Posted 30 января 2014,, 07:48

Published 30 января 2014,, 07:48

Modified 12 ноября 2022,, 09:04

Updated 12 ноября 2022,, 09:04

Средства Массовой …ции

30 января 2014, 07:48
Средства Массовой …ции
Сюжет
Статьи

Карелинформ продолжает публикацию серии статей по итогам конференции «Проблемы моногородов и пути их решения – взгляд молодёжи». Авторы статей - члены Молодежного парламента Карелии.

И — боже вас сохрани — не читайте до обеда

<советских> газет. Пациенты, не читающие газет,

чувствуют себя превосходно.

(М. Булгаков)

Пожалуй, слова Михаила Булгакова можно отнести и к современным средствам массовой информации (СМИ). И каждый может сам завершить заголовок моей статьи, по своему разумению определив, средствами чего именно являются СМИ. Интернет пестрит различного рода однотипными интернет-изданиями. Все статьи как будто кроил один мастер и по одному лекалу. Всего несколько изданий выделяются среди этой серой массы подражателей. В Республике Карелия только популярных интернет-изданий навскидку можно назвать не менее двадцати. Однако вопрос здесь не в количестве, а в качестве, ведь СМИ выполняют важнейшую воспитательную и идеологическую роль в обществе, во многом формируют информационное пространство, в котором каждый из нас живёт.

СМИ сегодня

СМИ сегодня по праву называют четвёртой властью — это главный источник информации, который оказывает колоссальное влияние на наше сознание и поведение; формирует и зачастую определяет наше отношение к тем или иным событиям, людям и фактам, даёт подсказки и стереотипы поведения в сложных жизненных ситуациях.

В XXI веке, в эпоху глобальной информатизации, СМИ для того чтобы отвечать новым требованиям и веяниям, перекочевали в интернет-пространство. Мало кто теперь любит пошуршать свежим номером газеты, манерно потягивая кофе за завтраком. Разве что старшее поколение еще увлечённо читает бумажные издания и смотрит новости по телевизору. Молодое поколение предпочитает интернет-СМИ, где каждый сам может выбрать себе источник информации, где всё доступно и вроде бы разложено по полочкам. Но чем же на самом деле занимаются большинство, так называемых средств массовой информации?

«Хлеба и зрелищ!»

Многие издания и ТВ-каналы ни дня прожить не могут без разного рода сенсаций. Недавно в одном из изданий, к слову, достаточно авторитетном, встретила такую формулировку «по слухам...». С каких пор столь популярные издания стали писать новости не иначе, как исходя из чьих-то там домыслов? Для этого есть специальная категория СМИ — «жёлтая пресса», которые себя соответственно позиционируют. Другая проблема современных изданий — политическая ангажированность. Конечно, есть издания исключительно общественно-политические, есть издания культурно-просветительские (назовём их так), их сейчас предельно мало и с каждым годом становится все меньше и меньше. Однако есть ещё одна большая и крайне распространенная группа интернет-изданий — «пишем обо всём и одновременно ни о чём», что называется «ни рыба, ни мясо». Среди последних есть вполне «читабельные» ресурсы — иногда, ведь, и о простом, житейском почитать хочется, но эти издания как раз-таки грешат публикациями ничем не подтверждённых сплетен. Хотелось бы процитировать отрывок, на мой взгляд, замечательного стихотворения, найденного на просторах интернета:

...Им перемоют кости и лягут к ним в постели,

А тем, кто на эстраде, дадут другую роль.

Им разобьют все яхты, иль выкинут на мели,

И вот, во рту уж сахар, хоть на столе-то соль...

Александр Щукин

Нам закон не писан!

Закону о СМИ уже 22 года, а соблюдать его многие так и не научились (да, я говорю о статье 4 Закона РФ «О средствах массовой информации»). Все, как всегда, помнят о своих правах, но забывают о своих обязанностях, например, не распространять культ насилия и жестокости. Почитаешь наши газеты — кругом не только мрак, пустота и безысходность, но и сплошные убийства, ДТП и прочие страшные вещи. Да, писать об этом тоже нужно, не отрицаю, но то ли мир вокруг как-то изменился, то ли люди стали другими, большинству действительно нравится читать, например, о том, кто, кого и как убил во всех мельчайших подробностях (да-да, и такое часто бывает). И порой кажется, что чем больше на экранах телевизора появляется сюжетов об убийствах, грабежах и прочей мерзости, тем больше её становится в реальной жизни. А если учесть, что всю эту информацию практически свободно могут увидеть дети, даже самые маленькие, то можно только предполагать каким образом это отразиться на их психике.

СМИ глазами современного читателя

Я не журналист и не писатель, я обычный читатель, и я хочу читать интересную аналитику, узнавать об интересных фактах, получать более-менее объективную информацию о современной общественно-политической ситуации, без разного рода фальсификаций (абсолютно объективной информации не существует, но максимально приближенной к реальности она вполне может быть). Бульварная пресса имеет право на существование, как ни крути, без таких изданий жить станет даже скучно, но позиционировать себя она должна соответственно. Информация как еда, выбирать нужно качественно, иначе есть риск отравиться — последствия от руководства в жизни недостоверной информацией вполне реальны.

О роли СМИ в жизни современного общества не написал или не сказал, кажется, только ленивый. Вопрос в другом — какими должны быть современные СМИ, чтобы добросовестно выполнять возложенные на них обязанности, помогать в развитии общества, а не, наоборот, оказывать на него пагубное и разрушающее воздействие?

Сейчас многие понимают — необходимо изменение информационной политики со стороны СМИ. Нужно перейти от приоритетного освещения происшествий, катастроф, аварий и т.п., от политики нагнетания негативных эмоций и смакования числа жертв, количества увечий и кадров, содержащих элементы насилия, цинично заработка на чужом горе (да, такие издания тоже есть), к политике освещения положительных событий, с более нейтральным освещением тех или иных происшествий. Я сейчас не говорю о том, что об авариях и других происшествиях говорить и писать не нужно, скорее, наоборот, нужно, но делать это необходимо аккуратно.

В целом СМИ должны создавать положительный имидж своей Родины, о проблемах и недостатках тоже не стоит умалчивать — сейчас сложно где-нибудь найти страну у которой их нет. Искренне хотелось бы, чтобы журналисты, как мастера своего дела, которых нельзя не уважать за их вклад в журналистику, так и дилетанты, перешли к конструктивной критике, когда помимо указания на проблемы, предлагаются пути улучшения ситуации. Общество от этого только выиграет!

Именно такие рекомендации для средств массовой информации и деятелей искусств были предложены в резолюции конференции, как это не странно, посвящённой проблемам моногородов и путям их решения, прошедшей 23 января 2014 года в Петрозаводске. Молодёжные парламент и Молодежное Правительство Республики Карелия совместно с молодёжью из районов разработали большой перечень рекомендаций. И проблему СМИ затронули не зря. Если потенциальный инвестор, гуляя на карельских Интернет-просторах, будет встречать только негативную информацию, то захочет ли он сюда прийти? Как можно решить проблемы моногородов, если «информационная пища», преподносимая СМИ, будет ядовита, а рецепты решения проблем неадекватны?

"