Posted 23 января 2014,, 08:45

Published 23 января 2014,, 08:45

Modified 12 ноября 2022,, 09:05

Updated 12 ноября 2022,, 09:05

О троллейбусах и счетоводах

23 января 2014, 08:45
О троллейбусах и счетоводах
Сюжет
Статьи

Впервые я увидел эти замечательные рогатые машины в начале семидесятых годов, когда приехал в Петрозаводск с родителями из моего родного городка, где этого чуда – троллейбуса - не было, нет, и никогда уже не будет.

В те дни я платил четыре копейки за билет и просто катался от конечной остановки до конечной, испытывая какой-то невероятный восторг. И мне тогда, естественно, даже в страшном сне не могло присниться, что наступят времена, когда всерьез встанет вопрос: будут ли эти похожие на огромных добрых жуков электрические повозки вообще ходить по городу.

Но времена меняются.

И меняются не всегда и не во всем в лучшую сторону. Ладно, если бы у нас технический прогресс шел семимильными шагами и петрозаводские «тралики» сменило городское метро, например, или какие-нибудь аэровагоны. Но нет такого. Троллейбусы по-прежнему востребованы и перевозят ежедневно тысячи петрозаводчан.

И вот уже какой год нас, пассажиров, пугают тем, что троллейбусное предприятие вот-вот обанкротится, что машины не выйдут на линию, что их заберут за долги, что уже введено внешнее управление…

Рецепт спасения этого вида транспорта всегда за эти годы петрозаводскими властями предлагался лишь один – повышение цен за проезд. И это повышение штатные мэрские счетоводы всегда солидно обосновывали, а петрозаводские депутаты его принимали.

Мы платили двенадцать рублей, потом пятнадцать, потом семнадцать. В минувшем декабре – значит, это уже было при нынешнем мэре Галине Ширшиной – был принят (и обоснован, естественно) тариф на одну поездку в троллейбусе в размере двадцать семь рублей сорок копеек. Это значит, что мы платим за билет 17 рублей, а все остальное троллейбусникам за нас доплачивает городская казна.

И вдруг в один прекрасный день мы узнаем, что, оказывается, по мнению Галины Игоревны Ширшиной, муниципальный электротранспорт вполне себе хорошо может существовать и при цене за проезд одного пассажира всего в десять рублей!

Мол, счетоводы все пересчитали, прикинули, какая будет наполняемость салона при новых расценках и выяснили, что предыдущие расчеты были, мягко говоря, неточны. Что не там искали пути спасения моих любимых «рогатых»! Что вот теперь все будет просто отлично!

Буквально через несколько дней нас обрадовали, что расчеты оправдались: наполняемость салонов троллейбусов несказанно выросла и деньги в сумки кондукторов потекли рекой. Замечательно!

Знаете, чего я хочу? Я хочу, чтобы нам, пассажирам, представили поименный список тех счетоводов и чиновников, по милости которых мы – пассажиры – долго платили за троллейбусные билеты лишние семь рублей, когда можно было бы их не платить, как оказалось. Я не требую, чтобы на них завели уголовное дело – да это и нереально, как мне кажется, выкрутятся как Сердюков – но просто при встрече (а город-то маленький) посмотреть им в глаза.

И еще я хочу знать имена, отчества и фамилии тех героев невидимого фронта, тех счетоводов, которые доказали, что именно десятирублевик за проезд спасет наши троллейбусы.

Только вот что мне кажется. Что если эти списки будут представлены и мы их сравним, то найдем там некоторые совпадения. То есть и там, и там будут присутствовать одни и те же люди.

С год назад один мой хороший друг, который довольно долго прослужил во властных структурах, сказал мне: «Не будь наивным. С советских времен и по сей день, в России считают не так, чтобы было ПРАВИЛЬНО, а так, КАК НУЖНО». Я с ним, в принципе, согласен.

Я не верю – сразу скажу – в правильность и объективность ни тех расчетов, что заставляли меня платить за троллейбус семнадцать рублей, ни тех, что обосновывают плату за проезд в десятку.

В первом случае мне было абсолютно не понятно: как так – плата за проезд растет, а долги троллейбусников за электроэнергию и за что-то там еще растут и растут, парк практически не обновляется. Напрашивался вполне логичный вывод: куда-то все там на сторону уходит. И как в такие расчеты верить?

И мне также с трудом верится, что с ценой билета в 10 рублей могут быть решены все проблемы. Мгновенно будут оплачены все долги, появятся новые машины, повысится зарплата водителей, кондукторов и слесарей, да и на «черный день» что-то получится копить.

Я не верю, что наполняемость троллейбусов будет стабильно такой же высокой, какая она есть сейчас. Ведь когда-нибудь кончатся эти мутные войны Администрации Петрозаводска с автобусными предприятиями, о причинах которых мне здесь и говорить-то не хочется, и кто бы не вышел на линии из автобусников – они обязательно снизят цены на проезд – уже снизили - и часть пассажиров вновь вернется в их салоны.

Очень хочется, чтобы я ошибался, но вся история с резким понижением оплаты за проезд в петрозаводских троллейбусах кажется мне ловким и очень удачным пиар-ходом, делая который Галина Ширшина решает свои политические проблемы, наплевав на побочный негативный экономический эффект, который проявится не сразу.

И не полягут ли беззащитные большие добрые рогатые электромашины, десятки лет верой и правдой служившие нам всем, в братскую могилу жертв информационных баталий?

О таком исходе не хочется даже думать.

"