Posted 12 ноября 2013,, 06:58

Published 12 ноября 2013,, 06:58

Modified 12 ноября 2022,, 09:07

Updated 12 ноября 2022,, 09:07

Отрубание голов как способ экономии на стрижке

12 ноября 2013, 06:58
Отрубание голов как способ экономии на стрижке
Сюжет
Статьи

Всякий раз, когда в государстве Российском начинаются разговоры о передаче новых объемов властных полномочий на региональный и местный уровни, я вздрагиваю. Потому что при виде того, как местные власти справляются с полномочиями, нельзя не вздрагивать. Например, администрация Петрозаводска годами бьется над обеспечением нормальной работы общественного транспорта в городе. Но идут годы, а задача никак не решается. Более того – обрастает новыми ребусами.

Сколько хватает памяти, город всегда потрясали скандалы, связанные с маршрутными перевозками. Маршруты делили-переделивали, кроили-перекраивали, отбирали у одних и давали другим. Все это сопровождалось пикетами и акциями протеста, валом публикации в СМИ. Параллельно в фоновом режиме свои мучения переживало троллейбусное предприятие. Публика уже сбилась со счета – сколько раз это предприятие получало бюджетные вливания, банкротилось, снова получало – и снова банкротилось…

И вот ситуация зашла на новый виток. Троллейбусники снова в банкротстве. Маршрутчиков опять трясут. В начале ноября автотранспортные предприятия, занимающиеся маршрутными перевозками, получили «письма счастья» – из Администрации Петрозаводска и муниципального предприятия «Городской транспорт». В письмах предлагается «рассмотреть предложения по оптимизации маршрутной сети». Рассмотрев эти предложения, маршрутчики впали в кому. Потому что «оптимизация» в предложенном варианте, как оказалось, предполагает очередную кардинальную «перекройку» практически всех наиболее популярных городских маршрутов, а также полное прекращение движения автобусов по некоторым из них. Например, предлагается закрыть очень востребованный пассажирами маршрут № 12. Существенные изменения и ограничения движения предлагаются на маршрутах № 2, 3, 4, 14, 17, 19, 21, 22, 23, 25, 27 и 29. То есть, без преувеличения сказать, на тех направлениях, которыми ежедневно ездит подавляющее большинство пассажиров. Автобусы на этих маршрутах практически никогда не ходят пустыми.

Помимо интересов десятков тысяч пассажиров, предлагаемые изменения затрагивают экономические интересы четырех автотранспортных предприятий – ООО «АТП», ООО «АТП 2», ООО «АТП 3», ООО «АТП 4», ООО «АвтоСити», ООО «Транспортная компания» и т/к «Паллада». В этих предприятиях на обслуживании перечисленных маршрутов заняты в общей сложности более тысячи работников! И значительная часть этих работников рискует остаться без работы.

«Оптимизация», честно говоря, больше напоминает хирургическую операцию. Это все равно как если бы человек пришел в парикмахерскую, чтобы привести в порядок волосы, а ему взяли да отрезали голову. Зато какая экономия на стрижках!

Прокомментировать эту историю я попросила нескольких руководителей автотранспортных предприятий, но внятных комментариев получить не удалось. Все в шоке. Эти маршруты действуют в Петрозаводске уже более десяти лет. Люди к ним привыкли, популярность маршрутов очень высока. Тщательно просчитана экономическая эффективность этих маршрутов с учетом заполняемости машин, отлажен график выхода и количество машин на линиях. То, что сейчас нам предлагается, – это не просто радикальное изменение всей маршрутной сети. Предлагается изменить сам принцип организации пассажирских перевозок в городе! По сути, если принять это предложение, то маршрутным автобусам отводится роль «подвозчиков» пассажиров к конечным остановкам троллейбусов. Это не просто неудобство для пассажиров, но и дополнительные расходы: ведь добираться из одного микрорайона города в другой придется как минимум с одной, а то и с несколькими пересадками.

Давайте задумаемся, почему значительное количество петрозаводчан предпочитает маршрутки троллейбусам, несмотря на более высокую стоимость проезда? Значит, это им удобнее. Значит, это нужно людям. Ведь услуга, которая не нужна на рынке, неминуемо исчезнет сама собой.

Маршрутчики работают без дотаций из бюджета, наоборот – платят деньги в бюджет. Дают работу и платят зарплату тысячам людей. Находят возможность исполнять социальные гарантии государства – бесплатно возить во всех автобусах ветеранов Великой Отечественной войны. Регулярно обновляют автобусный парк, вводя более вместительные, удобные и безопасные машины. Сейчас рассматривают вопрос о внедрении единого месячного проездного билета, который действовал бы и в маршрутке, и в троллейбусе, а также социальных проездных для школьников, студентов, многодетных родителей и так далее. Почему все городские проблемы принято решать за их счет? – удивляются перевозчики.

Направленность очередной реформы городского транспорта видна невооруженным глазом. «Оптимизировать» до полного уничтожения предлагается как раз те автобусные маршруты, которые полностью или частично дублируют маршруты троллейбусов. И оставить маршруткам в основном те направления, где троллейбус не ходит. На практике это означает отобрать у людей на остановках возможность выбора, на чем ехать: на маршрутке или на троллейбусе. Завести основной пассажиропоток на троллейбусы и тем самым создать более благоприятный экономический режим муниципальному предприятию «Городской транспорт» (или как оно там будет называться после очередного банкротства).

Решение, которое, на первый взгляд, кажется простым и эффективным. Как поправить экономику железной дороги? Давайте запретим самолеты и автомобили – все сами поедут поездами. Как заставить людей читать книги? Давайте прикроем телевидение и интернет – все начнут читать...

Но простых решений в экономике не бывает. Спасет ли нынешний реформаторский план троллейбусное предприятие? Сможет ли предотвратить или хотя бы отодвинуть очередной финансовый крах? В этом у специалистов есть большие сомнения.

Предприятие никогда не могло пожаловаться на невнимание властей. Учитывая социальную значимость этого вида транспорта, ему всегда давали бюджетные субсидии и дотации, компенсировали так называемую «межтарифную разницу» – то есть разницу между ценой билета для пассажира и заявленной предприятием себестоимостью перевозки. И ни разу эти усилия и бюджетные затраты ни от чего предприятие не спасли.

В настоящее время троллейбусные перевозки также субсидируются, и весьма существенно. Пассажир платит за проезд 17 рублей. Но этого предприятию мало – и городской бюджет за каждого перевезенного пассажира доплачивает ему еще 13 рублей. Таким образом, за каждого перевезенного в троллейбусе пассажира предприятие фактически получает 30 рублей. Три рубля в этой сумме предприятие показывает как свою плановую рентабельность. Эта арифметика не афишируется публике. Но даже те петрозаводчане, которые никогда не ездят в троллейбусе, тем не менее, исправно платят за проезд. Доплачивают из своего кармана по 13 рублей за каждого проехавшего. Ведь бюджет города – это, по сути, наш общий карман, куда мы все «скидываемся» и откуда оплачиваем общие муниципальные нужды. В 2013 году, таким образом, МУП «Городской транспорт» получило из бюджета 90 миллионов рублей. Навскидку – этого хватит, чтобы два раза сверху донизу заасфальтировать проспект Ленина. Сколько МУПу надо будет в следующем году?..

Ни один частный перевозчик о таких сладких условиях для бизнеса не может и мечтать. Я спросила нескольких руководителей автотранспортных предприятий: «А что бы вы сделали, если б за каждого перевезенного пассажира бюджет доплачивал бы вам 13 рублей?» Мои собеседники при этом вопросе впадали в ступор: такое им трудно даже представить! Но все как один ответили: «Мы бы перевозили пассажиров за семь рублей…»

Но несмотря на всю эту арифметику, несмотря на 10-процентную рентабельность, муниципальное троллейбусное предприятие все-таки было приведено к очередному банкротству. Так может, дело не в том, что у предприятия мало денег, а в том, как эти деньги используются? Может, прежде чем в очередной раз вливать в МУП миллионы, следует разобраться, почему эти ежегодные вливания неэффективны? Понять, куда и почему ушли миллионы прежних вливаний?..

Плохо сложенная печка – сколько дров в нее ни кидай – дом не обогреет. Будет только дымить, коптить и угрожать пожаром. И мне кажется, что, вместо того чтобы переложить печку, петрозаводская администрация закупает новую партию дров. А заплатить за эти дрова предлагается нам, жителям города.

"