Posted 11 июня 2014,, 07:00

Published 11 июня 2014,, 07:00

Modified 12 ноября 2022,, 08:57

Updated 12 ноября 2022,, 08:57

Весь мир – театр. Малый

11 июня 2014, 07:00
Весь мир – театр. Малый
Сюжет
Статьи

Смотрите, какая история. Малый театр – старейший, ему почти три века. Веяния на нас обрушиваются всякие, новая режиссура и вот, знаете, держимся из последних сил. Я не против поисков, не против того, чтобы юноши ходили обнаженными по сцене, но почему сейчас все на этом заострено? Везде странная эротика. Мы идем по смыслу, следуем интуитивной традиции, которая сродни именно русскому театру, – таким монологом 9 июня народная артистка России Людмила Полякова открыла пресс-конференцию в Петрозаводске.

Вместе с другой народной артисткой страны Людмилой Титовой она темпераментно и бойко рассказала, какими будут новые спектакли Малого театра в столице Карелии и легко ли привнести в мир прекрасное.

Широко расставив локти в просторной белой блузке и юбке, Людмила Полякова басом продолжила: «Гастроли начнем с нашего любимого спектакля – «Волки и овцы». Когда все стали к поезду стекаться, я подумала: «Боже мой, театр послал свой лучший эшелон!». В Астрахани у нас будет 400-ый спектакль, но каждый раз «Волки и овцы» играется как в первый. Островский до сих пор остается современным, вот и сейчас эти волки и овцы бродят по земле. Еще привозим вам премьеру, спектакль «Как обмануть государство» – легкая комедия, чтобы зал посмеялся, отдохнул. Эта переводная французская пьеса неожиданно возникла в репертуаре Малого театра».

Начался диалог с журналистами. Илона Румянцева, пресс-секретарь Музыкального театра, поинтересовалась, как Малому театру, имея такую огромную труппу по сравнению с петрозаводскими, удается передавать традиции молодому поколению.

– У нас с Людой, – отвечает Людмила Полякова, – разница в возрасте 20 лет, но мы с ней разговариваем на одном языке, мы понимаем одни и те же вещи. Очень важно устанавливать дружеские, человеческие отношения, мы получаем кайф от пребывания на сцене вместе. Мы друг другом наполняемся, заряжаемся, и тем самым происходит этот обмен опытом.

– Я знаю, что многие молодые артисты, – подхватывает хрупкая Людмила Титова в открытом бордовом комбинезоне, – смотрят в интернете репетиции старых спектаклей Малого театра. И вот это ощущение через рукопожатие осталось. Может быть, от того, что многие актеры работают у нас очень долго. Татьяна Александровна Еремеева играла в спектакле «Волки и овцы» в Тамбове, когда ей было 95 лет. Там она вспоминала, что лучшие годы жизни она провела именно в Тамбове, когда в войну играла Джульетту, и на сцене шел пар изо рта. Сейчас, кажется, что это легенда, а тогда можно было свободно с ней разговаривать, смеяться.

Отличаются ли выступления в Москве от гастрольных?

– Очень важен охват, ведь первые 5-10 минут спектакля артист должен весь зал вобрать в себя, – ответила Полякова. – Только тогда можно начинать разговор и игру со зрителем. Бывает неудобная планировка театра. Но вообще нельзя разделять публику на плохую и хорошую – значит, не случилось контакта с ней. Все равно получится, пусть после 10-ти минут. Ведь у Малого театра особая техника – все понятно. Зрителя очень подкупает, когда с ним говорят на равных, когда ему рассказывают все, как есть.

«Вот так вот, ребятки, наверное, вот так на этот вопрос можно ответить», – смягчив голос, часто прибавляла к своему ответу Людмила Полякова. - Действительно, в разговоре на ноте, будто мы давно знакомы, участвовать очень приятно.

Обсудили и то, каким видится современный театр артистам Малого.

– Сегодня часто берется одна фамилия артиста и начинается раскрутка, и ничего даже сказать против нельзя. Видели спектакль МХАТа, – воскликнула Полякова, – где племянник Мурзавецкой водит на цепочке то ли бабу, то ли собачку?.. Зачем?

Может быть, считается, что уровень публики такой низкий? – ответила находчивая журналистка.

– Публику нужно уважать и любить, с ней нужно быть честным. Во МХАТе идет бесконечный поиск, что с ним сделали… Вот играем с Людой спектакль «Последняя жертва», до какого человеческого уровня поднимаемся. Зрители даже не знают, плакать им или смеяться. В то же время этот спектакль идет во МХАТе: какие-то нарезанные картиночки, возрождающаяся Россия, экономический подъем… Чего?! У нас – обыкновенная история любви, предательства.

– Слышала в передаче - искусство должно в первую очередь находить отклик эмоционально, человек должен среагировать, а потом только нужно объяснить ему, почему так воспринимается, - добавляет Титова.

Наверное, стоит вернуть худсоветы? – спросили присутствовавшие народных артисток.

- Раньше ничего нельзя было сделать без худсовета, месткома, парткома, - отвечает Полякова. - Помню то время, когда спектакли сдавались по три-пять раз, из них выдергивали фразы, которые на что-то намекали. Сейчас другая опасность – коммерческая цензура, когда все определяет, ходит или нет на спектакль зритель. К примеру, когда интеллектуальный спектакль, который соответствует высоким требованиям, снимают, потому что зрителю еще рано на такие темы размышлять. Также и в кино. В основном оно продюсерское, нужно вернуть затраченные деньги и по возможности что-то заработать. Поэтому идут бесконечные стрелялки, офисные интриги, кровь льется. Такое ощущение, что никто не задумывается, что жизнь – одна. Ну, заработаешь еще деньги, о вечном ведь надо говорить… Хорошие фильмы появляются, но у них нет проката: нужно сделать несколько копий, чтобы показывать, а это очень дорого.

Действительно, задумываюсь на секунду, сколько моих знакомых ходило в этом месяце (или даже в этом году!) в театр. И сразу становится понятно, откуда в голосах народных артисток такая тревога. Но мириться с этим они не согласны – внутренняя кипучая энергия не дает и, конечно, особое чувство юмора. В ответ на вопрос об отношении к закону о полном запрете курения, Людмила Полякова сказала:

– Не люблю, когда люди курят, поэтому поддерживаю этот закон. Однажды на съемках у меня была потрясающая история. Режиссер, маленький такой, одну за одной курил. И вот в какой-то момент он в ажиотаже подбегает ко мне опять замечание делать, со своим запахом. А я понимала, ну все уже, и со всей своей мощью взяла его за шкирку и оттолкнула. Хватило чувства юмора, наутро мы даже прощения попросили друг у друга.

И еще масса театральных баек прозвучала на пресс-конференции. Словом, живут актрисы согласно той самой фразе: «Весь мир – театр, а люди в нем актеры». Мастерство играть, жить «как есть» и видеть в жизни прекрасное – вот то, что никогда не дает им сдаться.

Автор статьи: Ольга Сидорова

"