Posted 7 апреля 2015,, 06:35

Published 7 апреля 2015,, 06:35

Modified 12 ноября 2022,, 08:44

Updated 12 ноября 2022,, 08:44

Новое в земельном законодательстве

7 апреля 2015, 06:35
Новое в земельном законодательстве
Сюжет
Статьи

1. С 1 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», основными целями которого являются установление нового порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и изменение правового регулирования возникновения, прекращения и реализации прав на земельные участки.

Порядок предоставления земельных участков будет опираться на генеральный план территории, правила землепользования и застройки, а также документацию по планировке территории, в отличие от ранее существовавшей необходимости в подготовке и согласовании акта выбора земельного участка. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, будут передаваться в аренду, в том числе для целей строительства, на торгах, проводимых в форме аукциона. В обновленном Земельном кодексе РФ устанавливается закрытый перечень случаев предоставления земельных участков без проведения торгов для юридических лиц: предоставление земельного участка для комплексного освоения территории; участка, образованного в границах застроенной территории, лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории; лицам, являющимся собственниками зданий и сооружений; для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и ряд других случаев.

Также предусмотрена возможность предоставления земельных участков без проведения аукциона и некоторым льготным категориям физических лиц для осуществления индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства. Перечень конкретных территорий и категорий льготников должен быть установлен в законодательстве субъектов Российской Федерации. Земельные участки будут предоставляться в безвозмездное пользование, по истечении 6 лет граждане вправе приобрести их в собственность по кадастровой стоимости. Отметим, что ранее существовавший титул «право безвозмездного срочного пользования» с марта 2015 года будет именоваться как «право безвозмездного пользования», следовательно, признак срочности утрачивает свое значение.

Изменения коснутся и порядка установления сервитута, теперь его можно будет устанавливать по соглашению с законным владельцем земли, а не только с ее собственником. Предусмотрена возможность заключения соглашения об установлении сервитута при размещении линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельных участков. При этом собственник земельного участка, обремененного не только частным, но и публичным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Примечательным новшеством является установление случаев (статья 39.33 Земельного кодекса РФ) использования земельных участков, находящихся в публичных формах собственности, без прохождения процедуры их предоставления и установления сервитута, а только на основании разрешений уполномоченного органа - это проведение инженерных изысканий, капитальный или текущий ремонт линейного объекта, строительство временных или вспомогательных сооружений, размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, перечень которых будет установлен Правительством РФ. Указанная норма существенно облегчит жизнь владельцам торговых павильонов и киосков.

Изменения затронули и вопрос перераспределения полномочий между уполномоченными органами в части распоряжения земельными участками, так, в Федеральный закон от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» внесено изменение, что в случае, если утверждены правила землепользования и застройки населенного пункта, то земельными участками, отнесенными к неразграниченной государственной собственности, распоряжаются органы местного самоуправления, а не муниципальные районы.

2. Постановлением Правительства РФ от 26.03.2015 года № 279 утверждены правила определения цены находящихся в федеральной собственности земельных участков при заключении договора купли-продажи без проведения торгов.

Установлено, что гражданину, являющемуся собственником расположенных на приобретаемом участке индивидуального жилого дома, дачного или садового дома, гаража, цена земельного участка при его продаже определяется в размере 60% от кадастровой стоимости.

Цена земельного участка определяется также в размере 60% от кадастровой стоимости при продаже его юридическому лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, сооружения, являющихся объектами федерального или регионального значения.

Цена продажи земельного участка, предоставляемого юридическому лицу или некоммерческой организации, созданной гражданами для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства или для ведения дачного хозяйства, и относящегося к имуществу общего пользования, определяется в размере 2,5% его кадастровой стоимости.

3. Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 года № 251 установлен порядок проведения административного обследования объекта земельных отношений и фиксации его результатов.

При административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами.

Административное обследование объектов земельных отношений проводится без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений.

4. Новым Федеральным законом «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве» предлагается урегулировать правовое положение организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Данный закон на сегодняшний день находится еще в проекте.

Согласно проекту некоммерческая корпоративная организация, создаваемая гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, может быть создана исключительно как садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, которое является видом товарищества собственников недвижимости.

Проектом определяется статус учредителя такого товарищества как субъекта, отдельного от члена товарищества, его права и обязанности. Предусмотрены также общие принципы расчета взносов в товариществах, цели, на которые такие взносы могут быть израсходованы, а также необходимость экономического обоснования их размеров. Проект предполагает его вступление в силу с 1 марта 2018 года.

"