Posted 4 марта 2014, 09:30

Published 4 марта 2014, 09:30

Modified 12 ноября 2022, 09:03

Updated 12 ноября 2022, 09:03

Бальзам на душу карельских трезвенников

4 марта 2014, 09:30
Сюжет
Статьи
Бальзам на душу карельских трезвенников

Несколько недель назад СМИ разобрали по косточкам предложения Молодежного парламента Республики Карелия, направленные на ограничение продажи алкоголя. Алкогольная тема не сходит с уст молодых парламентариев больше года и уже принесла определенный результат — окружающие не просто говорят о ней, люди всерьез о ней задумываются.

Инициатива по разоблачению недобросовестных торговцев хмельным зельем после 23:00 переросла в законопроект. Во-первых, предлагается сократить время продажи алкоголя с 22 до 10 часов, а так же запретить торговать алкоголем в праздничные дни. Уставной капитал для фирм, желающих заниматься розничной торговлей алкоголя, следует увеличить с 400 тысяч до 1 миллиона рублей. Следующий пункт — это передача полномочий лицензирования с муниципального на региональный уровень, как это и сделано во всех субъектах Северо-Западного федерального округа. Так же, речь идет о необходимости увеличения расстояния от мест, где происходит продажа спиртного до детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов, аэропортов, объектов военного назначения до 100, 150 или 200 метров.

Автор законопроекта Дан Гольденберг следующим образом прокомментировал необходимость нововведений: «Почему мы считаем убытки частных предприятий и не считаем убытки общества и государства? Каждый полученный рубль от продажи алкоголя превращается в 5 рублей убытков: аварии, безработица, болезни. Вспомнить хотя бы, сколько жизней унёс алкоголь. Многие упрекают нас, что данные поправки не приведут ни к чему хорошему, только увеличат объем нелегальной торговли алкоголем. Это абсолютно не так. Как показывает практика, любые инициативы, связанные с сокращением потребления и реализации алкоголя, приносят только пользу. Это подтверждает и пример соседних субъектов. Никто даже не задумывается о том, в каких масштабах потребляют алкоголь, как в Карелии, так и во всей России! С алкоголизмом надо бороться в ближайшее время, иначе мы потеряем еще ни одно поколение».

Пить или не пить — вот в чем вопрос!

Тот факт, что россияне издревле являются одной из самых пьющих наций — отчасти миф. Народ и рад бы не пить, да его исподволь заставляют, заставляют, в первую очередь, уму непостижимые традиции: пьем от радости, пьем с горя, пьем при встрече, пьем при расставании, пьем по поводу, пьем и без повода. Пожалуй, уже сложно представить среднестатистическую свадьбу без какого-нибудь пьяного дяди Васи с тостами за милых дам, и без гвоздя программы — хорошей драки.

Массово пить русский народ начал только с XVI века. Государство встало во главе «кабацкого движения», создав целую систему управления новым «институтом». Основное назначение кабака — максимальная прибыль, при этом государство получало неплохой доход в казну. Существовали даже специальные нормы потребления алкоголя. Если деревня до определенной планки «недопивала», то платила особый сбор. Так что наших предков спаивали насильно, в угоду пополнения казны.

Царизм ушел, «царьки» остались. И сейчас основным аргументов поборников сокращения реализации спиртного является необходимость пополнения бюджета. Однако никто не считает тот ущерб, который приносит государству напрямую или косвенно этот самый алкоголь. Мы дружно боремся с пьяными водителями на дорогах, лечим подростков в наркологических диспансерах, пытаясь вытащить эти юные души из алкогольного плена, проводим акции по борьбе с пьянством. А теперь посчитаем потери бюджета в масштабах всей страны на все эти мероприятия? Итог таков: можно сколько угодно бороться с последствиями, если причина их процветает и порождает все новые и новые проблемы.

Без каких-нибудь особенных затрат

Создан этот самогонный аппарат,

А приносит он друзья доход,

Между прочим, круглый год

Производство алкоголя дело выгодное. По данным на 2012 год в России находилось 341 предприятие по производству алкоголя и 1690 компаний, занимающихся оптовой торговлей. На территории Карелии расположено 3 крупных завода, занимающихся производством спиртного. Чтобы получить лицензию на производство и оборот алкогольной продукции необходимо всего-то уплатить госпошлину и пройти три круга ада бумажной волокиты, собрав необходимый перечень документов. В данном случае встает другой важный вопрос: «А судьи кто?», кто именно отвечает за выдачу лицензии? В нашей республике за это отвечают органы местного самоуправления, хотя, думается, что данную функцию все-таки следует передать органам исполнительной власти субъекта. Почему?

Согласно российскому законодательству лицензирование производства и продажи алкоголя не является исключительным полномочием органов местного самоуправления. Однако субъект вправе передать данные полномочия муниципалам, ровно как и эти полномочия отобрать. Во всех субъектах Северо-Западного федерального округа деятельность органов местного самоуправления в части исполнения переданных государственных полномочий по лицензированию и лицензионному контролю была признана неэффективной. Карелия в данном вопросе «отбилась от стаи», ведь 10 субъектов СЗФО же прекратили наделять госполномочиями муниципальные образования на своих территориях. Возвращение полномочий по лицензированию на уровень субъекта заставит все без исключения муниципальные образования республики играть по одним установленным правилам. Очень важным аспектом здесь является и тесная связь местных органов власти с локальными торговыми сетями. Так, в Петрозаводске дистанция от мест, где происходит розничная продажа спиртного до детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта и др. составляет каких-то 10 метров. Данное расстояние предлагается увеличить до 100, 150, 200 метром. Узнав о подобной рекомендации, специалисты из Администрации уже забили тревогу, ссылаясь на возможность закрытия многих магазинов. Но согласитесь, 10 метров — это смешная цифра!

А где бабуля? - Я за нее!

Один из доводов ревнителей сокращения уровня продаж алкоголя — появление нелегалов-подпольщиц-бабушек-самогонщиц. Так вот бабушки-самогонщицы ушли в прошлое! Может и осталось в местных деревнях несколько аборигенов, живущих за счет приготовления высокоградусных напитков, однако их предельно мало! Давно уже не тайна, что суррогатный алкоголь производится в промышленных масштабах, количество изымаемого правоохранительными органами контрафакта исчисляется тоннами! Неплохо, скажу я Вам, работают «бабушки»!

В 2013 году в республике зарегистрировано 605 случаев отравления спиртосодержащей продукцией, треть из них закончились летальным исходом. В масштабах России ежегодно гибнут тысячи! При этом большинство пострадавших приобрели свою почти смертельную дозу яда именно в магазине. Если в крупных городах проводятся рейды на склады с контрафактным алкоголем, то на селе реализация алкоголя бесконтрольна. Поэтому с целью исключения с алкогольного рынка небольших предприятий, в отличие от торговых сетей с авторитетным именем имеющих наибольший соблазн торговать контрафактной продукцией, уставной капитал для фирм, желающих заниматься продажей алкоголя следует увеличить с 400 тысяч до 1 миллиона рублей. В стране процветают не только подпольные лаборатории, но и целые заводы! А слона-то мы и не заметили! Бороться нужно еще и с алкомафией, которая занимается не только производством фальшивого алкоголя, но и реализацией сомнительных напитков после 23:00. Социальные сети пестрят разного рода объявлениями о доставке алкоголя после часа «Х», таксисты приторговывают во время своих ночных рейсов — и это лишь неполный список того, как изощряются псевдопредприниматели в погоне за прибылью.

Когда-то бурный общественный резонанс вызвало появление на прилавках магазинов продуктов творожных и сметанных, а потом ничего — привыкли есть не нормальный творог и сметану, а непонятные «продукты». Та же ситуация произошла и с алкоголем. Обратите внимание, в большинстве случаев на прилавках магазинов стоит не вино, а винный напиток. В составах этих непонятных суррогатов наряду с подкупающими потребителя родниковой водой и «натуральными ингредиентами», всегда фигурирует какая-нибудь «волшебная» смесь с красивым названием типа «Люкс», какие-то буквы и цифры. Как говорится, с таким составом «без пол-литра не разберешься!» Так что же такого скрывает эта чудо-смесь: какой-то секретный ингредиент, который ни в коем случае не должен попасть в руки конкурентам, или же состав-убийцу не только нашего здоровья, но и нашей души?

Пили, пьем и будем пить

На предложение сократить время продажи алкоголя с 22 до 10 часов, а так же запретить торговать спиртным в праздничные дни, скептически настроенные к подобным ограничениям граждане поспешили сослаться на негласное правило: «Как пили, так и будут пить!» Может определенная часть населения республики и продолжат «употреблять» в привычном режиме. Такие люди обычно пьют все без разбора. В данном случае вспоминается одна хорошая фраза: «...нет никакой разницы между благородным коньяком и смрадной копеечной сивухой, если главное — опьянеть». Других те же временные ограничения действительно остановят.

Запреты в обществе, понятно, не любят, тем не менее, табу на то же общество зачастую оказывают самое положительное влияние. В минувшем году были ужесточены меры за вождение в нетрезвом виде. В итоге, Госавтоинспекция Карелии рапортует о снижении ДТП с участием пьяных водителей! Будем надеяться, что так оно и есть. Еще одна прошлогодняя перемена — пиво и другой алкоголь запретили продавать на остановках. Не всем, конечно, нововведение пришлось по вкусу, зато теперь, к примеру, в Петрозаводске на каждой остановке продают либо цветы, либо соки и пирожки. Согласитесь, лучше, чем сверху донизу заставленные пивом полки!

Меры, направленные на сокращение времени продажи алкоголя, а также запрет продажи по праздничным дням в России не «ноу-хау», многие субъекты уже ввели подобные ограничения, и Молодежный парламент в данном случае не изобретает велосипед. Во многих регионах сокращение времени продажи алкоголя привело к снижению общего уровня преступности и количества ДТП с участием пьяных водителей. Так, по официальным данным с 2005 года в г. Сургуте количество торговых объектов, осуществляющих продажи алкоголя, сократилось на 65,7 % с 1120 до 384 единиц, за этот же период уровень преступности в городе снизился на 64,3% с 14591 до 5208 случаев. Статистика — штука сложная, однако, никто не станет отрицать — положительная динамика есть.

Тем не менее, одними ограничениями и запретами сыт не будешь, и победить растущую с каждым годом алкоголизацию населения невозможно. Необходимо усилить просветительскую и разъяснительную работу в школах и университетах. Средствам массовой информации стоит развернуть глобальную антиалкогольную компанию! Возьмем, например, советские фильмы (по системе здесь никто не ностальгирует). Пьяницы, гуляки, дебоширы всегда клеймились позором, а в противовес им ставились передовики труда, спортсмены. В последнее время среди молодежи наметилась тенденция — многие ударились в спорт и отказались от алкоголя, что, конечно, радует. Сразу вспоминается советский плакат, где мальчик зачеркивает букву «и» меняет ее на «о», действительно, с букой «о» — сила, с буквой «и» — могила!

Подпишитесь