Posted 30 октября 2013,, 10:54

Published 30 октября 2013,, 10:54

Modified 12 ноября 2022,, 09:08

Updated 12 ноября 2022,, 09:08

Профессор экономики Анатолий Шишкин прогнозирует уменьшение числа бедных в Карелии

30 октября 2013, 10:54
Профессор экономики Анатолий Шишкин прогнозирует уменьшение числа бедных в Карелии
Сюжет
Статьи

Оптимистичный прогноз развития республиканской экономики дает профессор-экономист Анатолий Шишкин. По его мнению, в ближайшие несколько лет в Карелии будет продолжать расти «средний класс», число бедных — уменьшится, а отток населения, наоборот, сократится. И этот прогноз базируется на чётких экономических выкладках.

Об этом рассказал сам Анатолий Шишкин.

— Анатолий Иванович, одни чиновники видят положительные экономические тенденции, другие (вспомним скандальные высказывания одного из министров) говорят о том, что Карелия никому не интересна, и называют её «республикой-промежутком»…

— Я не думаю, что положение карельской экономики печальное. Вот, посмотрите на диаграмму с 1992 по 2012 годы: 1990-е – период нестабильности, сильных колебаний; с 2001 по 2007 год постоянно развивалось производство, улучшалось качество жизни. Затем кризис 2008-го сильно ударил по экономике. Видно, что сейчас экономика приобрела чёткую стабильность, правда, с очень малой скоростью развития. Вспомним, что на посткризисный период выпала смена губернаторов. Пришли новые люди с новым подходом, что тоже значительно повлияло на замедление развития.

Но поводы для оптимизма есть. Поскольку мы – дотационный регион, получающий помощь из центра, качество жизни (к нему относятся среднедушевой доход, его отношение к прожиточному минимуму, показатели безработицы) у нас постоянно растёт. По Северо-Западному федеральному округу мы держимся в середине – занимаем 5-6 место после Ленинградской, Мурманской, Калининградской и Вологодской областей, опережая остальные 5 регионов.

— Карелию можно назвать республикой моногородов. Сейчас они переживают непростые времена (впрочем, так обстоят дела не только в Карелии). Каковы их перспективы?

— Моногорода возникали в период мощного индустриального развития стран, в России — в 1930-е годы. Но сегодня, увы, многие, в том числе и карельские, предприятия не выдерживают внешней конкуренции на мировом рынке. Для поддержания конкурентоспособности они вынуждены внедрять новые технологии, а происходит это за счёт сокращения численности работающих и слияния с крупными корпорациями. Моногород – это гриб, у которого есть ствол (основание) и шапка. И если этот «ствол» болеет, у «шапки» тоже появляются проблемы. Один из путей их решения – трудовая миграция, ведь в России предприятия не только останавливаются, но и появляются. Но, увы, население у нас ещё малоподвижное — из-за того, что есть огромные проблемы с жильём и даже с пропиской. Люди привязаны к своему моногороду, и переехать на новое место работы в другой регион для россиянина большая трудность. Однако, если образно говорить, коза, привязанная к колышку, ест траву только вокруг него, а отпущенная в свободный выгул выбирает лучшие корма, соответственно, и молоко у неё будет лучше. В остальном мире у людей всё гораздо проще, нет прикреплённости к квартире, культуре, традициям, нет нашего консерватизма. И здесь наша надежда – только на подвижную российскую молодёжь.

— Но ведь и она уезжает из Карелии?

— Это большая проблема, требующая принятия оперативных мер от региональной власти, которая должна уметь сохранить население, создать условия для его самореализации. Сегодня это можно сделать, например, через проекты. Если есть проекты – пойдут субсидии из центра, будут рабочие места.

Деньги не работают!

— Что вы думаете о последних масштабных республиканских проектах?

— Я хорошо знаком с проектом «Духовное возрождения Севера». В целом он хорош. Но мало «свистнуть», нужно его хорошо разработать, что пока не сделано. Проект, связанный с пудожским кластером, разработан лучше, и в него уже даже вложены деньги. Но чтобы добывать из тамошних недр все богатства, нужны хорошая железная дорога, развитые водные пути, надо построить огромный (а не такой маленький, как Костомукша) город. Проект очень и очень дорогой, найти инвесторов трудно.

Но дело не только в проектах. Я знаю, что в карельских отделениях банков на счетах вкладчиков лежит около 40 млрд рублей. И эти огромные деньги не работают! Ещё экс-мэр Петрозаводска Виктор Масляков дал нам, учёным, задание подумать над тем, чтобы деньги не лежали и не вывозились из Карелии, а работали здесь, приносили пользу. Нам нужен некий деловой центр, который бы разрабатывал народные проекты, помогал организовывать и реализовывать акционерные инвестиционные гражданские проекты, формировать культуру участия граждан в инвестиционных процессах, быть частными инвесторами, самим организовывать акционерные общества. Подобный инструментарий хорошо работает в Финляндии: например, на деньги примерно 150 тысяч акционеров построили водозабор в Хельсинки. Позже, конечно, акции сосредоточились в руках меньшего количества людей, но и основные, стартовые, инвесторы получили и продолжают получать дивиденды. Это очень хороший пример государственно-частного (на уровне личности) партнёрства.

Жители Карелии уже тоже начали делать инвестиции, прежде всего — в образование детей, медобслуживание, спорт. Но это лишь ростки, мы до сих пор не умеем организовываться сами и не доверяем тем, кто может это сделать. Всех пугает образ Мавроди. Когда граждане сами объединяются для совместного труда (дачные кооперативы, кондоминиумы), а не для финансовых махинаций, успех гарантирован.

...И к нам потянутся люди

— Использует ли республиканская власть научные разработки учёных-экономистов? И хватает ли нам таких учёных?

— С 1999 по 2007 год наши работы были колоссально востребованы: правительство Катанандова ничего не делало, не посоветовавшись с университетской, академической наукой; наши директора входили во все общественные советы. Потом начались большие перемены во власти региональной, вернулась старая технология разговора с обществом. В итоге три года республика болела вместе с Россией всеми политическими болезнями. Болезнь прошла, и сегодня спрос на науку резко возрос.

— Каков ваш прогноз для карельской экономики на ближайшее время?

— Вы разговариваете с оптимистом. Я вижу хорошо и далеко вперёд. Социальные условия и качество жизни в Карелии сохранят темп роста на 4-5% в год. Уменьшение количества бедных (с доходом ниже 1000 рублей на человека в месяц), которых в 2012 году было меньше 12%, идёт уже 8 лет и пойдёт дальше. Средний класс, по самым скромным расчётам, растёт, и его численность составляет более 50%.

Конечно, в Карелии не удастся восстановиться былую численность населения, но падать она будет несущественно. Активно пойдёт миграционный поток. Карелия – малонаселённый регион, поэтому из-за тенденции к децентрализации экономики люди сюда поедут. И задача власти — сделать Карелию привлекательной для самореализации личности, которой нужны уважение со стороны власти, общества и бизнеса. Народ — это ресурс. Как говорил один из киногероев: «Будь ласковее, и люди потянутся!» И помогут решить проблемы.

Спрашивала: Марина Кивирьян

Материал взят с сайта «КарелНовости».

"