Posted 14 мая 2014,, 11:48

Published 14 мая 2014,, 11:48

Modified 12 ноября 2022,, 08:59

Updated 12 ноября 2022,, 08:59

«Свет и сила Верди»

14 мая 2014, 11:48
«Свет и сила Верди»
Сюжет
Статьи

Впервые за последние 30 лет в Петрозаводске в Карельской филармонии состоялось грандиозное и масштабное исполнение Реквиема Джузеппе Верди, собравшее на одной сцене около двухсот исполнителей.

Реквием – жанр концертной духовной музыки, которым традиционно открывалась григорианская заупокойная месса. Однако отношение к Реквиему Верди во многих странах было, а отчасти и остаётся двойственным. Он воспринимается как сочинение скорее оперного жанра, нежели духовное, и исполняется как выдающаяся музыкальная драма.

Исполнить Реквием Верди Анатолий Иванович хотел ещё с консерваторских времён: со студенчества эта музыка была любима и оказывала на него потрясающее воздействие.

Анатолий Рыбалко - Художественный руководитель и главный дирижёр Симфонического оркестра Карельской филармонии:

«Эта музыка исполняется обычно во время похорон, но сами тексты не о памяти об усопшем, а о страхе человека перед Судным днём. Реквием Верди пронизан именно этим страхом, трепетом, это глубоко внутреннее переживание».

Реальная возможность исполнить одно из наиболее выдающихся творений Верди появилась лишь в этом году в рамках III Международного фестиваля искусств «ОНЕГО-КЛАССИК», рассказывает дирижёр. На одной сцене удалось собрать около 200 исполнителей. Четыре хора – Хор ПетрГУ и хор консерватории, Санкт-Петербургский, Оренбургский, Симфонический оркестр и солисты ведущих российских театров с трудом поместились на сцене Музыкального театра РК.

Анатолий Рыбалко - Художественный руководитель и главный дирижёр Симфонического оркестра Карельской филармонии:

«Исполнить Верди малым коллективом невозможно. У композитора масштабный, грандиозный замысел! В этом концерте на сцене стояло 4 хора, симфонический оркестр и 4 солиста из ведущих театров России, но это не предел. Если бы позволила сцена, я бы пригласил и 5, и 6 хоров, чем больше участников, тем лучше. Это произведение – одно из самых выдающихся сочинений мирового репертуара, поэтому должно звучать как можно чаще. В Санкт-Петербурге оно периодически исполняется на разных площадках. В Малом оперном театре до недавнего времени шёл спектакль «Реквием Верди», в Мариинском театре это тоже репертуарный спектакль, достаточно часто эта музыка звучит в Большом зале филармонии и в зале Капеллы».

Но в Петрозаводске, например, последний раз Реквием Дж.Верди на профессиональной сцене исполняли 29 лет назад. В связи с этим концерт 7 мая стал значительным событием в музыкальной жизни Карелии, а для исполнителей – знаковым этапом в их профессиональной карьере.

Для солистки Санкт-Петербургского театра «Зазеркалье» Ольги Шуршиной исполнение одного из наиболее выдающихся творений Верди в Петрозаводске стало дебютным.

Ольга Шуршина - Солистка Санкт-Петербургского театра «Зазеркалье»:

«Удивительно, но Реквием Верди я исполнила впервые. Хотя Много раз намечалось, но каждый раз что-то срывалось... Поэтому для меня это знаменательное событие. Реквием – очень значимое произведение, исполнение которого попадает под нынешнюю ситуацию в стране... Кроме того, дата концерта совпадает с 100 летним юбилеем народной артистки России, профессора Е.П.Кудрявцевой. Словом, в этом событии совпало многое и очень хочется под этими впечатлениями творить. Для меня это совсем не трагическое произведение, а наоборот – светлое, о вечных ценностях, о душе… Как молитва».

Хор Петрозаводского государственного университета исполнял Реквием Верди целиком около 20 лет назад и несколько раз лишь фрагментарно.

Николай Маташин - Руководитель Академического хора Петрозаводского государственного университета.

«Это сочинение эпического масштаба. Целиком его поднять, конечно, трудно, но это оказалось невероятно интересно. Мы готовились с марта – хористы с энтузиазмом отнеслись концерт, учили партии, слушали, искали историю создания, анализировали текст. Это мощно и грандиозно, ни один коллектив в одиночку не возьмётся исполнять это сочинение. Анатолий Иванович собрал единомышленников, энтузиастов, сначала мы сомневались, но подумали и решили рискнуть».

Однако для многих участников петрозаводский концерт – уже не первое исполнение Реквиема Верди. «Оренбургский хор в прошлом году пел его в Париже вместе с европейскими хорами – нидерландским, французским, немецким, но тогда состав исполнителей не был столь профессионален», – делится художественный руководитель Оренбургского камерного хора Ольга Станиславовна Серебрийская. Поэтому попасть на концерт в Петрозаводске для оренбургских певцов большая честь.

Ольга Серебрийская - Заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель и дирижер Оренбургского Муниципального камерного хора.

«Меня очень радует слияние молодых сил: я 35 лет преподаю в институте искусств имени М. и Л. Ростроповичей, поэтому очень люблю молодёжь. Анатолий Рыбалко молод, но у него большое будущее!. Чувствую, что он привнёс нечто значительное в исполнение Реквиема, в работу оркестра, это видно по реакции слушателей. Я восхищена талантами молодых людей. Они с такой отдачей и с таким прогрессивным мышлением окунаются в эту музыку, поэтому думаю, Верди был бы очень доволен тем, как его понимают через сотню лет».

Солист Большого театра, заслуженный артист России Пётр Мигунов впервые пел Реквием Верди 20 лет назад. В Петрозаводске он отметил высокое качество подготовки нашего оркестра.

Пётр Мигунов - Заслуженный артист России, солист Большого театра

«Я очень скептически относился к исполнению такого сложного произведения в Петрозаводске, ведь нужно было собрать на сцене около двухсот человек и всё свести вместе, но с первых нот понял, что, оркестр находится в потрясающей форме и играет на уровне лучших мировых оркестров. Все тщательно отрепетировано, поэтому выступать было очень приятно. Огромная благодарность дирижёру за это».

Анатолий Рыбалко - Художественный руководитель и главный дирижёр Симфонического оркестра Карельской филармонии.

«Не могу сказать, что доволен всем, но в целом считаю, что концерт удался. Главное мерило здесь - реакция публики. Мне показалось, что слушали очень чутко, я спиной ощущал их внимание. Лучшая награда нам - это продолжительные аплодисменты, которые я очень ценю».

Евгения Лёгкая

"