Posted 31 марта 2015,, 13:08

Published 31 марта 2015,, 13:08

Modified 12 ноября 2022,, 08:44

Updated 12 ноября 2022,, 08:44

Не жалейте заварки

31 марта 2015, 13:08
Не жалейте заварки
Сюжет
Статьи

Только два раза в год эти чудесные платья с пышными юбками, очаровательные шляпки с перьями и удивительных покроев мужские кафтаны можно увидеть так близко. Только два раза в год Музыкальный театр Республики Карелия проводит выставку театральных костюмов. В День театра и на открытии сезона.

Вы спросите – зачем? Но это же невероятно интересно! Публика будто случайно получает доступ к гардеробной Анны Каренины или персонажей Вольфганга Амадея Моцарта.

Наряд, принадлежащий любимому оперному или балетному герою, можно не просто увидеть, но рассмотреть каждую деталь, примерить на себя и погрузиться в мир страстных чувств и отчаянных поступков.

Не менее интересна история создания театральных нарядов. Многие костюмы – это всё же выдумка художников. В таком платье вряд ли можно было встретить Анну Каренину, а вот слуга из оперы Моцарта вполне мог одеваться в подобный жилет и короткие штанишки.

В Музыкальном театре РК над созданием театрального костюма совместно с художниками спектаклей трудится художник-модельер Светлана Киян. 25 лет назад она пришла в театр из военного ателье, где ей приелась повседневная работа по пошиву кителей, шинелей, брюк галифе. «В ней не было ни красок, ни разнообразия. В театре же каждая постановка – праздник», – рассказывает Светлана.

Не только праздник, но и много работы. Чего стоит только работа с художниками! Ведь эскизы в процессе подготовки сильно трансформируются. Чтобы найти общий язык с художниками, Светлане пришлось научиться обращать внимание на малейшие подробности эскизов, где порой по жирности штриха, наклону карандаша и по обычной закорючке приходится догадываться о моделях, формах, отделке и даже желаемых деталях.

Вот, например, Вячеслав Окунев – образцовый художник, с ним работать легко и понятно. Его эскизы прорисованы до малейших тонкостей. Ничего не приходится додумывать, остаётся лишь с радостью подчиняться его желаниям. «Не жалейте заварки!» – вот любимое высказывание художника, что значит «не экономьте на сборках, объёмах и рюшах».

Со Стефанией фон Граурок дело обстоит иначе. Её эскизы – лишь примерные наброски, которые потом дорабатываются и домысливаются Светланой. Это словно детские рисунки взбалмошной девчонки, изображающей любимую куклу, но и по таким картинкам Светлана научилась определять модель будущих платьев.

Однако какими бы ни были эскизы, результат непредсказуем. Камзол Алексея Каренина первоначально выглядел совсем иначе, а эскизы пачек для балета «Сон в летнюю ночь» и вовсе были похожи на детские аппликации. Дело здесь не только в фантазии художника и воплощении модельера. Иногда создание желаемого костюма ограничивается выбором тканей, отделочных материалов, цветовой гаммы. В конце концов, костюм должен быть удобным.

Со сцены порой виден только общий образ, но, тем не менее, каждая вещь сценического гардероба прорабатывается до мельчайших деталей. На первый взгляд не ясно – зачем. У Светланы на этот вопрос есть чёткий ответ: «Каждый костюм должен выглядеть максимально реалистично, иначе зритель почувствует подвох и уже не сможет насладиться характером героя» .

К тому же важная функция костюма – его «вандалоустойчивость» (так в шутку модельеры называют изнашиваемость). Только хорошо сшитое платье способно выдержать большое количество спектаклей. Хотя почти после каждого выхода приходится что-то подшивать, оно выдерживает годы и выглядит совсем как новое.

«Но всё же есть в работе над театральным костюмом какие-нибудь хитрости? Расскажите!» – прошу я Светлану. «Какие хитрости?» – отвечает художник, но начинает рассказывать о том, что у Анны Карениной вовсе не платье, а лиф с юбкой, которая пришивается к белью. Последнее, впрочем, тоже сплошная имитация (подобный приём используется в изготовлении балетных платьев, чтобы при огромном количестве поддержек юбка и лиф оставались на своих местах). Шляпки дамам крепят на невидимки, а мужчинам пришивают резинки, которые затем тщательно тонируют. Часто имитируют шнуровку или большие узлы, заменяя их удобными застёжками, ведь артисту порой приходится переодеваться 3-4 раза за спектакль. Одежда должна быть комфортной, удобной и лёгкой в её перемене.

На выставке ко Дню Театра в этом году можно было увидеть как костюмы к операм и балетам, вышедшим в 2014 и 2015 годах (это спектакли «Сон в летнюю ночь», «Анна Каренина», Севильский цирюльник», «Жизель», «Красавица Насто», костюмы Гала-концерта балета), так и наряды к опере «Волшебная флейта» В.-А.Моцарта. В спектакле в постановке лауреата премии «Золотая маска» Георгия Исаакяна, премьера которого ожидается в июле 2015 года, соединятся два времени – современная нам эпоха и эпоха Моцарта.

"