Posted 22 августа 2014,, 11:19

Published 22 августа 2014,, 11:19

Modified 12 ноября 2022,, 08:54

Updated 12 ноября 2022,, 08:54

«Добру откроем сердце»: школа развивающего чтения

22 августа 2014, 11:19
«Добру откроем сердце»: школа развивающего чтения
Сюжет
Статьи

У книгочеев, особенно подростков и их старших наставников, событие. Вышла в свет книга с хорошим названием «Добру откроем сердце» (Русская школьная ассоциация, 2014 год). Её автор – Ираида Тихомирова, один из лучших российских специалистов по чтению. Для карельских любителей чтения примечательно, что составительница сборника включила в книгу также и рассказ карельской писательницы Надежды Васильевой «Полынья».

Ираида Тихомирова – один из мудрых специалистов библиотечного дела, уже несколько десятилетий не просто исследует мир детской и подростковой литературы. Благодаря ей с 90-х годов прошлого века у нас появляются пособия, в которых родители, учителя, библиотекари, литературоведы, культурологи узнают о тонкостях развивающего чтения. К чести Ираиды Ивановны, она не тратит драгоценного времени на причитания по поводу общего снижения интереса к чтению, увлечения юных и взрослых новыми источниками информации. Наоборот, она с уважением относится ко всему новому, что стремительно врывается и изменяет наш мир. А раз неизбежны изменения мира, неизбежно и обновление в общении, обучении, воспитании.

Столь привычное занятие, то есть чтение, может оставаться и приятным времяпрепровождением, и полезнейшим познавательным процессом. Многие сомневаются в данном утверждении. Почему? Потому что надо уметь читать вдумчиво.

От рассказа к рассказу

Насущный, больной, всегда актуальный вопрос: как вырастить достойного человека? Какие образом заложить в душу мальчишек и девчонок такие ценности, которые станут крепким основанием нравственности?

В сборнике ответ начинается с названия самой книги - «Добром откроем душу». А дальше, за обложкой – циклы рассказов, выборки из них. В каждом разделе – не только подборка текстов российских авторов, но и краткое вступительное слово составительницы книги, вопросы к текстам, рекомендации дополнительной литературы по обсуждаемой теме.

Рассказ считается одним из самых емких и сложных жанров литературы. С другой стороны, именно емкость и относительная краткость позволяют в один раз юному читателю воспринять историю целиком, уловить суть событий, особенности характеров героев, авторский почерк.

Мое личное мнение, среди отобранных для сборника рассказов многие носят притчевый характер. Мораль в них не прописывается очевидно-однозначным образом. Нет, читай и думай, размышляй, что в той или иной истории достойно осуждения, поддержки, а где – сдержанного сочувствия в связи с неизбежностью обстоятельств.

Для пополнения знаний в каждом разделе есть списки дополнительной литературы. И они сами по себе достойны внимания, отобраны, опять-таки, лучшие произведения для детей и подростков.

О высоком и сильном в человеке

Последние десятилетия нас усиленно приучали к относительности всего. В том числе лучших человеческих качеств – сострадания, отзывчивости, милосердия. Отчасти получилось, удалось подсадить значительную часть читателей и зрителей на боевики, триллеры, скоропалительные сериалы. Однако стоит поговорить с молодежью, родителями, педагогами, библиотекарями, и убеждаешься: не убито желание знать лучшее, говорить о добре и зле, верности и предательстве, любви и надежде. А уж какова жажда детей и подростков разбираться, выяснять вечные вопросы!

Ираида Тихомирова пишет свое собственное введение к каждому разделу сборника. Их темы таковы: «Совесть, или Суд над собой», «Быть или казаться», «О шутке всерьез», «О правде, лжи и детской фантазии», «О силе воли и силе духа», «Доброта – счастью сестра», «В ответе за тех, кого приручил».

Большинство хороших педагогов, библиотекарей умеют решать несколько задач: учат культуре чтения, учат аналитическому и критическому мышлению, воспитывают нрав, характер ребенка. От рассказа к рассказу в сборнике «Добру откроем дверь» прокладывается тропинка к собственным выводам, ассоциациям, новым открытиям читателей.

Загадка «детского меню»

Для любознательных не составит труда найти сборники для детского и подросткового чтения тематические, возрастные, ориентированные на самостоятельное знакомство или с помощью родителей. Можно отталкиваться и от списков рекомендованной литературы в рамках школьной программы.

Что «не так» у Ираиды Тихомировой? Как она сама признается, «… в подборе литературных произведений для обсуждения и в принципах методического подхода к ним я более всего опиралась на собственный библиотечный опыт. Движимая личным профессиональным интересом я собирала лучшие рассказы для детей всю профессиональную жизнь и проверяла их восприятие на детях и взрослых. Со временем рассказы, в зависимости от нравственной проблематики, объединились в десять разделов».

Следующая особенность – то, как сформулированы вопросы к каждому без исключения рассказу (или в некоторых случаях – основной его части). Нет вопросов с заведомым ответом «да» или «нет»! Нет заданности на категоричность суждений читателя! Есть в хорошем смысле подталкивание к аргументации, к поиску подтверждений своего мнения в тексте, в авторских намеках, да и в собственном опыте.

К сожалению, очень часто интерес и любовь к чтению гаснут благодаря тому, что в школе дети получают и приучаются к готовым, «правильным» и «соответствующим» оценкам и суждениям. Очень часто преподаватели литературы не обладают в должной мере методическим мастерством. Вместо анализа литературных произведений в школьной аудитории происходит «зачитывание соответствующего отрывка». Будем надеяться, сборник «Добру откроем сердце» поможет преподавателям начальной школы, педагогам-предметникам средних классов обновить свои уроки и внеклассные занятия.

Приоритет из советского прошлого

Уверена, данный вопрос возникнет у многих, кто познакомится с перечнем авторов, чьи произведения включены в сборник. Анатолий Алексин, Виктор Астафьев, Макс Бременер, Виктор Голявкин, Алла Драбкина, Фазиль Искандер, Юрий Нагибин, Леонид Пантелеев, Радий Погодин, Владимир Солоухин, Юрий Яковлев … Фамилии хорошо известных советских, любимых многими поколениями авторов. Их, из удаляющегося советского прошлого, – большинство.

В библиотечные фонды сегодня идет пополнение книг новых авторов. Не все просто с их изданием, тиражами. Большая часть книг – развлекательной направленности, «девичьи романы» (по аналогии с «дамскими»), сериальные выпуски комиксов.

Традиция русской, а теперь и лучшей советской литературы для детей и подростков не исчезла, нет. Другое дело, что писать для детей старшего возраста и подростков всегда не просто. И самим современным писателям надо понять своего современного юного героя, найти свой разговор с ним.

Надежда Васильева, карельская писательница, пишет о современных детях и подростках и для них. Её рассказ «Полынья», включенный в сборник, о трагичном случае. На глазах у трех мальчишек погиб товарищ. Не смогли они выручить провалившегося в полынью друга. Испуг, страх, уговор молчать, что видели и знают, как все произошло, стали причиной больших последующих мучений. Выбор нужно сделать каждому из оставшихся в живых: таить в себе трагедию или поведать правду маме погибшего друга, родителям, учителям.

Не окажутся ли утопленными в той полынье способность переступить через страх, чувство сострадания и, по большому счету, жизнь по правде? Подобные вопросы скорее приложимы «к формату» взрослой жизни, для сформировавшейся личности. Но многие, часто не лучшие обстоятельства, подталкивают наших детей взрослеть быстрее и болезненнее.

«Чтение – души движение»

- так назван последний раздел сборника. Он получился – что не удивительно – с особой изюминкой. С юмором и доброй шуткой, с перерождениями героев рассказов в героев произведений, которые они, в свою очередь, читают по ходу сюжета. Упоминаются в рассказах названия, известные с детства, - «Полтава», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Пятнадцатилетний капитан».

Блестяще написанный Фазилем Искандером рассказ «Чик и Пушкин» открывает раздел. О том, как, читая про смерть вещего Олега, школьник Чик почувствовал пронзительное: существует в мире обреченность, предопределенность всего, что происходит и происходило. Смерть князя Олега – не случайность, укус змеи – звено в некой череде неотвратимых событий. И это касается всех людей, всего мира! Чик почувствовал приближение великой, ошеломляющей истины …

А скарлатина и четыре недели постельного режима сделали героиню рассказа Анны Масс не просто поклонницей Дика Сенда, героя «Пятнадцатилетнего капитана». Девочка Валя в своем воображении продолжила приключения, «переставала быть собой». Мама переживает, что дочка слишком, до болезненности, увлеклась чтение. А ребенок в это время становится храбрее, благороднее, изобретательнее, начинает верить в свои возможности.

Всего лишь два примера, как происходит эмоциональное погружение и нравственное обогащение благодаря литературе и чтению. Многим из нас знакомы подобные состояния и открытия, не правда ли?

Движение души – процесс глубинный. Ребенок, подросток, как растеньица впитывают новые соки, воспринимает неожиданные мысли, драматические несоответствия. При этом изначально зная о добре и зле. Задача каждого поколения взрослых – поддержать взросление детей, дать подросткам надежные ориентиры. Лучшие книги мира – незаменимые помощники в этом процессе.

Сегодня в мире мы видим мощные всплески агрессии, постоянные войны за ресурсы и умы, безжалостность человека к природе. Хотим ли мы жить в таком мире? Хотим ли такого мира своим детям? Да и что сохраним для них? Ираида Тихомирова приглашает нас и к разговорам на локальные темы, и темы космические. Но на доступном детям и подросткам языке!

Соглашусь с замечанием составительницы сборника: очень много выигрывают дети и родители, если с ранних лет ребенок приучен к чтению, знает дорожку в библиотеку. Библиотечные специалисты не повязаны отчетностью об успеваемости и среднем балле. В библиотеках сегодня сохраняется шанс для каждого читателя найти «свою книгу», которая не упомянута в школьной программе, но она увлечет, потрясет, повлияет на формирование характера и выбор жизненного пути.

Да и у родителей всегда есть шанс найти пятнадцать минут в день, чтоб почитать ребенку или вместе с ребенком интересный рассказ. А затем может произойти захватывающее: услышать, как и что рассудит ваше чадо. Через разговор о героях литературных можно узнать, что волнует, о чем болит душа родного человечка. Только не упустите драгоценного времени!

О «достойнейших»

Позволю себе обратить внимание на помещенный в сборнике рассказ Макса Бременера «Достойнейший». История поведана давняя, начавшаяся в предвоенные годы. Одноклассники рвутся заявить о себе, ведь самые достойные из них станут участниками летней экспедиции исторического кружка. Условие отбора – отсутствие троек. Саша Тростянский, самый способный из ребят, по формальной причине не попадает в команду счастливчиков. Его шанс – поехать в экспедицию на следующий год …

А на следующий год мир стал иным, военным. Саша добился, чтоб его послали на рытье окопов в пригородах Москвы. Погиб он во время бомбежки. Его портрет на стенде, посвященном памяти учеников родной школы. Фамилия, которую невозможно вычеркнуть из истории. Макс Бременер заканчивает рассказ сожалением, что Саша увидел за короткую свою жизнь меньше, чем мог бы. Но читатель прекрасно понимает, что история совсем не о путешествиях в экзотические края и не о необходимости шквальных эмоций. Не о досадных тройках и не о неизбежном консерватизме, который сопровождает школьную жизнь.

Как ответить на вопросы о сути человеческого достоинства и кто есть достойнейший? Каковы нынешние «стандарты» отличительности и что положено в основу их определения?

Более того, войти в историю – каждому ли суждено, спрашивает нас Ираида Тихомирова. Согласитесь, подобные глобальные вопросы и необходимо ставить в детстве, когда возможно всё!

Беседовала Людмила Мишина

"