Posted 24 ноября 2014,, 06:18

Published 24 ноября 2014,, 06:18

Modified 12 ноября 2022,, 08:50

Updated 12 ноября 2022,, 08:50

До основания, а затем…

24 ноября 2014, 06:18
До основания, а затем…
Сюжет
Статьи

Угроза ликвидации нависла над последним в Петрозаводске открытым рынком – Голиковским. Уже давно перестали существовать рынки Ленинградский и «Главный». Недавно был снесен рынок «Ягуар». Сегодня представители Службы судебных приставов активно ходят по Голиковскому рынку, очевидно, примеряясь к тому, как его сподручнее закрыть и снести. Это будет последним актом давно заявленной политики городских властей на ликвидацию стихийной рыночной торговли и на переход к «цивилизованным» ее формам.

Наследие или пережиток?

Открытые рынки Петрозаводска – это наследие тяжких 90-х годов прошлого века. В свое время они сыграли огромную роль в преодолении дефицита продуктов и товаров, заполнив ту нишу, с наполнением которой не справлялась традиционная торговля. Рынки дали работу и заработную плату тысячам горожан, позволив решить и многие социальные проблемы.

Голиковский рынок стоит на пересечении проспекта Невского и улицы Калинина уже более двадцати лет. Наверное, никто не станет утверждать, что рынок – украшение города. И по виду, и по сути это – маленький «шанхай» из нескольких сотен разномастных ларьков и прилавков. Да, здесь нечисто. Бегают собаки и крысы. Летают мухи. Летом в железных ларьках жара, как в духовке, подогреваемая работающими на полную мощь морозилками. Зимой сами ларьки превращаются в морозильники, в которых простуженные продавцы обмороженными руками взвешивают товар и отсчитывают сдачу.

Наверное, с точки зрения представителей городской власти, которые представления о «цивилизованности» черпают в заграничных турах, все это выглядит ужасно. Но есть и другой взгляд на тот же предмет. Это взгляд беднейших петрозаводчан, которые за границей никогда не были и никогда уже не будут. И огромное количество покупателей на рынке – это как раз представители этой категории населения. Рынок не пустует, в этом легко убедиться даже в будние дни. Бабушки со всего города, которые раньше ехали на троллейбусе на Ленинградский, теперь так же едут на Голиковский. Большинство товаров и продуктов здесь дешевле, чем в торговых сетях, и лучше по качеству. Здесь знакомые продавцы, которые положат бабушке кусочек получше и сделают скидочку. Здесь свежее фермерское мясо. Рыба, выловленная накануне в Онежском озере, а не привезенная замороженной с другого континента. Здесь – последнее в городе место, где те же бабушки могу продать выращенные на своих участках лучок и редисочку, собранные в лесу грибы и ягоды. И их никто не гонит…

По другую сторону прилавка здесь стоят представители примерно того же слоя населения. Олигархов тут нет, и нефтью никто не торгует. Индивидуальные предприниматели, которые, как правило, едва сводят концы с концами. Множество женщин, которые получают работу за прилавком. Неблагополучные мужчины, которые могут подработать грузчиками или дворниками. В общей сложности тут работает более трехсот человек, для многих это – единственная возможность работать. Если считать с членами семей, то более тысячи жителей Петрозаводска живут и кормятся Голиковским рынком.

Наверное, с ростом качества жизни подобные формы торговли исчезнут сами. Но кому и почему потребовалось окончательно уничтожать их сейчас, немедленно? Вопрос.

На нелегальном положении

Рынок Голиковский действует в условиях нелегального положения уже не первый год. В 2012 году администрация Петрозаводска в одностороннем порядке расторгла договор аренды земельного участка под рынком с ООО «Красная калина». Затем городские чиновники добились принятия судебного решения, согласно которому участок должен быть очищен от рынка. С тех пор, собственно, рынок существует в режиме отложенного исполнения судебного решения. А директор «Красной калины» Олег Чистяков постоянно ходит в суд с новой просьбой отложить исполнение и ждет, что вот-вот на рынок нагрянут судебные приставы с бульдозерами.

По сути, сколько стоит рынок, столько идет и постоянная борьба с городской властью за его существование, – говорит Олег Чистяков. – Я не знаю, кому и почему до такой степени необходимо очистить этот участок. Видимо, его хочет заполучить кто-то очень «серьезный». Я двадцать лет арендую у города этот участок и своими арендными платежами уже десять раз оплатил его рыночную стоимость! Но это никого не волнует. Отбирают у нас, чтобы отдать кому-то…

Пониже «шанхая», в квартале, примыкающем к улице Володарского, сейчас идет строительство. «Красная калина» строит первую очередь современного торгового центра, в который могли бы перебраться предприниматели, работающие сейчас на открытом рынке. По словам Олега Чистякова, проект этого центра был у него готов еще в 1999 году. И центр мог бы быть уже давно построен, если бы не системное противодействие городской власти.

Невозможно решить ни один вопрос по земельному участку, получить разрешение на строительство. Все решается через преодоление сопротивления чиновников, через многолетние тяжбы и суды, – говорит Олег Чистяков. – Почему? Я не знаю. Все мы видим, что в то же самое время многие «близкие» к власти бизнес-структуры успешно решают такие вопросы. Кому-то во всем дается «зеленый свет», а кому-то постоянно горит «красный». Годами сидим мы в судах по этому участку, пытаемся добиться справедливого решения. Но в этом противостоянии с системой нам не выиграть.

Куда податься?

Вот, казалось бы, логичное и естественное решение проблемы рынка есть у городской власти. Подождать совсем уж немного, пока будет построена первая очередь торгового центра. Перевести туда всех торгующих на рынке, и уж потом, не напрягая социальной ситуации, заняться сносом рынка.

Но если бы власть Петрозаводска обладала способностью принимать такие простые и мудрые решения, наверное, мы с вами жили бы совсем в другом городе. Уничтожить, сровнять с землей, не считаясь с социальными и нравственными издержками – вот это по-нашему!

Я прошла по Голиковскому рынку, поговорила с торговцами. Они напуганы, они возмущаются, они в бессилии опускают руки. И все задают один вопрос: «А куда нам идти?» Куда будет девать свое мясо фермер? Что делать предпринимателю, который выстроил свой небольшой бизнес: имеет рыболовное суденышко, сам ловит рыбу и сам же продает ее на рынке?

Действительно, куда им идти со своей торговлишкой? В «Лотос Плазу»? В «Макси»?.. Денег таких у них нет, да и с деньгами их туда никто не пустил бы. Куда же?

И мы примерно понимаем, куда они пойдут, если рынок будет закрыт. Они пойдут на митинги к мэрии. Поведут своих голодных детей к правительству. Станут перекрывать проспект Невского… Кому это нужно? Зачем до этого доводить-то?

Кому выгодно

Сколько бы нам ни говорили о «цивилизованных» формах торговли, можно смело относиться к таким разговорам как к отвлекающим маневрам. Главный вопрос в этой истории – кому выгодно? Найди такого интересанта и получишь адекватное представление о происходящем.

На «цивилизованный» вид Петрозаводска городской власти наплевать – чтобы убедиться в этом, достаточно полчаса погулять по нашим улицам и дворам. Органических, естественных «врагов» у мелкоторговых рынков, по большому счету, два. Это застройщики и торговые сети. Первым нужны занятые под рынками «пятна» под застройку. Вторым – покупатели, которые ходят на рынки.

Отсюда вытекает и «политика» власти Петрозаводска. Очень легко понять ее суть. Если власть действует в интересах горожан – то поддерживаются рынки и другие места, дающие работу и жизнь горожанам. Если отдается предпочтение застройщикам элитных кварталов, сетевых магазинов – то рынки ликвидируются. Вот и вся «политика». В чьих интересах в последние годы действует власть Петрозаводска, кажется, сомнений нет.

Лакомый участок на проспекте Невского, конечно, является предметом вожделения многих застройщиков, близких в городской администрации. Как мы помним, совсем недавно, некто В.Попов не постеснялся снести в этом районе памятник архитектуры кинотеатр «Сампо», чтобы построить на этом месте дом. Теперь, видимо, кто-то решил, что вместо рынка на этом месте должен появиться еще один элитный жилой квартал. Разумеется, ведь город так нуждается в очередных домах, которые годами будут стоять пустыми, потому что никто не может купить в них дорогущие квартиры… И если ради этого придется пустить по миру какую-то там тысячу человек – это сущий пустяк.

Почувствуйте разницу

Я много раз убеждалась, что бытующие в Петрозаводске представления о «цивилизованной» торговле существенно расходятся с практикой других российских городов.

Например, как-то судьба забросила меня в Краснодар. И там я даже некоторое время изучала именно практику организации мини-рынков. Да, представьте, власть Краснодара с рынками не борется – она их сама строит и поддерживает!

Делается это так. Город за свой счет выделяет земельный участок на бойком месте. За свой счет закатывает участок в асфальт и окружает оградой. За свой счет подводит электричество, воду, канализацию. А затем говорит местными сельхозпроизводителям и переработчикам: приходите, работайте! И те приходят, ставят свои павильоны, маленькие магазинчики, обустраивают территорию, содержат ее, убирают. Народ на такие рынки валом валит. Селяне везут сюда свою продукцию. Молокозаводы и мясокомбинаты заваливают прилавки своими продуктами. Продается в основном все местное, краснодарское. Все вкусное и свежее – пальчики оближешь.

На каждом таком рынке отводится примерно четверть площади под обычные дощатые ряды. Сюда может прийти любая бабушка, любой дедушка и, вообще, любой, кто что-то вырастил на своем огороде своими руками. И получить полностью обустроенное торговое место (внимание!) за десять рублей в день. Чего только в этих рядах не продается! И именно здесь всегда особенно оживленно. Продавцы весело зазывают к своим прилавкам, покупатели азартно торгуются, жизнь кипит…

А у нас?

Рынки – враги «цивилизации».

Бабушки с пучками лука и редиски – это просто «враги народа», которых гоняет полиция (как будто у нас полиции больше заняться нечем).

Сельхозпредприятиям Карелии разрешено торговать в Петрозаводске буквально один раз в году – во время осенней ярмарки.

Почувствуйте, как говорится, разницу…

"