Posted 1 августа 2014,, 13:28

Published 1 августа 2014,, 13:28

Modified 12 ноября 2022,, 08:55

Updated 12 ноября 2022,, 08:55

«Любить людей - это сегодня очень важно»

1 августа 2014, 13:28
«Любить людей - это сегодня очень важно»
Сюжет
Статьи

Сергей Леонидович Катанандов, член Совета Федерации от Республики Карелия, бывший глава Республики Карелия, бывший мэр Петрозаводска. Выпускник Петрозаводского государственного университета. В 1977 году Сергей Катанандов окончил факультет промышленного и гражданского строительства. Кандидат философских наук. Почетный доктор ПетрГУ. Председатель попечительского совета ПетрГУ отвечает на вопросы о жизни, о будущем Карелии, о себе.

- Когда Вы были Главой Республики, Вы облетели, объездили, все уголки нашей Карелии. Есть ли что-то такое, что объединяет все наши районы, делает нашу республику особенной, неповторимой?

- На эту тему мы много сделали, чтобы у людей сформировалось сознание, что мы живем вместе, дружно и можем рассчитывать друг на друга. Мы живем в Петрозаводске, городе Петра, это традиции, это история. Надо петрозаводчанам находить в себе силы стать настоящими наследниками Петра, начать возрождать реальную экономику. Я много об этом думаю и предпринимал много усилий, чтобы это сделать реальным. Карелия - это наш главный бренд, наша визитная карточка. Это один из самых раскрученных и узнаваемых брендов в стране. Это третья республика по количеству посетителей, после Санкт Петербурга и Москвы. Миллионы людей побывали в нашей республике за последние 20 лет. Это святой треугольник- Валаам, Кижи, Соловки. Это место, где сохранился русский православный мир. Это место, где сохранилась уникальная финно-угорская культура. Здесь записаны былины про наших богатырей. Здесь записана Калевала. И здесь живут образованные люди. И эти люди называются «Карелы». Когда мы за пределами республики находимся, только так себя и зовем.

- Сергей Леонидович, сегодня молодые специалисты, получив образование, стараются найти работу в больших городах, выпускники университета не хотят ехать в районы, где требуются специалисты. Более того, уезжают за пределы Карелии. Если так будет продолжаться, в республике не останется специалистов. Можно ли изменить ситуацию?

- Вы задаете один из принципиальных и очень сложных вопросов. Вряд ли можно найти простые ответы на этот вопрос. Учитывая, что я многие годы отдал Карелии, родился здесь, учился, работал, понимая и зная историю ее, понятно, что я имею свою точку зрения на то, почему это происходит. В общем-то, я понимаю людей, которые сегодня выбирают другие регионы. Не остаются на северных территориях и в Карелии в том числе. Этот процесс идет повсеместно по всей стране.

Сегодня люди уезжают с Севера, и с моей точки зрения, правильно, и только по той простой причине, что многие из них сюда были искусственно привезены. Это не их реальная родина, они родились здесь в силу разных обстоятельств, потому что их родители оказались в Карелии. Для чего они были здесь нужны? Для заготовки леса, для разработки природных ресурсов, много было задач и целей, ради которых сюда агитировали людей переезжать, и при этом им предлагали огромные материальные блага, для того чтобы они здесь жили и работали. Их обеспечивали высокой заработной платой, специальным снабжением, нормальной инфраструктурой и так далее. Всем этим занималось государство, которое называлось - великий Советский Союз. И все это одним разом рухнуло, специальной поддержки сейчас государство не оказывает. Все затраты несем мы сами, то есть регионы, и все эти территории сегодня оказались в сложном положении. Это первое.

Второе, надо понимать, что на наших северных территориях, когда мы говорим, например, о Калевале, Пудоже, есть население, родившееся и выросшее там в силу того, что предки их там всю жизнь жили. Эти люди всегда справлялись с трудностями, всегда жили на этой земле, и, слава Богу, пусть живут, и тем, кто хочет закрепиться на этих территориях, надо помогать максимально!

- Так кто же может помочь этим людям сегодня, если раньше помогало и поддерживало государство? И что делать тем, кто остается и хочет жить на северных территориях?

- Не просто поддерживало, обеспечивало приличную жизнь, приличную работу. Сегодня надо вписываться в новые контексты жизни. Пришли новые технологии, которые не требуют большого количества людей, новые технологии пришли на наши комбинаты, производства, фабрики, которые сегодня конкурируя в реальной экономике, продают продукцию не в российской федерации, а во всем мире. Кондопога, Сегежа, Костомукша - это все сложные современные предприятия, которые на ходу модернизируются. Очевидно, молодежь, которая не находит здесь себе работы, ищет пути для своего существования. И я их поддерживаю, понимаю.

Тем более, что активно развивается Санкт-Петербург, Ленинградская область в силу того, что работает реальная экономика, не государственная экономика, а рыночная. У государства должны быть интересы на Севере. Оно их обозначает, об этом говорит Глава Республики Карелия Александр Худилайнен, этому посвящена федеральная целевая программа по комплексному развитию Карелии до 2020. Создана государственная комиссия по подготовке к празднованию 100-летия образования республики под председательством Председателя Госкомиссии, Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Николая Патрушева. Но это не значит, что без усилий самих граждан, без понимания, что придется довольно много работать, произойдет чудо на нашей территории. И очевидно, что предпринимаемые усилия закрепит людей, на новых предприятиях, которые надо создавать. А сегодня, несмотря на наличие рабочих мест, люди из Костомукши уезжают. Если уж из этого города едут, это говорит о том, что Крайний Север – территория трудная. А побережье Белого моря уже арктическая, критическая территория для проживания людей, и они мужественные люди, если там живут.

- В наш Петрозаводский университет все же должны приходить абитуриенты, получать профессию, сейчас ситуация в порядке, но если не будет развиваться производство, если будет происходить постоянный отток молодежи за пределы Карелии, то кто придет в университет через 20 лет?

- То, что произошло объединение КГПА с ПетрГУ - это способ выжить. Вопрос этот возник давно и в стратегии развития образования мы все это имели в виду. Это обеспечит подготовку всех нужных нам специалистов, в первую очередь, важнейших специалистов в области образования - учителей, и, с другой стороны, обеспечит современное образование, потому что одна из главных задач, когда мы реформировали образование - это напомнить о том, что люди у нас свободны, и они имеют не только обязанность работать на государство или на свою семью, но и имеют право жить там, где они хотят, и работать там, где они хотят.

Государство должно понимать, что инфраструктура таких северных территорий при наличии большого количества населения при разработке современными технологиями природных ресурсов требует поддержки государства. У нас должны быть нормальные современные дороги, нормальная современная связь, нормальные современные условия электроснабжения. Надо создавать новые технологии, создавать новые рабочие места, создавать инфраструктуру, выполнять намеченные программы и понимать, что жить здесь будет более сложно, чем в любом другом месте. Сегодня в наших населенных пунктах нет учителя, врача. Это ЧП не только государства, но это ЧП и тех, кто не получает нормальные услуги, и местная власть должна задумываться как привлечь на свою сторону молодого специалиста, как выучить его, как закрепить его на селе.

- В свое время были строительные отряды, которые помогали строить в районах жилье, больницы, фермы: Как Вы думаете, можно ли возродить такие строительные отряды сегодня?

-В наше время были студенты, которые зарабатывали деньги в этих строительных отрядах себе на жизнь. Как правило, у студентов семьи появлялись рано, в том числе и у меня была уже семья. Мы должны были зарабатывать деньги, чтобы обеспечивать семью. Вот и ехали на стройки. Совхозы приглашали строить за свои деньги то, что было нужно данному поселку. Например, молочную ферму, школу. Впервые в строительном отряде я был в 1973 году. Мне довелось быть в строительных отрядах два раза в Видлице, один раз в Ляписюрьи. Это известные деревни в Карелии, знаменитое Приладожье, Видлица. Ребята многих факультетов ездили в совхозы и строили те объекты, в которых нуждалось население. И Нам очень хорошо платили в студенческих отрядах. Студенческие отряды закрывали нишу, где не хватало сил и техники для строительства. И сегодня наверняка такие ниши есть, где нужны сильные рабочие руки, сноровка, молодой задор, где не хватает рабочих рук, как правило, это сельская местность, это лесные поселки. Но чтобы в них приехали молодые люди, нужно потрудиться либо бизнесу, либо власти. Если частный бизнес пригласит студенческий отряд, я думаю, университет, откликнется, молодежь с удовольствием поедет работать.

- Может быть, сейчас молодежь другая, не такая как раньше. Физический труд ей в тягость?

- У меня 2 сына. Три внучки, 2 внука. Вижу, как дети растут. Вижу и общаюсь с сыновьями, их друзьями. Молодежь ничем не отличается от той, что была раньше, в наше время. Все эти темы про отцов и детей, это для важности, с моей точки зрения. Молодежь всегда была и будет основным двигателем жизни.

- Сергей Леонидович, был ли перед Вами выбор - куда пойти учиться? Чье было решение выбрать Петрозаводский университет, Ваше или родителей? И почему Петрозаводский университет?

- Мой отец, Леонид Дмитриевич, настаивал, что надо учиться в ЛИСИ, в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете, как и он, и вопрос вроде бы уже был решен, но мама «взбунтовалась» в последний момент, сказала, что нельзя меня отпускать одного, что я должен учиться рядом с домом в силу моего буйного характера. И я пошел поступать в Петрозаводский университет на строительный факультет. Меня все детство кругом окружали строители. Мой отец был строителем, с 1965 по 1986 год возглавлял главный строительный комплекс Карелии - Главсевзапстрой. Под его руководством строились и расширялись крупнейшие предприятия республики - Петрозаводскмаш, Надвоицкий алюминиевый и Онежский тракторный заводы, Сегежский и Кондопожский ЦБК, так что долго не раздумывал.

- А если бы не строительный факультет, то какой бы тогда выбрали?

- Это мог бы быть и юридический факультет, поскольку моя мама, коренная ленинградка Людмила Александровна, выпускница юридического факультета ЛГУ, она была членом Верховного суда Карелии. Но мог быть и экономический и лесоинженерный, мне нравились инженерные специальности.

- У Вас двое сыновей, они тоже учились в Петрозаводском университете?

- Оба сына oкончили Петрозаводский университет. Старший сын сначала строительный, потом и экономический, а младший - юридический. Это семейная традиция.

- Но у Вас же была возможность обучать своих детей в любом другом вузе, например, в Санкт-Петербурге или в Москве. Почему выбрали наш университет?

- Учитывая мою публичность, мне нужно было серьезно к этому подходить, Личный пример - большое дело для любого руководителя, поэтому было принято принципиальное решение: поступать в наш университет. Петрозаводский университет способен выучить, дать качественное образование и дать возможность реализовать себя в нашей республике. И Александр, и Денис работают здесь, в Карелии, хотя вопрос о их переезде стоял не раз, но всегда как-то ребята выбирали Карелию. И я считаю, что они правильно делают.

- У Вас было желание уехать из Карелии, ведь возможности у Вас есть?

- На самом деле у нас не раз обсуждался этот вопрос, отец родился и вырос на Северном Кавказе, мама коренная ленинградка, несколько раз собирались, но каждый раз упиралось в одно, находить другое такое место, как Карелия, было очень трудно. Здесь, как говорится, свободный дух, больше справедливости, меньше показухи. Я не чувствую необходимости отсюда уезжать. Хотя для многих, в связи с тем, что недостаточно квалифицированных рабочих мест, есть дилемма, где дальше жить.

- Что Вы цените в людях?

- Сложные вопросы задаете. Такого рода люди, как я, достигнув в жизни многого, не могут однозначно отвечать. Я видел разных людей, очень трудно сегодня выявить пороки и достоинства. Я так отвечу: любить надо жизнь и любить людей. Всех, какие они есть, понятно, за исключением небольшим. Могу сказать, что у меня были случаи, что меня предавали, еще несколько лет назад я и представить себе не мог, что такое может случиться, и предать могут только близкие люди.

- Сергей Леонидович, чему Вы бы еще хотели научиться?

- Было время, я играл неплохо на гитаре, душа пела, я серьезно занимался, Но уже 5-7 лет не увлекаюсь. Хотел бы научиться играть на фортепиано или на рояле, хотел бы хорошо на коньках кататься. Я в детстве играл в хоккей, но хорошо кататься не умею. Я рисую неплохо, я же инженер, чертежи у меня хорошо получались. Природа - для меня это не проблема, а вот портрет не могу нарисовать. На самом деле - это только кажется, что можно научиться всему (и медведя на велосипеде кататься можно научить), любое серьезное занятие требует много сил, времени. Не зря людей искусства мы выделяем и к их искусству относимся с уважением. И наших деятелей культуры и искусства мы знаем и любим - Мацуева, Шилова: Чтобы хорошо уметь что-то делать, надо с утра до вечера посвящать себя этому уделу.

- То есть Вы считаете, либо отлично, либо никак?

- Да, потому что времени надо много, чтобы хорошо научиться. Это колоссальный труд.

- Какие у Вас планы?

- Я в последние годы очень мало был на природе, поэтому у меня планы побывать в Сибири, на севере нашей страны, в Мурманске побывать. Я никогда не был в Липецке, Воронеже, Сахалине. Надо нашу страну знать. Плохо помним, что Воронеж, Липецк, Петрозаводск созданы одним царем, в одно время, для одних целей. Петр Первый создавал заводы, города, закладывал корабли, такие очевидные вещи, а я не знал, что Липецк нам удалось отстоять во время войны, и там работала экономика. Я хочу посмотреть страну, у меня раньше не было времени на это.

- Удается читать?

- Я очень люблю читать. Был период, когда у меня был такой поток информации огромный! Газеты, телевидение. Мне повезло, у меня много читает жена, она филолог по образованию. Наталья Леонидовна дает мне читать книги, которые по ее мнению мне надо знать. Выписываю журнал «Север». Интересные авторы есть, актуальность тем, новизна. Журнал дает понять, где мы находимся в современной литературе.

- Всегда ли удается философски относиться к жизни?

- Я люблю жизнь. У меня две вещи, обязательные в моей жизни. Я до последней минуты буду любить жизнь и буду в жизни любить людей. Это сегодня очень важно.

- С каким девизом идете по жизни?

- Я люблю пословицы и поговорки. У меня уйма знаний на этот счет. Мы сейчас возвращаемся к истории, осмысливаем, что такое история, что такое Россия. Все мы стоим на земле, политой кровью и потом наших предков, следовательно, поднимай наследие наших предков, изучай жизнь и опыт наших предков, и свой родной язык тоже. В связи с этим я вспоминаю изречение, которое пришло ко мне не из фольклора, а из реальной жизни. У моего бати был товарищ, Василий Васильевич Васильев, уроженец Деревянки (сейчас уж их никого нет в живых), молодым парнем он пришел к отцу, и они всю жизнь вместе проработалию Так вот, он всегда говорил так: «Работать надо, а не кричать «Ура!».

Беседовала Светлана Семёнова

"