Posted 25 марта 2015,, 11:37

Published 25 марта 2015,, 11:37

Modified 12 ноября 2022,, 08:45

Updated 12 ноября 2022,, 08:45

Николай Тараканов: «Если бы меня назвали «человеком Ширшиной», мне было бы обидно»

25 марта 2015, 11:37
Николай Тараканов: «Если бы меня назвали «человеком Ширшиной», мне было бы обидно»
Сюжет
Статьи

Неделю назад у муниципального троллейбусного предприятия поменялся руководитель. «Городской транспорт» возглавил экс-чиновник петрозаводской мэрии Максим Луньков. Назначение вызвало резонанс в СМИ: ранее в сфере городских перевозок новый директор никогда не работал, чего и сам не отрицает. При этом, как обратили внимание в прессе, его супруга Виктория Лунькова является депутатом Петросовета из «яблочной» группировки Василия Попова и мэра Галины Ширшиной.

Что стоит за сменой директора в МУП «Городской транспорт» и почему кадровое решение совпало с появлением в городе нового частного автобусного маршрута? Своим мнением на этот счет поделился председатель Ассоциации перевозчиков Петрозаводска Николай Тараканов.

- Первое, что обращает на себя внимание, это вопрос о профессиональной пригодности и компетентности нового руководителя в сфере общественного городского транспорта. Его представляют как человека с юридическим образованием – возможно, он хороший юрист. Но для того, чтобы эффективно выстроить работу такого большого предприятия, как «Городской транспорт», в котором трудятся около 600 человек, надо быть хозяйственником, а не гуманитарием. Но это, конечно, если такая задача - сохранить предприятие и добиться, чтобы оно эффективно работало – на самом деле поставлена горадминистрацией. У меня есть сильные сомнения, что это в действительности так.

- Что именно вы полагаете сомнительным?

- Если предприятие продолжит работать в нынешнем режиме, то на этот год ему потребуется около 200 миллионов рублей дотаций из городского бюджета – только для того, чтобы троллейбусные перевозки остались хотя бы в зоне нулевой рентабельности. А в бюджете Петрозаводска на эти цели заложено лишь примерно 90 миллионов рублей. Поэтому, когда я читаю в некоторых СМИ высказывания нового директора о том, что он, дескать, пришел не допустить банкротства предприятия, мне, не скрою, становится смешно. Потому что при нынешнем подходе к работе «Городского транспорта» есть только один способ банкротства избежать: получить из скудной городской казны недостающие 110 миллионов рублей. То есть не надо быть семи пядей во лбу, просто взять и отобрать эти деньги у кого-то другого, изъяв их из иных расходный статей: поддержки детей, многодетных семей, инвалидов, каких-то других муниципальных учреждений.

- Просто взять и отобрать не получится, надо, чтобы еще депутаты Петросовета согласились с таким решением и на сессии поддержали…

- Вот именно. Поэтому-то я и считаю: очень похоже на то, что в результате этого нового назначения, прикрываясь красивыми словами о сохранении троллейбусов, предприятие на самом деле приведут к банкротству. Есть большая вероятность, что депутаты скажут: мы не можем отобрать деньги у детей или многодетных семей, не можем сократить социальные статьи бюджета и отдать эти средства МУПу. Тогда, не исключено, все стрелки мэрия переведет на Петросовет, мол, такие там нехорошие люди, не захотели поддержать троллейбусы. И можно будет спокойно заводить предприятие к банкротству, свалив вину на депутатов. На мой взгляд, это реалистичный вариант развития событий.

- А возможен другой вариант: скажут, что, дескать, «Городскому транспорту» нужно финансовое оздоровление, и ничего страшного в банкротстве нет, тем более, что в своей истории предприятие его уже не раз проходило?

- Не исключено. Предприятие, действительно, последние лет пятнадцать находится в катастрофическом состоянии. Но надо понимать, что рано или поздно, если постоянно делать его заложником политических игр, вместо того, чтобы организовывать нормальную с экономической точки зрения работу, наступит предел. В нынешней ситуации есть еще один показательный момент. Практически одновременно с назначением нового директора МУПа мэрия запустила новый автобусный маршрут (№ 26 – прим.ред.), который обслуживает частный перевозчик. И этот маршрут очень сильно дублирует аналогичный троллейбусный. При этом едва ли не главным критерием для победы в конкурсе на обслуживание маршрута стала стоимость проезда: выигравший частник согласился возить пассажиров за 10 рублей, как и троллейбусы.

Получается, кому этот автобусный маршрут составит конкуренцию? Не другим частникам, которые как работали, так и будут работать. Горожане уже давно определились: одни выбирают троллейбусы по 10 рублей. Другие готовы ездить в автобусах по 20 рублей, если их маршруты для них удобнее, к примеру. Так что этот частный перевозчик, который будет работать на новом маршруте, дублирующем троллейбусный, заберет пассажиропоток и, соответственно, деньги не у коммерческих компаний-конкурентов. Он их заберет у МУПа. По моим подсчетам, потери «Городского транспорта» могут составить до 1,5 миллиона рублей ежемесячно. То есть за оставшиеся месяцы этого года – около 15 миллионов рублей.

- Трудно поверить, что этого не понимают в мэрии и «Городском транспорте»…

- Вот и мне в это не верится. Тогда возникает вопрос: зачем это делается? Я хорошо знаю рынок пассажирских перевозок: частнику, согласившемуся обслуживать маршрут на таких условиях, это точно не выгодно, он будет работать в минус. Я уже не говорю о таких вещах, как требования по безопасности. Где частный перевозчик, у которого, в отличие от троллейбусного предприятия, никаких дотаций из городского бюджета нет, будет брать средства на ремонт, обслуживание, страховку машин? Дохода-то не будет… Поэтому и интересно, кто, так сказать, заказчик и спонсор этой ситуации. Я предполагаю, что она может быть выгодна только одной стороне. Все, что происходит, наводит на мысль, что так называемое окружение Попова, видимо, стремится ввести троллейбусное предприятие в контролируемое ими банкротство или обеспечить себе какое-то личное участие в этом бизнесе.

Если вернуться к назначению нового директора в «Городском транспорте»… В интервью Максим Луньков, отвечая на то, что обсуждалось в СМИ, заявил: то, что он человек Галины Игоревны – это не слух. Мне лично, например, если бы меня назвали «человеком Ширшиной», было бы обидно, учитывая, как я оцениваю уровень компетентности «команды мэра» и городскую политику, которую она проводит. Но каждому, как говорится свое.

"