Posted 24 октября 2013,, 14:26

Published 24 октября 2013,, 14:26

Modified 12 ноября 2022,, 09:08

Updated 12 ноября 2022,, 09:08

Субсидия для агрария

24 октября 2013, 14:26
Субсидия для агрария
Сюжет
Статьи

Сельское хозяйство в Карелии давно находится не в самом лучшем состоянии. С каждым годом финансирование сокращается, а без поддержки предприятиям практически не выжить.

В нынешнем году сельскохозяйственные предприятия Карелии получили, например, неплохой урожай картофеля. Так, в «Толвуйском» он составил 252 центнера с гектара, в среднем же по региону - 192 центнера. Агрофирма «Тукса» после смены собственника вернулась к выращиванию капусты, в этом году ее продукцию вновь можно было приобрести в Петрозаводске на сельскохозяйственной ярмарке.

Однако среди производителей картофеля и других овощей на долю государственных предприятий приходится всего 2 %. Об этом на брифинге в правительстве Карелии сообщил министр сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Григорий Мануйлов. Все остальное выращивают фермеры и небольшие крестьянские хозяйства. Только в этом году пять человек выиграли гранты министерства и получили по миллиону рублей на развитие своего фермерского хозяйства. Среди них два фермер из Олонецкого района Владимир Шалак. Полученные средства он потратил на покупку машины.

Государственная поддержка предприятий, работающих в сфере сельского хозяйства Карелии в 2013 году должна составить 453 миллиона рублей. При этом 295 миллионов рублей поступят в виде господдержки сельхозпредприятиям из республиканского, и 158 миллионов – из федерального бюджета.

Как считает министр Мануйлов, минувшая зима была непростой для селян, прошлогодняя засуха внесла свои коррективы в планы уборки зерновых, что вызвало повышение цен на корма. Еще одна проблема – нехватка опытных механизаторов. Хозяйства были вынуждены потратить дополнительные средства на закупку комбикормов, и не смогли вовремя поднять уровень заработной платы, сегодня средняя зарплата селян составляет 17 тысяч рублей или 64 % от средней по республике.

В связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию федеральным бюджетом введены новые формы поддержки села – на 1 литр товарного молока и на 1 гектар посевных площадей. В целом федеральная поддержка увеличилась по сравнению с прошлым годом на 40 миллионов рублей. Есть и другие виды поддержки: субсидии процентных ставок по кредитам, на приобретение удобрений и повышение плодородия почв, на племенное животноводство, поддержка личных подсобных хозяйств и другие. Для этого хозяйство должно соответствовать ряду условий, в первую очередь, у него должна отсутствовать задолженность в бюджет. Вложения эти не напрасны: в 2013 на предприятиях республики увеличилось поголовье скота, растет производство рыбы.

Но теперь части этих денег сельхозпредприятия могут и не дождаться. В республиканский бюджет внесены очередные поправки, согласно которым сельское хозяйство не получит долгожданную субсидию. Сельским производителям обещали сначала 53 миллиона, но потом сказали, что в конце года дадут больше – 80 миллионов. И вот выяснилось, что работникам аграрной сферы не дадут ничего. Мало того, и в следующем году значительно урежут деньги на их поддержку. Кстати, все эти поправки депутаты Законодательного собрания поддержали.

Власти объясняют такие поправки в казну режимом экономии. В регионе сложилась сложная ситуация с наполнением бюджета. На следующий год расходов будет на несколько миллиардов рублей больше, чем доходов. Поэтому вариантов нет, надо на чем-то экономить. Решили, что можно на сельском хозяйстве.

- Я считаю, что проблему нельзя сводить только к размерам субсидий, государственная помощь может ведь и в ином виде выражаться, - говорит вице-спикер Законодательного собрания Сергей Пирожников. - На последней парламентской сессии, когда обсуждался вопрос о состоянии сельскохозяйственных предприятий в Карелии, я, в принципе поддерживая коллег, говоривших о необходимости выделения дотаций для аграрного сектора, предложил обратить внимание на другой аспект этой темы. Ни для кого не является секретом, что и сельскохозяйственным предприятиям, и фермерам сложно продать произведенную ими продукцию. Магазины не берут их товары, находя тому объяснения. И если бы государство, создало какую-то компанию, которая по фиксированным ценам закупала продукцию у сельхозпредприятий, и затем, доведя их до более товарного вида, упаковав, например, продавало в те же сетевые магазины, то многие проблемы решены были бы и для фермеров, и для предприятий сельскохозяйственной отрасли. Возможно, это стало бы гораздо большей помощью для жителей села.

"