Posted 8 мая 2014,, 12:44

Published 8 мая 2014,, 12:44

Modified 12 ноября 2022,, 08:59

Updated 12 ноября 2022,, 08:59

Пощупать собеседника и телепортировать сувенир

8 мая 2014, 12:44
Пощупать собеседника и телепортировать сувенир
Сюжет
Tele2

В конце апреля в Москве состоялся X ежегодный форум «Телеком 2014». На нем присутствовали представители операторов так называемой «большой тройки», новый федеральный оператор Tele2, Министерство связи и массовых коммуникаций России, а также банковские аналитики, представители операторов фиксированной связи и другие эксперты рынка, заинтересованные в развитии телекоммуникаций в России. Все обсуждали сложившуюся ситуацию на рынке передачи данных, вопросы ликвидации цифрового неравенства, ход реализации решения об отмене «мобильного рабства», а также существующие проблемы в области связи и пути их решения.

Уже не те?

Рассказывая о проблемах, представители мобильных операторов отметили, что «они уже не те жирные коты», как нередко называли представителей крупного бизнеса ранее, пожаловались на значительное падение маржинальности (проще говоря, прибыли), ограничения со стороны рынка и регулирующих органов. В частности, речь шла о барьерах в возведении объектов капитального строительства и необходимости постоянно внедрять новые стандарты. «Сегодня отрасль переживает непростые времена. Мы ищем способы для снижения издержек. Нам кажется, что пора сместить фокус», - подытожил свое выступление Руслан Ибрагимов, вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ОАО «МТС».

У присутствующих в зале возник вопрос, неужели все так плохо в секторе телекоммуникаций в России?! Социологические исследования показывают, что охват российского населения средствами мобильной связи составил 150% (с учетом того, что некоторые граждане используют по несколько телефонов или SIM-карт). Это явление социологи иронично называют «всеобщей мобилизацией». Достижение таких показателей стало возможно благодаря тому, что в последнее время рынок мобильной связи в России рос быстро и динамично. Так что, скорей всего, речь идет о пределах насыщения рынка.

- Сейчас сегмент мобильной связи прошел стадию роста и вышел на стадию насыщения. Большого роста от мобильной связи уже никто не ждет. Но нужно отметить, что и падения не будет. Рынок ориентирован на население, а это сегмент, который неэластично реагирует на изменения, - отметил Артем Кудрявцев, президент ТТК, в своем выступлении.

Действительно, спрос на мобильную связь и Интернет очень высок. Потребность в данных услугах большая, к ним все привыкли, они стали неотъемлемой частью нашей жизни. Представьте, что вы останетесь на неделю без мобильного телефона или доступа в Интернет. Для большинства современных людей – это испытание, связанное с ограничением общения и получением информации.

Оптимистично смотрит на ситуацию в данном секторе экономики Джери Калмис, заместитель генерального директора Tele2 Россия:

- «Телекоммуникация - прибыльная отрасль, которая имеет хорошие перспективы роста и в дальнейшем. Если посмотреть на прошедшие 20 лет, то Россия пережила два серьезных кризиса, но при этом отрасль телекоммуникации росла по-прежнему динамично, а некоторые российские операторы даже вышли на международный рынок».

В завершение обсуждения данной темы, было отмечено, что главной проблемой отрасли мобильной связи является недостаточный темп роста российской экономики.

- Мы плоть от плоти нашей экономики, мы не зависим от каких-то глобальных вещей, которые являются комплементарной составляющей темпа роста ВВП, мы зависим конкретно от того, сколько денег в кармане у каждого абонента, рассказал Андрей Дубовсков, президент, Председатель правления ОАО «МТС».

Как увеличить прибыль?

Естественно, при падении прибыли компании ищут пути оптимизации расходов и увеличения доходов. Есть прямая связь между удовлетворением потребностей клиентов и рентабельностью бизнеса. Оптимальный баланс этого соотношения – ключевой вопрос для всех заинтересованных сторон.

На форуме спикерам задали вопрос, не думали ли они, как сделать так, чтобы получать хотя бы дополнительные 50 рублей в месяц с каждого абонента. Первым ответил Джери Калмис из Tele2. Он напомнил, что стратегией Тele2 является предоставление качественных услуг по доступным ценам. Это значит, что компания не стремится получать с каждого абонента «лишние» деньги, а подходит к оплате своих услуг с позиции честности: сколько наговорил - столько и плати. И никакого навязывания дополнительных услуг.

Михаил Слободин, Генеральный директор ОАО «ВымпелКом» в шутку отметил, что за 50 рублей они могут раз в месяц продавать абонентам знаменитые полосатые носки «БиЛайн». Ранее этот черно-желтый предмет гардероба Михаила уже привлек внимание зала. И эта шутка повеселила присутствующих на форуме.

Спикеры отметили, что сейчас на российском рынке телекоммуникаций 65-70% приходится на передачу «голоса», в основном это обычные телефонные разговоры. Но рынок меняется, растет доля передачи данных, и, в основном, это мобильный интернет. Предполагается, что через пару лет объемы передачи «голоса» будут ниже 50%, а передача данных в общем объеме станет еще значительнее. Это индикатор того, что отрасль серьезно меняется. Поэтому операторы предложили во время обсуждения несколько вариантов продвижения товаров для меняющегося рынка.

Одним из вариантов привлечения абонентов, которые используют некоторые операторы, является объединение разных видов связи в один пакет услуг. Населению уже предложены единые тарифы на телевидение, интернет и мобильную связь. Но некоторые спикеры с сожалением отметили, что люди, в основном, не приняли данное предложение. Такие тарифы не получили широкой популярности. Жители России продолжают использовать одновременно спутниковое телевидение, домашний интернет другого фиксированного оператора, стационарный домашний телефон и мобильный телефон.

Привлечь абонентов операторы стараются в том числе дополнительными услугами и выходом на новые рынки. Примером может служить то, что некоторые операторы мобильной связи стали предлагать финансовые услуги и выдавать собственную банковскую карточку.

Еще одной возможностью по наращиванию выручки является рост продаж смартфонов и планшетов. Во-первых, некоторые операторы связи реализуют гаджеты под собственным брендом, во-вторых, благодаря современной технике, повышается скорость и качество передачи данных.

4G или дорогие стандарты

Понятно, что если передача данных растет, то нужно улучшать оборудование, расширять каналы связи, внедрять новые стандарты. Артем Кудрявцев, президент ТТК, рассказал, что, к примеру, в Европе из-за этого фиксированные виды связи (стационарный телефон или кабельный интернет) котируются выше, чем мобильные. Причина заключается в том, что каждые несколько лет операторы мобильной связи «просят деньги на новое оборудование: 2G построили, еще не успели окупить, тут же 3G построили, не успели окупить 3G, строят 4G сейчас», отметил Артем Кудрявцев.

- Инвестиционный цикл (в течение которого операторы вкладываются в тот или иной стандарт) сокращается, а затраты увеличиваются. Мы вкладываем деньги, не успеваем их отбивать, а нужно вкладываться уже в новый вид связи», - добавил Руслан Ибрагимов, вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ОАО «МТС».

Джери Калмис, заместитель генерального директора Tele2 Россия, отметил, что для удовлетворения потребностей клиентов, несомненно, нужно постоянно инвестировать. Это один из стратегических нюансов нашего общества. Он добавил, что компания Тele2 стремится быть прогрессивной, инвестировать в будущее, для следующих поколений. Чтобы качественная связь была во всех регионах присутствия.

Связь для людей

Если для больших городов актуальным является увеличение емкости сетей и внедрение новых стандартов, то для отдаленных и труднодоступных населенных пунктов, как правило, важно само наличие связи. Россия - большая страна, и не секрет, что на ее просторах пока еще существуют поселения, в которые нет даже стационарной связи. Операторам в таких населенных пунктах зачастую невыгодно устанавливать базовые станции и инвестировать серьезные средства в развитие сетей. Поэтому ликвидация цифрового неравенства оказалась одним из важнейших вопросов, который обсуждался на форуме.

В качестве варианта решения обсудили модель совместного использования частот и вышек, что позволит операторам разделить расходы на строительство и содержание инфраструктуры. Эта удобная модель, в соответствии с которой операторы мотивированы договариваться между собой, а также с владельцами сетей и контентных ресурсов. Иными словами, речь идет об объединении ресурсов в целях оптимизации необязательных затрат и перераспределения инвестиций в клиенториентированные направления. По мнению Александра Провоторова, первого заместителя генерального директора Tele2, это позволит компаниям экономить значительные ресурсы, которые можно использовать для строительства сетей в малонаселённых, отдаленных и труднодоступных районах.

Будущее телекоммуникаций

Размышляя над вопросом, где находится потолок роста мобильного трафика, спикеры нарисовали картину будущего с развитыми телекоммуникационными технологиями.

- Когда-то нам было достаточно услышать голос человека в трубке, потом захотелось с ним переписываться короткими сообщениями, потом – длинными. Сейчас есть возможность видеть человека, с которым разговариваешь. А когда-нибудь захочется ощущать собеседника, иметь возможность испытывать какие-то тактильные ощущения, возможно, захочется увидеть 3D-модель человека перед собой и не одного. Потом дойдет до телепортации и прочее, прочее, - отметил Андрей Дубовсков, президент, председатель Правления ОАО «МТС». - Все это будет делаться, безусловно, через естественную среду обитания человека, через эфир. Не через безвоздушное пространство, не через воду. Коль скоро это так, рано или поздно информационные технологии приведут нас к тому, что через эфир будут передаваться объемы, о которых мы сейчас не можем и мечтать. Нам потребуется невероятная пропускная способность. Я уверен, что рано или поздно это произойдет. Поэтому говорить о трафике и об объемах потребления нет смысла, это безграничное развитие.

Будем надеяться, что это «пророчество» станет реальностью уже в ближайшем будущем.

"