Posted 27 января 2014,, 08:52

Published 27 января 2014,, 08:52

Modified 12 ноября 2022,, 09:04

Updated 12 ноября 2022,, 09:04

Дырка от бублика

27 января 2014, 08:52
Дырка от бублика
Сюжет
Статьи

«Я не люблю, когда меня держат за болвана в старом польском преферансе», - говаривал папаша Мюллер из «Семнадцати мгновений весны». Вспомнился этот афоризм после встречи «маршрутчиков» с мэром Петрозаводска Галиной Ширшиной. Потому что в последние месяцы в сфере городских пассажирских перевозок бурлят такие интриги и страсти – помутнее любых шпионских игр.

Переделывать и перекраивать этот рынок, конечно, пытались и раньше. Бывало, что проигрывавшие муниципальные конкурсы компании обращались в УФАС, в прокуратуру, судились, пытаясь доказать, что их конкуренты заполучили контракты незаконно. Но то, что происходит сейчас, вышло уже далеко за рамки конфликтов и «споров хозяйствующих субъектов». Это – настоящая бизнес-война без жалости и снисхождения, по принципу «пленных не брать».

«Наших бьют»

Разгорелась она практически сразу после прихода на пост мэра Галины Ширшиной. Хотя для того, чтобы понять подоплеку боевых действий, надо вернуться чуть-чуть назад, в август прошлого года. Именно тогда прошел очередной конкурс на пассажирские перевозки, который выиграли несколько новых компаний. Проигравшие, конечно, были недовольны, жаловались на условия конкурса…

Но интересно не это, а то, что тогда на защиту перевозчиков, которым не удалось получить контракты на «золотые» городские маршруты, бросились – кто бы вы думали? Два депутата Законодательного собрания Карелии – «яблочницы» Эмилия Слабунова и Анастасия Кравчук. Дамы проявили такое необычайное рвение, что даже антимонопольную службу, рассматривавшую жалобу «маршрутчиков», пытались «проконтролировать», правда, безуспешно. Хотя, когда ранее другие перевозчики проигрывали аналогичные конкурсы, у вышеупомянутых депутатов это никакого ажиотажа не вызывало.

А тут – на тебе… Невольно возник вопрос – с чего бы? Какое отношение обе «яблочницы» имеют к конфликту между частными фирмами? Неизвестно. Зато хорошо известно, какие отношения связывают Эмилию Эдгардовну и Анастасию Андреевну с бизнесменом Василием Поповым. Первую, как известно, предприниматель вел в тот момент на пост мэра Петрозаводска. Вторая – законная супруга Василия Анатольевича. Добавим, что и перипетии боевых действий живописались не где-нибудь, а в одном из подконтрольных Попову изданий – с соответствующими акцентами, в стиле «наших бьют».

Закулисный триллер

После выборов история о конфликте перевозчиков исчезла с газетных страниц: всем стало не до того. Тем более, что новые перевозчики работали, автобусы возили пассажиров. Однако, как сейчас выясняется, за кулисами между тем разворачивался чуть ли не какой-то триллер. По крайней мере, на этом настаивают перевозчики – как руководители, так и работники транспортных компаний. По словам председателя объединенной профсоюзной организации пассажирских перевозок Петрозаводска Ксении Шеренковой, некие люди из числа тех, кто ранее работал в проигравших конкурс компаниях, принялись «ездить по конечным станциям и подговаривать водителей не выходить на работу, мотивируя это тем, что администрация города разорвет с нами контракты и мы заживем лучше».

Директор компании «АТП-2» Виталий Вайганов утверждает, что началось это еще в конце сентября.

- Октябрь, ноябрь, декабрь… Ежемесячно не по одному заявлению направлялось нами в правоохранительные органы. Последнее - перед Новым годом. Мы уже фамилии указали, кто, когда, с кем ездил, какая «работа» велась с водительским составом, - заявляет Вайганов.

А теперь – рогатый

Хронологию дальнейших событий, наверное, все помнят хорошо. С 1 января мэрия до 10 рублей снизила цену на проезд в троллейбусах. Пиарщики растираживали это решение как благодеяние Галины Ширшиной, которым она осчастливила горожан.

Чем обернется такое благодеяние для города – это тема отдельной статьи. Напомню только, что в 2010 году цены на проезд в троллейбусах уже снижали до 10 рублей, чем чуть не угробили электротранспорт окончательно. За три месяца убытки превысили 20 млн рублей, начались перебои с зарплатой и увольнения сотрудников, а лишившиеся квалифицированного обслуживания троллейбусы начали в буквальном смысле гореть.

Но нам опять рассказывают сказку про белого бычка, что только 10 рублей спасут городские троллейбусы…

А может, и не в спасении рогатых вообще дело-то? Почему возникают такие мысли – да потому, что как-то очень уж все «своевременно» происходит. Снижение цен на проезд в троллейбусах – возмущение «маршрутчиков» - их письма протеста и выступления – забастовка 13 января. И мэрия в мгновение ока принимает решение расторгнуть контракты с перевозчиками. А в том, что решение было принято буквально в первые же пару часов, на встрече с «маршрутчиками» призналась сама Галина Ширшина.

- Удивительно, что не заранее, - мрачно пошутил после один из участников встречи.

Суровая женщина - гроза перевозчиков

И ведь действительно, многое в этой ситуации настораживает. Аргументы мэра: перевозчики создали транспортный коллапс и поставили под угрозу одну из важнейших социальных сфер города. Кто бы спорил. Но когда, например, в разгар холодов горожане остаются без света, воды, тепла, это не ставит под угрозу уже не просто комфорт, а даже здоровье петрозаводчан? Но почему-то к ответственным за такие срывы, которые происходят гораздо чаще, чем перебои с транспортным обслуживанием, «суровая женщина» Галина Ширшина жестких мер принимать не спешит. Тут ее суровость куда-то испаряется. И тем же коммунальщикам с энергетиками как-то всегда удается убедить мэрию, что есть тысяча причин, почему люди регулярно мерзнут или сидят без электричества. «Не виноватые мы…» И им разве пальчиком погрозят.

На встрече же с «маршрутчиками» оказалось позволительно продемонстрировать совсем другое отношение. Ширшина усиленно давала понять: говорить можете все, что угодно, но никакие объяснения и доводы ей не нужны.

Предваряя возможные гневные возражения – мол, получили то, что заслужили – сразу скажу: я не на стороне этих конкретных перевозчиков. Они утверждают, что забастовка была спланированной провокацией конкурентов, что в силовые структуры направлена доказывающая это видеозапись. Я этой записи не видел. На слово руководителям транспортных фирм не верю. И лишь надеюсь, что правоохранительные органы, если это видео у них есть, дадут адекватную оценку тому, что произошло. И, главное, сделают свои выводы достоянием общественности.

А мэр не в курсе?

Потому что очень хочется понять, что же это на самом деле было. Я думаю, что этого же хочет большинство горожан. А Галина Ширшина? У нее, как выяснилось, все основания озаботиться, что творится в сфере пассажирских перевозок, появились задолго до забастовки. Как заявила Ксения Шеренкова, она лично еще 27 ноября направила мэру письмо, рассказав о провокациях, которым (по словам Шеренковой, опять же) подвергаются работники транспортных компаний.

- Письмо зарегистрировано? – как-то недовольно поинтересовалась мэр.

- Да.

- У нас было это письмо? – обратилась Ширшина к своим подчиненным. – Какие действия были предприняты администрацией?

Из ответа можно было понять, что никаких. То есть письмо просто переслали правоохранителям. А мэру что, даже не сказали? И это при том, что письмо была адресовано самой Ширшиной, именно ее просили о помощи?

За такое вопиющее нарушение всяческой субординации и утаивание важной информации любой руководитель, который заботится о своем авторитете, тем более награжденный эпитетами вроде «суровая женщина», должен камня на камне не оставить от проштрафившихся чиновников. Но Галина Игоревна как-то быстренько скомкала тему, заявив, что вот пусть с правоохранительных органов перевозчики пусть и спрашивают.

Так что вновь возникают вопросы: чем такую реакцию объяснить? Тем, что мэр и так все прекрасно знала о происходящем? А теперь сопоставим это с упорным отказом Ширшиной дождаться результатов расследования причин и обстоятельств забастовки прежде, чем расторгать контракты. Ведь это – единственное, о чем ее просят перевозчики. И в этом должна бы быть заинтересована и сама мэр, чтобы пресечь все «инсинуации» на тему передела рынка, рейдерского захвата и прочее.

Момент истины

Но Галина Игоревна что-то очень спешит. Оно и понятно: кто знает, что там нарасследуют в итоге… И какими будут судебные решения (а то, что судебный вал покатится при любом исходе событий, можно практически не сомневаться). Так что, если единственная цель –не установить виновных и навести порядок, а расторгнуть контракты с нынешними перевозчиками, то стоит поторопиться.

Момент же истины наступит совсем скоро – когда будет объявлен новый муниципальный конкурс. Не надо быть Нострадамусом, чтобы практически со стопроцентной уверенностью предсказать, кто ринется в нем участвовать в первых рядах. Если там не будет перевозчиков, страдания которых в августе так рьяно живописали СМИ Василия Попова, я очень-очень удивлюсь. И если эти перевозчики выиграют (напишем пока, так и быть, в предположительном ключе), то мне отчего-то кажется, что никакого всплеска яблочно-депутатской активности с требованиями проверить условия конкурса на сей раз не будет.

Опять же, повторюсь, я не на стороне нынешних перевозчиков. Но я не хочу, чтобы нас, петрозаводчан в этой игре держали за такого коллективного болвана, прикрываясь нашими интересами и интересами Петрозаводска. Ведь если в результате этого передела рынка что-то изменится, то что? Проигравшие перевозчики уйдут и заберут с собой закупленные автобусы большой вместимости? Очевидно, да. На улицы вернутся обруганные пассажирами тесные «газели»? Видимо, так – предыдущие перевозчики, по крайней мере, возили именно на них.

Теперь – троллейбусы. Здесь два варианта. Либо мы еще немного поездим за 10 рублей, после чего электротранспорт полностью обанкротится и исчезнет. Либо сразу после проведения нового конкурса на пассажирские перевозки тарифы вновь поднимутся – и хорошо, если до прежних 17-ти рублей. Я думаю, надо брать выше. Аргументы появятся: инфляция, то-се… И что в итоге получат горожане? А ничего: дырку от бублика. Или от баранки.

"