Posted 17 марта 2015,, 12:15

Published 17 марта 2015,, 12:15

Modified 12 ноября 2022,, 08:45

Updated 12 ноября 2022,, 08:45

Плюрализм в одной голове

17 марта 2015, 12:15
Плюрализм в одной голове
Сюжет
Статьи

«Маршрутные войны», похоже, становятся такой же визитной карточкой Петрозаводска, как грязь и ямы на дорогах. Только все затихнет и устоится, как опять начинаются какие-то странные игры.

Для большинства горожан это осталось незамеченным, но администрация Петрозаводска недавно объявила конкурс на новый маршрут — № 26. По сообщению работников мэрии, уже есть претенденты. Само по себе введение нового автобусного маршрута – не странность. Городу нужны новые маршруты. Например, по-прежнему плохо охвачены автобусным сообщением отдаленные микрорайоны – Соломенное, дальняя Ключевая и Птицефабрика. Жители города давно уже просят пустить автобус по улице Шотмана, где практически нет регулярного сообщения. Просят маршрут на Карельский проспект. Просят на набережную Варкауса. В администрации города, наверное, не одна сотня таких обращений.

И вот первая странность. Вновь вводимый 26-й маршрут никак не решает транспортную проблему ни Птицефабрики, ни улицы Шотмана. И вообще, кажется, ничего не решает, поскольку проложен по тем улицам, где маршрутного транспорта и так в избытке. От Древлянки-8 через Перевалку и Центр – на Кукковку и Ключевую. Зачем? Кто просил? Кому будет лучше, если на самые загруженные улицы города добавятся новые маршрутки?..

Странность номер два. Вводимый маршрут, как не трудно заметить, будет во многом дублировать троллейбусные маршруты № 1 и № 4. То есть администрация города своими руками создает конкурента своему же муниципальному предприятию, и этот конкурент заберет у троллейбуса значительную часть пассажиров и, соответственно, денег. А если иметь в виду, что «единица» и «четверка» и без того самые низкорентабельные троллейбусные маршруты, то все начинает выглядеть еще более загадочным.

Но даже и эта странность бледнеет перед странностью номер три. Единственным критерием выбора предприятия для работы на этом новом маршруте, похоже, является цена поездки – 12 рублей! Понимаете? Не качество и состояние автобусного парка, не безопасность и квалификация водителей, не наличие ремзоны и врачебного контроля, не комфорт пассажиров, а цена! 12 рублей. Перед глазами реально замаячила давно забытая картина: раздолбанная «Газель» с водителем-джигитом за рулем. И говорят, уже есть желающие возить горожан за эти самые 12 рублей.

Не доверяя своим ощущениям, я обратилась к Виталию Вайганову, генеральному директору ООО «Автосити», которое уже не первый год занимается пассажирскими перевозками в городе: а реально ли сегодня возить людей за 12 рублей?

– А вы сами-то как думаете? – сказал Виталий Вайганов. – Еще два года назад был рассчитан экономически обоснованный тариф – 25 рублей с одного пассажира. С тех пор зарплата вроде не снижалась, налоги остались прежними. Бензин дорожает, техника дорожает, обслуживание дорожает – откуда ж 12 рублям взяться? Мы сегодня возим людей по 20 рублей – и это на пределе рентабельности, на грани демпинга. Если кто-то решил возить по 12 рублей… Что ж, флаг в руки. Если руководитель предприятия принимает такое решение, то и ответственность на нем. Ведь это ему обеспечивать безопасность, платить водителям зарплату, платить налоги и так далее. Нас, традиционных городских перевозчиков, введение этого нового маршрута никак не затрагивает…

…Зато это прямо затрагивает нас, петрозаводчан. Мне одной кажется, что такие действия городской администрации говорят о том, что у нее нет никакой стратегии развития транспорта в Петрозаводске?

Казалось бы, еще совсем недавно мы слышали со всех городских трибун о том, что троллейбус – это наше всё. Что городская власть будет пестовать и развивать троллейбусное сообщение. Высказывались предложения убрать маршрутки с путей следования троллейбусов, чтобы загрузить «рогатых» пассажирами. Не первый год идет странный эксперимент с 10-рублевым проездом, который довел предприятие до ручки и прочно подсадил его на бюджетную дотацию. В ближайшее время в троллейбусном управлении назначат нового директора. Афанасьев переведен с должности и. о. директора в заместители.

И вот новый поворот. Администрация создает конкурента троллейбусу – и по маршруту перевозки, и по цене. Это с чего вдруг? Что это за плюрализм в одной голове? И ладно бы если это просто диагноз. Переживем, не такое переживали. Но что если это признак принятого где-то в городских кулуарах решения все-таки «похоронить» городской троллейбус? Придушить его конкуренцией и невозможностью установить реальный тариф?

А потом, когда троллейбус тихо скончается, о 12-рублевом тарифе на маршрутки уже никто и не вспомнит – поедем за 50 рублей…

Источник материала: интернет-журнал «Республика»

"