Posted 24 декабря 2014, 10:05

Published 24 декабря 2014, 10:05

Modified 12 ноября 2022, 08:48

Updated 12 ноября 2022, 08:48

«Что же это за чудо-город?»

24 декабря 2014, 10:05
«Что же это за чудо-город?»

Остро, пронзительно, оглушительно, чувственно... Уйму необычайных впечатлений принёс Музыкальный фестиваль Вадима Холоденко нашему городу и слушателям. На прошлой неделе завершился марафон из пяти концертов, где можно было расслабиться и побалдеть, пошевелить мозгами и пофантазировать.

«Ура, к нам приехал Вадим Холоденко!» – разнеслось по социальным сетям, когда начались первые репетиции программ нового фестиваля в филармонии. «Что же это за чудо-город, – вопрошали в ответ, – где так рады серьёзным музыкантам?»

Действительно, затеять такой фестиваль – для филармонии определённый риск. Есть мнение, что музыку ХХ века слушать непросто, да и пять концертов подряд отважится посетить не каждый профессиональный музыкант. Что тогда говорить о любителях музыки!

Тем не менее, ставки делались на известное имя лауреата международных конкурсов Вадима Холоденко – победителя знаменитого конкурса имени Вана Клиберна в Техасе – и на его выдающихся друзей-музыкантов. И, кажется, филармония не прогадала!

Открылся фестиваль совместным концертом Вадима Холоденко и «Нового русского квартета».

Алексей Стеблев, лауреат международных конкурсов.

«В народе есть предвзятое отношение к современной музыке. Кажется, что представители современной композиторской школы – что-то совсем непонятное, тогда как Моцарта и Бетховена любят безоговорочно. Однако, после концерта часто слышу такие отзывы: «Я думал, что современные композиторы – выжившие из ума люди, которые после Бетховена уже не знали, чем и заняться, а оказалось, что это так здорово и интересно». В ХХ веке написано огромное количество замечательной музыки, сочинённой нашими современниками, которые ходили по тем же улицам, испытывали те же чувства. Современная музыкальная культура не может состоять только из венской классики и романтизма, и важно это донести до слушателей. Поэтому такой фестиваль не просто интересен, а дико важен!» – говорит виолончелист «Нового русского квартета» и композитор Алексей Стеблев.

«ХХ век с Вадимом Холоденко» – проект особый и потому рискованный. Заявленные ежедневные концерты с невероятно сложной программой держали организаторов в страхе несколько месяцев, но опасения были напрасны, несмотря на то, что город наш маленький, конкуренция среди концертных организаций большая, а любителей живой музыки не так много, как хотелось бы. Однако, каждый концерт нашёл своего слушателя.

И публика была. Самая разная. Те, кто уже слушал игру Вадима Холоденко в прошлые приезды и полюбил его, пришёл послушать феноменального пианиста и ещё раз хоть на мгновение увидеть эти проворно бегающие по клавишам пальцы, на которые, словно на актёрское представление, можно завороженно смотреть бесконечно.

«Искусство фуги», последнее сочинение Иоганна Себастьяна Баха, невероятное сложное по замыслу и воплощению (по словам контрабасиста Григория Кротенко, его «прослушать не менее сложно, чем его играть, ведь слушатель как будто вместо сказки на ночь читает учебник физики»), тем не менее привлёкло внимание. На концерт пришли не только профессиональные музыканты и постоянные слушатели. Необычное событие в необычное время не осталось незамеченным и новой публикой, которую привычнее встретить в ночных клубах, чем в Большом зале филармонии.

Четвертый концерт был, пожалуй, в большей степени для тех, кто любит эксперименты. Чего стоит один только Дж.Дракман и его пьеса «Valentine» для контрабаса соло, написанная по мотивам произведений маркиза де Сада, прозвучавшая в исполнении Григория Кротенко. Своей неординарной игрой (да и красной рубахой) он явно влюбил в себя слушателя и стал «гвоздём» вечера.

Завершился фестиваль вечером премьер. Впервые в Петрозаводске прозвучал Фортепианный концерт молодого московского композитора Алексея Курбатова. Кстати, дабы подчеркнуть пульс современной жизни Вадим Холоденко перелистывал ноты на ipad. Также мы услышали две российские премьеры: Концерт для скрипки с оркестром А.Розенблата и Дивертисмент для контрабаса с оркестром Ж.-Ф. Збиндена.

Филармония отважилась на фестиваль музыки ХХ века и пригласила лучших молодых музыкантов: контрабасист-виртуоз Григорий Кротенко, один из лучших скрипачей Сергей Догадин, «Новый русский квартет» вместе с Вадимом Холоденко устроили настоящее путешествие по прошедшему столетию.

Все музыканты – хорошие друзья. Особое удовольствие присутствовать при их неформальном общении, но ещё большее наслаждение получаешь, когда дружеское отношение проявляется прямо на сцене и отражается в музыке.

Григорий Кротенко, лауреат международных конкурсов:

«Мы с Вадиком можем вместе печь пирожки, плевать в стену, поджигать кошкам хвосты, но главный наш интерес – совместное музицирование. Ничто так не сближает, как общее дело. На сцене публика как будто подглядывает в щёлочку за друзьями, которые делают интересное дело. Тем более, что даже в рамках зафиксированного текста в нотах есть простор для фантазии. На сцене интересно именно то, как мы вместе проживаем музыку, и как это воздействует на слушателях».

С Вадимом Холоденко филармонию связывают давние дружеские связи. Он приезжал, ещё не будучи столь популярным. Впервые пианист побывал в филармонии в составе «Поколения звёзд», потом обыгрывал программу на конкурс Вана Клиберна, а в прошлом году, прилетев прямиком из Лос-Анджелеса, собрал почти целый зал на сложнейшие «Гольдберг-вариации» Баха.

Сейчас же его довольно сложно поймать в России, Вадим чаще концертирует в США. Но Петрозаводску по старой дружбе всё же удалось заполучить мировую знаменитость аж на целую неделю и предложить ему собственный фестиваль.

Вадим Холоденко, лауреат международных конкурсов:

«Моё имя, конечно, лучше убрать из названия фестиваля, так будет скромнее, ведь главное – это то, что мы играем, поэтому название вторично. Но, если благодаря имени продадут больше билетов, буду только рад. Повезло, мне кажется, всем: у меня появилась возможность поставить в репертуар то, что мне хотелось, а ведь филармонии было рискованно брать такие программы. И, я надеюсь, если слушатели больше полюбили музыку Прокофьева после квинтета Прокофьева – это хорошо, если Стравинского – замечательно. Если кому-то понравился Шостакович – я счастлив. Маленькая соната Равеля привлекла пять слушателей, которые потратили своё время и деньги? Значит, цель достигнута и фестиваль состоялся».

Словно в возражение тем, кто не верил в популярность и необходимость фестиваля, на его закрытии прозвучали слова министра культуры Елены Богдановой о том, что это музыкальное событие наделало шума и пробудило интерес к музыке ХХ века, а потому стало достойным завершением Года культуры. И, значит, нужно искать средства, чтобы воплотить эту идею ещё и ещё!

Подпишитесь