Posted 10 марта 2015,, 12:34

Published 10 марта 2015,, 12:34

Modified 12 ноября 2022,, 08:45

Updated 12 ноября 2022,, 08:45

Как решить структурные проблемы карельской экономики в условиях кризиса?

10 марта 2015, 12:34
Как решить структурные проблемы карельской экономики в условиях кризиса?
Сюжет
Статьи

Сегодня часто можно слышать о том, что текущий кризис в России – это результат внешнеторговых санкций и падения мировых цен на нефть. Доля правды в этом есть, но это уже следствие, а не причина. Главная же причина экономических потрясений – глубокий структурный кризис, охвативший экономику страны. На протяжении последней четверти века в экономике накапливались глубокие структурные диспропорций. А санкции и падение цен на нефть выступили «спусковым крючком» их обострения.

Проблемы национальной экономики присущи и экономике Карелии, являющейся ее неотъемлемой частью. Насколько глубоки структурные диспропорции и проблемы карельской экономики, и как их решать в условиях кризиса? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к статистике.

Структурные проблемы карельской экономики

На протяжении последних десяти лет наблюдается рост доли сырьевых секторов в структуре промышленного производства в Карелии при снижении доли обрабатывающих производств. Только за последние 5 лет доля сырьевых отраслей выросла на 24%, а обрабатывающих – сократилась на 16% (рисунок 1).

Кто-то может сказать: Ну и что? Главное ведь, не то какие отрасли развиваются, а то, что они развиваются, платят налоги, создают рабочие места. Все это так, но вклад обрабатывающих отраслей в налоговую базу, создание рабочих мест и стимулирование экономической активности, несоизмеримо выше, чем сырьевых.

К тому же, мы уже исчерпали потенциал роста добывающих отраслей. Их дальнейший рост упирается «в потолок» доступных производственных мощностей. Это хорошо видно на рисунке 2. А потому, рост сырьевого сектора может быть обеспечен лишь за счет существенного роста инвестиций в основной капитал, привлечение которых в Карелию сегодня осложняется недостаточным уровнем развития инфраструктуры, недостатком квалифицированных кадров и рядом других факторов.

В то же время, в обрабатывающих секторах средний уровень использования производственных мощностей – менее 50%. Именно здесь есть серьезный потенциал роста, которым мы должны суметь воспользоваться.

Если проанализировать структуру валового регионального продукта (ВРП) Республики Карелия, то сразу бросаются в глаза две негативные тенденции. Во-первых, происходит сокращение доли производящих секторов (их доля снизилась с 38,3% в 2008 году до 33% в 2013 году) и рост непроизводящих (прежде всего, торговли и социальной сферы). Во-вторых, на эту негативную тенденцию накладывается вторая тенденция, связанная с более быстрыми темпами снижения доли обрабатывающих секторов (по сравнению с сырьевыми). Так, их доля в структуре ВРП снизилась с 15,9% в 2008 году до 13,5% в 2013 году.

А вот еще одна интересная деталь, характеризующая масштаб структурных диспропорций: за последние 6 лет денежные доходы населения Карелии выросли на 50%, в то время как индекс промышленного производства за этот же период упал на 15% (рисунок 3).

Эти цифры демонстрируют не только нарастание структурных диспропорций в экономике республики, но и снижение производительности труда при росте расходов на социальную сферу.

Очевидно, что в этих условиях не стоит ожидать повышения устойчивости республиканского бюджета и снижения государственного долга республики. При наличии таких диспропорций в экономике повысить устойчивость бюджета за короткие сроки можно только за счет резкого сокращения расходов на социальную сферу. Однако это грозит ростом социальной напряженности. Все другие варианты требуют времени и активных действий Правительства и самого бизнеса, связанных с созданием новых предприятий и ростом объемов производства в обрабатывающем секторе.

К примеру, чтобы вывести индекс промышленного производства в республике на устойчивый рост, потребуется ежегодный рост инвестиций в основной капитал на уровне 112–115% в течение 4–5 лет. Обеспечение же стабильного роста ВРП на уровне 103–104% потребует ежегодного роста инвестиций на уровне 118–120%. Выполнимо ли это? В нынешних условиях вряд ли. При реализации ряда системообразующих инфраструктурных проектов (в том числе заложенных в проект федеральной целевой программы Республики Карелия) шансы существенно повышаются.

Пока же проведенный анализ показывает, что экономика Карелии постепенно превращается в непроизводящую экономику с увеличивающейся зависимостью от государственного сектора, госинвестиций и федеральных трансфертов. Причем последние направлены, преимущественно, не на стимулирование реального сектора экономики, а на обеспечение бюджетной сферы и социальные выплаты. А потому их рост не приводит к положительным изменениям в экономике.

Впрочем, подобные тенденции наблюдаются не только в Карелии, но и во многих других регионах, что еще раз доказывает, что структурный кризис носит национальные масштабы. Но, не смотря на это, каждому региону необходимо искать свои пути выхода из кризиса. Ведь федеральные органы власти могут предложить лишь «рамочные» меры поддержки, а особенности у каждого региона свои.

Расстановка приоритетов

Сегодня гораздо важнее не размышлять о том, кто и как допустил появление таких масштабных диспропорций, а выстраивать новую структурную политику в социально-экономической сфере. Сейчас нужно объективно взглянуть на существующие проблемы, риски и вызовы, перед которыми стоит страна и ее регионы, оценить имеющиеся возможности, насколько полно они сегодня используются и, правильно расставив приоритеты и сфокусировав ресурсы на решении ключевых проблем, начать реализовывать их.

В условиях структурного кризиса недостаточно мер, направленных лишь на стабилизацию и повышение устойчивости экономики и социальной сферы. Такие планы сегодня приняты, в том числе в Карелии. Но это лишь первый шаг, за которым должны последовать другие. В дополнение к ним целесообразно разработать комплекс мер, направленных на изменение структуры экономики, набор конкретных проектов в тех секторах, развитие которых мы хотим стимулировать.

Мировой практикой борьбы с экономическими кризисами доказано, что наиболее эффективной антикризисной политикой является та, которая построена в соответствии с «моделью трех шагов». Первый шаг – стабилизация ситуации. Второй – структурная и технологическая модернизация. Третий – стимулирование экономического роста и выход на новые рынки (на уровне страны – это либерализация экономической политики).

Мы сегодня делаем только первый шаг, принимая и реализуя меры по стабилизации ситуации. Хотя федеральный и региональные (в том числе карельский) антикризисные планы несколько захватывают второй шаг (модернизацию), все же, системных и взаимоувязанных модернизационных действий в этих планах нет.

Важнейшим шагом по выходу из кризиса является структурная и технологическая модернизация. Она также включает три шага – создание в регионе базовых условий для развития производства, разработку и поддержку проектов в области импортозамещения, а также разработку и поддержку проектов в области несырьевого экспорта. На чем можно сосредоточить внимание в Карелии на каждом из этих шагов?

Чтобы создать базовые условия для стимулирования развития экономики Карелии, следует сосредоточиться на реализации активной инвестиционной политики, подготовке и предложении инвестплощадок, создании зоны территориального развития и промышленных парков, реализации проектов развития моногородов и инфраструктурных проектов в сфере газификации, развития энергетической и транспортной инфраструктуры.

Значительным потенциалом в области импортозамещения в Карелии обладают такие отрасли, как сельское и рыбное хозяйство, тракторное машиностроение, судостроение, целлюлозно-бумажная промышленность, внутренний туризм, производство стройматериалов.

Значительным потенциалом в области развития несырьевого экспорта в Карелии обладают тяжелое и энергетическое машиностроение, биотехнологии и международный туризм.

Сосредоточение усилий и господдержки на перечисленных секторах экономики позволит не только обеспечить условия для их роста, создания новых рабочих мест, увеличения налогового потенциала, но и для постепенного изменения экономической специализации Карелии с отраслей сырьевого сектора на обрабатывающие и сервисные отрасли, создающие несоизмеримо больший объем добавленной стоимости и другой порядок новых рабочих мест.

Не пора ли задуматься о промышленной политике?

Для инициирования структурных изменений в экономике Карелии требуется новая промышленная политика. Правовая основа для ее выработки уже создана. В декабре 2014 года был принят Федеральный закон «О промышленной политике», устанавливающий формы, инструменты и меры государственной поддержки развития промышленности в стране и ее регионах.

Как могут быть выстроены приоритеты деятельности республиканских органов власти и бизнес-структур в рамках промышленной политики?

В качестве задач первого плана для органов власти и местного самоуправления (в соответствии с их компетенцией и полномочиями) целесообразно рассматривать задачи, связанные с созданием благоприятных институциональных и инфраструктурных условий в республике, которые позволили бы обеспечить привлечение инвестиций и стимулировать развитие предприятий.

В свою очередь, бизнес самостоятельно сделает выбор в каких секторах ему работать (на основе соотнесения своих затрат, возможностей, рисков и ожиданий). Однако, его можно подтолкнуть сделать свой выбор в пользу конкретных секторов за счет признания их приоритетными и выработки «пакета преференций». В этом могут заключаться задачи второго плана для органов власти.

В соответствии с этими двумя группами задач, конкуры промышленной политики будут включать в себя два стратегических направления: 1) создание общих благоприятных условий для развития промышленности в республике; 2) поддержку приоритетных проектов в сфере промышленности.

Как показывает мировая и российская практика, ключевыми факторами в привлечении инвестиций в промышленность являются: наличие земли (инвестплощадок); возможность быстрого подвода инфраструктуры и коммуникаций; эффективность работы по привлечению (подготовке) квалифицированных кадров; предоставление господдержки (субсидий и гарантий).

Следовательно, при разработке конкретных мер (в рамках выделенных выше двух стратегических направлений) следует сфокусироваться именно на этих факторах. В практическом плане это выльется в подготовку инвестиционных площадок и создание промпарков, реализацию инфраструктурных проектов, создание (совместно с работодателями и учебными заведениями) системы подготовки инженерных кадров, а также в определение приоритетных проектов в сфере промышленности и выработку конкретных мер их поддержки.

Кроме того, в условиях кризиса и низкой доступности кредитных ресурсов для реализации инвестпроектов следовало бы подумать о расширении возможностей использования государственно-частного партнерства. Данный инструмент мог бы быть эффективно использован в двух случаях. Во-первых, для вовлечения в оборот browndfield-площадок (т.е. территорий бывших предприятий и неиспользуемых площадок действующих предприятий). Во-вторых, для привлечения финансирования проектов без использования дорогостоящих банковских кредитов (например, через выпуск облигаций компанией, реализующей приоритетный инвестиционный проект, под залог выделенной ей земли и инфраструктуры и гарантию республиканских органов власти).

Новые возможности – новые проекты

Очевидно, что устойчивый экономический рост в республике может быть обеспечен лишь на основе серьезных изменений отраслевой структуры экономики. Акцент должен быть сделан на опережающем развитии углубленной переработки ресурсов (что позволит сконцентрировать добавленную стоимость в регионе), машиностроении, стройиндустрии, создании секторов «нового технологического уклада», а также агропромышленного комплекса.

В число возможных приоритетных проектов в сфере промышленности, реализуемых совместно с владельцами крупных предприятий, могли бы войти:

Во-первых, проект по созданию промышленного парка со специализацией на тяжелом и энергетическом машиностроении на свободных производственных площадях ОАО «Петрозаводскмаша». Он мог бы специализироваться на производстве оборудования для горнопромышленного комплекса, литейном производстве крупнотоннажных конструкций и деталей для судостроения, энергетическом машиностроении и станкостроении.

Во-вторых, проекты по созданию промышленных парков при градообразующих целлюлозно-бумажных комбинатах (прежде всего, в Сегеже и Кондопоге) с целью размещения сателлитных малых и средних производств на основе углубленной деревопереработки, а также отходов и побочных продуктов ЦБК. Эти производства могли бы производить широкий ассортимент импортозамещающей продукции, включая лакокрасочные материалы и эмульгаторы, синтетические моющие средства, флотореагенты и охлаждающие жидкости, фурфурол, кормовые дрожжи и корма для форелеводства, многослойные целлюлозные композиты и пористые наполнители и др.

В число возможных приоритетных проектов в сфере промышленности, интегрирующих мелких и средних производителей, которые могут быть реализованы при поддержке отраслевых ассоциаций и объединений предпринимателей, могли бы войти:

Во-первых, интеграционный проект по развитию домостроительного кластера в Карелии. В его рамках могли бы быть интегрированы все звенья технологической цепочки, начиная от проектирования и производства домов для индивидуального жилищного строительства с использованием стройматериалов, производимых в Карелии, и заканчивая проектированием и строительство дачных поселков «под ключ» с целью их розничной продажи жителям мегаполисов (Санкт-Петербурга, Москвы), и так активно скупающим дачи и дома в Карелии.

Во-вторых, проект по развитию кластера рыбоводства и рыбопереработки, связанный с развитием вспомогательных и обслуживающих производств (выращиванием посадочного материала, производством кормов, оборудования, переработки отходов рыбного хозяйства, а также гидробионтов с производством ценного белкового гидролизата).

Это лишь некоторые примеры проектов, реализация которых позволила бы инициировать структурные изменения в экономике Карелии. Кроме того, эти проекты не «взяты с потолка», а основаны на максимальном использовании имеющиеся конкурентных преимуществ республики перед другими регионами.

Директор Института экономики

Карельского научного центра РАН

Юрий Савельев

"