Posted 11 декабря 2013,, 14:46

Published 11 декабря 2013,, 14:46

Modified 12 ноября 2022,, 09:06

Updated 12 ноября 2022,, 09:06

Автобус лучше троллейбуса: мнение наших читателей и экспертная оценка

11 декабря 2013, 14:46
Автобус лучше троллейбуса: мнение наших читателей и экспертная оценка
Сюжет
Статьи

На прошлой неделе мы опубликовали материал об обращении студенческого профсоюза к мэру города Галине Ширшиной с просьбой ввести в Петрозаводске единый проездной. По числу «лайков» и оценок эта публикация стала одной из наиболее заметных, вызвала живую дискуссию в комментариях. Читатели «Карелинформа» высказывались как в пользу единого проездного документа, так и резко против.

К примеру, пользователь archer в комментариях к статье вел активную критику инициативы студенческого профкома: «делать студентам единый проездной означает, что студенты будут ездить в автобусах со скидкой, ведь проездные-то у них будут по льготной цене. Значит, город обязан будет компенсировать автобусным перевозчикам разницу между льготной и полной ценой. Откуда? Из дырявого городского бюджета. Где и так на год только троллейбусникам выделяется примерно 100 млн. руб, в том числе и на компенсацию за льготные троллейбусные проездные студентам, школьникам, а также «социальные» проездные инвалидам и ветеранам. Ну, последней категории грех не оплатить и единый проездной - люди заслужили. А молодежь, с запросами, а могла бы быть и поскромнее».

Позицию archer-а поддерживал другой читатель «Карелинформа» под ником ТМБ«у этой медали есть и оборотная сторона: частные автобусные перевозчики.... будут безумно рады этой идее, так как тогда появится-таки возможность присосаться к городскому бюджету».

Позиция archer и ТМБ наткнулась на активное сопротивление других комментаторов:

Старик: «В настоящее время это выход. Однако, не мешало бы изучить наиболее востребованые маршруты от общежитий студентов до их альма-матер. Остальные поездки не считаю приоритетными. Извините, что не угодил некоторым студентам».

*** «Я за студентов, но и за школьников тоже! Пожилые ездят от случая к случаю, им дешевле без проездного. А эти 6 раз в неделю. Мой, к примеру, кроме 12-ти поездок два раза в неделю едет на уроки физ-ры на стадион. Купил в прошлом уч. году проездной на троллейбус, а троллейбусы не ходили. Нормально?».

Найти консенсус между сторонниками и противниками единого проездного попытался читатель под ником Чехов: «Если по уму делать, то надо выбирать: либо троллейбусы, либо автобусы. Содержать этих двух монстров просто не получится. Но тут и похлеще проблемы есть... И пока эти проблемы не устранить ничего нормально не заработает. И я сейчас говорю не о глобальных проблемах, а о простых, но они в нашем случае сложные и нерешаемые. Устроить легитимный конкурс на автобусные линии (с дотациями), следить за выполнением договора, за качеством работы перевозчика, закрыть троллейбусное или интегрировать его с автобусами (последнее было бы идеально в данной ситуации) - это все у нас не могут... И скорее всего никогда не смогут...».

Мы решили более детально разораться в проблеме и обратились к эксперту, человеку более 20 лет проработавшему на разных должностях в сфере городского общественного транспорта. Он согласился беседовать с нами, но только на условиях анонимности. Александр Леонидович, так мы назовем нашего эксперта, объяснил причину скрытности просто - в городском администрации поменялось много руководителей, началась смена директоров МУПов, понятно что в такой ситуации люди не чувствуют уверенности в своем будущем и опасаются открыто выступать в СМИ.

Первый вопрос, который мы задали нашему эксперту, был о стоимости автобуса и троллейбуса. Покупка единицы какого вида транспорта обходится дешевле?

- Покупка одного троллейбуса стоит заметно дороже, чем автобуса. Примерная стоимость современного низкопольного троллейбуса составляет порядка 8-11 миллионов рублей. Чуть меньше обходится покупка обычного троллейбуса со ступеньками 5-7 миллионов рублей. Если говорить об автобусах, то транспорт средней вместимости, к примеру, хорошо знакомый петрозаводчанам ПАЗик новой модели стоит порядка 2,5 млн. руб. Автобус большой вместимости, которых в городе на маршрутах сейчас практически нет, будет стоить под 5 миллионов рублей.

Получается, что покупка одного автобуса заметно выгоднее покупки троллейбуса. А если мы говорим не об одной единице техники, а о десяти машинах, а если о пятидесяти? Выгоду от покупки автобусов легко посчитать.

В чем причина дороговизны троллейбусов? Это технически боле сложная машина или это рыночные условия?

- Думаю, что основная причина дороговизны троллейбусов сегодня это условия современного рынка. В сравнении с автобусным производством троллейбусов на рынке мало. Есть завод в Вологде, есть завод в Энгельсе, но эти заводы, насколько я знаю, загружены не на полную мощность. Они могут производить больше машин, но, к сожалению, в стране спрос на троллейбусы сейчас невысок. Понятно, что такие крупные города как Москва и Санкт-Петербург могут вложить серьезные инвестиции в замену автопарка троллейбусов, но в других городах это скорее единичные покупки. Другое дело рынок новых автобусов. Спрос на этом рынке выше, производится их больше и производители вынуждены конкурировать за покупателя.

То есть в стране автобусы уже побеждают троллейбусы?

- В какой-то степени да. Представьте, что нам нужно проложить новый маршрут троллейбуса к новому микрорайону. Что мы должны сделать в первую очередь? Понести серьезные материальные затраты на установку опор, контактной сети, построить подстанций и т.д. А что если это отдаленный район? Какие это затраты? Кто их понесет? Городской бюджет? А теперь представьте, что мы это все сделали, но нам понадобилось изменить маршрут? Как быть? Снова нести затраты на установку опор? За примерами далеко ходить не надо. Ремонт улицы Чапаева и частичное ее закрытие. Как возить людей? Ответ один - только автобусным транспортом. Та же ситуация при ДТП. Недавно на проспекте Ленина случилось мелкое ДТП, встал один троллейбус, а за ним целая вереница других и огромная пробка. Неудобство для пассажиров - люди потеряли и время, и деньги. Объехать место ДТП или скажем глубокую яму на дороге для троллейбуса это целая проблема. Водителю нужно снижать скорость и двигаться очень медленно, что создает проблемы для других участников движения. Ну а про загруженность городских улиц автомобилями вы и без меня знаете.

И что делать? отказываться от троллейбусов?

- Нет, ни в коем случае. Троллейбусы - это часть истории нашего города и его украшение. На мой взгляд, нужно поступить так, как делают в Европе с трамваями. Может быть, вы знаете там была острая дискуссия, стоит ли сохранять трамваи как вид общественного транспорта. В итоге пришли к выводу, что стоит, но не везде. Обычно это центральная часть города, где трамвай органично и красиво смотрится. А в новых районах или пригородах трамвайных путей вы не встретите. Думаю, что по такому же принципу нужно идти и с петрозаводскими троллейбусами. В центре города оставить маршруты с новыми современными красивыми троллейбусами, а в микрорайоны города пустить автобусное сообщение. Если этого не сделать сейчас, то в ближайшем будущем через 3-5 лет будет уже поздно и Петрозаводск может вовсе лишиться троллейбусов как вида общественного транспорта.

"