать, а потому что элементарно оказались в пролете из-за экономической ситуации.

- К кому Вы уже обращались за помощью?

- Мы вспомнили о советской практике, когда для хоров и оркестров, отправлявшихся на гастроли, делали прицепной вагон. Может быть, немножко обнаглев, мы обратились в северо-западный филиал Федеральной пассажирской компании, чтобы нам дали возможность купить билеты до Санкт-Петербурга и обратно по льготным ценам. На нас обратили внимание. Пока я не знаю, какое решение приняли железнодорожники [на момент сдачи материала ответ еще не пришел]. Если оно будет в пользу оркестра, то сэкономить удастся 95 тысяч рублей.

Кроме того, мы написали письма в резервный фонд города и в министерство культуры, где нам ответили отказом. Сейчас в стране объективные трудности с деньгами, а в культуре тем более. Мы это понимаем. Но участие в немецком фестивале - довольно щепетильная тема. Хочется, чтобы дети почувствовали свою сопричастность к победе, доставшейся нашей стране такой большой ценой. Я, например, представитель другого поколения. Наши бабушки воевали, поэтому война к нам чуть ближе. От современных детей те события отдалены еще больше. Праздник постепенно превращается в шоу: георгиевские ленточки можно увидеть валяющимися в грязи, проводятся бесконечные конкурсы патриотических песен, на которых участники даже не понимают, о чем поют. Есть в этом какая-то поверхностность. Но если дети играют серьезную музыку, вкладывают много труда в это, мне кажется, отношение меняется.

- Вы организовали сбор денег для поездки на одной из интернет-площадок. Какова средняя сумма пожертвования?

Студенты и школьники в основном присылают по 10 рублей. Есть переводы по 100, 200, 300 рублей. Многие по 500 дают. Знаю, что студенты Петрозаводской консерватории провели акцию: собрали три тысячи рублей и отправили нам. Кроме того, существует такая группа «Врачи на пенсии», которые пожертвовали нам 700 рублей. Понимаете, мы благодарны любой сумме. Ставка делается не на размер, а на количество тех, кто откликнулся. Мы нахально посчитали, что в Карелии живет 650 тысяч человек, и если 100 тысяч переведут нам по 10 рублей - поездка состоится.

- На заявочной странице указана сумма более полутора миллионов…

Сейчас нам нужно собрать 331 тысячу на предоплату паромов до Германии. Сделать это нужно до 28 мая. Поэтому срок окончания сбора средств у нас стоит 25 мая. Понятно, что в итоге бОльшую часть расходов на себя придется взять родителям.

Саму систему я проверяю каждый день: пишу, кому возможно, спасибо за пожертвования. Интересно, что подбодрили нас из-за границы. С разницей в один-два дня после того, как нам везде отказали, какой-то мужчина из Таиланда, выходец из России, перевел 60 тысяч рублей. Мы со студентами вместе начали считать нули, потому что сумма для нас огромная! Сейчас на сетевой площадке мы занимаем второе место по количеству денег, которые люди отправляют в поддержку заявок.

- Вы не пробовали обратиться за финансовой помощью к предпринимателям?

Это следующая ступень. Хотя мы не очень на это рассчитываем. Думаю, сейчас многие просят. Ситуация сложная во всех секторах, просить на культуру малоэффективно. С первого взгляда, наша сфера не кажется краеугольным камнем в жизни или экономике. Я понимаю, когда решается вопрос жизни и смерти или просят финансово помочь бездомным животным, пожертвовать энную сумму проще. А у нас - ну, не поиграете, не поедете, никто от этого не умрет.

- То есть на Ваш взгляд покровители искусства в России закончились?

Нет, в Петрозаводске много людей, готовых помогать. Но сейчас есть более острые проблемы, которые лежат на поверхности. Хотя любой здравомыслящий человек должен понимать, что если не будет культуры - не будет ничего. Это образующая форма в любой цивилизации. Чем выше культурный уровень, тем выше уровень жизни граждан.

- Вам не кажется, что здесь есть противоречие? С одной стороны Вы говорите, культура - это необязательное дополнение, с другой - краеугольный камень цивилизованного общества.

Понимаете, деньги дают на сиюминутные вещи. В глобальные проекты обычно вкладывается государство. Так происходит в любой стране. Трудно объяснить человеку, что вложиться надо сейчас, чтобы пользу получить гораздо позже.

- По Вашим наблюдениям, как часто приходится отказываться от участия в творческих проектах по финансовым причинам?

Вопрос о поиске средств стоит всегда. Родители часто не могут заплатить всю сумму сами. Недавно студенты музыкального колледжа должны были ехать на всероссийские фестивали. Оплата за всё целиком легла на плечи родителей. До этого они искали спонсоров, но никто не откликнулся. Письма писали в очень известные фирмы, но денег на такие вещи не дают.

Тут есть еще один момент. Люди с деньгами больше расположены помочь ребенку. Когда я занималась хорами мальчиков, у нас были поездки на европейские фестивали. Среди участников коллектива были дети, чьи родители реально не могли заплатить за такие гастроли. Речь идет о многодетных, неполных семьях. Тогда нам никто не отказал в поддержке. Со студентами колледжа уже сложнее. Считается, что если подростку больше 16, то пусть он идет и зарабатывает на поездку сам.

- В конце скажите пару слов о коллективе. В оркестре сидят только петрозаводские школьники?

Нет, есть школьники из Костомукши, Кондопоги. Кроме того, в молодежном оркестре сидят студенты музыкального колледжа имени Раутио и Петрозаводской консерватории. Играть в оркестре - это тяжелый труд. Дети стараются и делают успехи. Я хочу отметить, что участие в фестивале к 70-летию победы во Второй мировой войне, - это не экскурсионная поездка за рубеж. Это абсолютно другая история: даже на паромах дети будут продолжать заниматься на своих инструментах. Что такое три дня в дороге без занятий для скрипача? Дети объективно устают во время репетиций, но они настроены трудиться. Они точно понимают, зачем едут.

До конца сбора средств остался 41 день. Поддержать проект «Мы приедем из России» можно по ссылке.

"