Posted 24 марта 2017,, 08:28

Published 24 марта 2017,, 08:28

Modified 12 ноября 2022,, 08:04

Updated 12 ноября 2022,, 08:04

О чем хотят забыть польские политики?

24 марта 2017, 08:28
О чем хотят забыть польские политики?
Сюжет
Статьи

Польско-российские отношения уже давно накалены почти до предела, и разрядки не предвидится. Между тем, в марте отмечается очередная годовщина важного события в совместной истории наших двух стран. Речь идет о создании 1-й армии Войска Польского, внесшей огромный вклад в победу над нацизмом в годы Второй Мировой. Однако власти современной Польши, похоже, стремятся вытравить память об этом из общественного сознания.

Политический класс Польши – его подавляющее большинство – увлеченно толкает свою страну в авангард информационной войны Запада против России. Почему это делается, в этом секрета никакого нет. Возможно, конечно, кое-то из высокопоставленных польских политиков и впрямь такую неприязнь испытывает к нашей стране, что кушать не может. Но чаще всего мотивы прагматичные: под необходимость «противостоять российской угрозе» так удобно выпрашивать у западных партнеров кредиты, гранты и прочие «печеньки».

Вот только тягаться в прагматичности с политиками в Берлине, Брюсселе или Вашингтоне восточноевропейским деятелям сложно. «Печеньки» приходится отрабатывать. Как? Например, польские власти одними из первых активно поддержали антироссийские санкции. Когда ответ в виде контрсанкций не заставил себя ждать, польские фермеры принялись протестовать с требованиями восстановить нормальные экономические отношения с огромным восточным соседом. Польский бизнес начал искать какие-то лазейки, пытаться провозить товары через третьи страны вроде Белоруссии… А это рост издержек, огромные риски, потери целых партий продукции. Только за первый год санкционной войны сельскохозяйственный сектор Польши понес на 860 млн евро убытков, и ущерб с каждым годом растет.

Впрочем, дело не только в деньгах, ими ведь для многих простых граждан далеко не все измеряется. У кого-то в России живут родные или друзья. А кто-то еще помнит, как в детстве, которое пришлось на годы Второй мировой, поляки ждали, когда придут советские воины и освободят страну от гитлеровцев. И таких людей не так уж и мало, и они рассказывают об этом своим детям, внукам. И вот уже эти молодые поляки идут и восстанавливают памятники советским воинам.

Это тот мостик народной дипломатии, который мог бы стать основой для нормализации отношений между нашими странами. Но, видимо, польскому истеблишменту никакая нормализация не нужна. Им надо убедить своих земляков, что русские – враги номер один. А для этого необходимо вымарать, вытравить память обо всем, что наши страны объединяет.

«Опасный» сериал

Во второй половине 1960-х советское телевидение впервые показало польский многосерийный фильм «Четыре танкиста и собака». Популярность этого сериала в СССР (а также в ГДР и других странах социалистического блока) был огромна. Но в самой Польше успех был еще больше: фильм был просто оглушительно популярен. Актеры в одночасье стали звездами. Дети чуть ли не в каждом дворе создавали клубы танкистов: играли в героев любимого сериала. Это была истинно народная любовь, которую невозможно навязать, организовать, спустить сверху.

Давайте вспомним, о ком же был этот фильм. Как раз именно о них – бойцах 1-й армии Войска Польского. Не будем подробно останавливаться на истории создания сериала, снятого по одноименной книге польского писателя Януша Пшимановского, об этом есть масса материалов в интернете. В том числе, кстати, и на польских форумах фанатов фильма – да-да, они до сих пор есть в соседней стране! Но нельзя не упомянуть о судьбе сериала в постсоциалистической Польше, потому что она шокирующая. В середине 2000-ных любимый многими поколениями фильм запретили к показу на польском гостелевидении. Основанием послужили возмущенные обращения ветеранов небезызвестной Армии Крайовой: дескать, фильм «неправильно» трактует события Второй Мировой войны.

Эти заявления, конечно, полный бред. Сериал, снятый в приключенческом жанре, вообще ничего не «трактовал», он просто рассказывал о смелости и мужестве, о дружбе и чести – о том, что человеку помогает оставаться человеком всегда, даже на фронте. Впрочем, ветераны Армии Крайовой проговорились, что их на самом деле приводит в раздражение: то, что фильм отображает братство Польской и Советской армий.

Ну и ладно, мало ли кого что раздражает. Но суть-то в том, что к этой реакции польские медиа-чиновники мигом прислушались, и выбросили фильм из сетки вещания. Спустя пару лет вернули, но в новом, промывающем мозги зрителям варианте – пририсовав «разоблачительные» и «разъяснительные» ролики к якобы лживым эпизодам сериала. То есть, по сути, создали из него такой антироссийский пропагандистский продукт. По ходу, разумеется, оскорбив память бойцов Войска Польского. Креативно, что тут скажешь…

Польский флаг над Берлином

Прием это, конечно, подлый. Можно как угодно относиться к социалистическому периоду в Польше. Но топтать память тех, кто внес огромный вклад в освобождение от нацизма не только своей страны, но и всей Европы, это уже за гранью. Давайте вспомним основные сражения, в которых участвовали солдаты и офицеры Войска Польского, которое еще называют армией Берлинга - по имени генерала Зыгмунта Берлинга, командующего 1-й армией. В июле 1944-го ее части, оперативно находясь в подчинении 1-го Белорусского фронта, форсировали Западный Буг и вступили на территорию Польши. Спустя несколько дней вышли на восточный берег Вислы в районе Демблина и Пулав и начала бои по овладению плацдармом на левом берегу. Участвовали в боях на Магнушевском плацдарме. В сентябре 1944-го 1-я польская армия освободила предместье Варшавы, а затем, уже в январе 1945-го сыграла важнейшую роль в освобождении столицы Польши.

И, разумеется, нельзя забыть об участии 1-й и сформированной к тому моменту 2-й армии Войска Польского в Берлинской наступательной операции. Польские войска (кроме 1-й и 2-й армий, это 1-й танковый корпус, 1-й воздушный корпус и другие подразделения) составили 10% от численности сил, сражавшихся на советской стороне. В штурме Берлина участвовали 12 тысяч 700 польских солдат и офицеров. И они, бойцы Войска Польского, водрузили на Бранденбургских воротах польский национальный флаг рядом с советским.

Эти страницы истории – гордость Польши, бойцы Войска Польского – национальные герои… Долгие годы после победы это не подвергалось сомнению. Но сегодня польский официоз в качестве главных «освободителей» назначил совсем других людей. А именно тех, кто воевал в уже упоминавшейся Армии Крайовой. Надо отметить, крайне неоднозначном формировании.

Армия Крайова: патриоты или каратели?

Недавно «Комсомольская правда» опубликовала интересный и обширный материал «Патриоты и каратели в одной шкуре» об Армии Крайовой. Статья строго документальная, основана на письменных свидетельствах времен войны. И ярко демонстрирует эволюцию – нет, точнее, деградацию - формирования, создававшегося изначально для антигитлеровского сопротивления и подчинявшегося польскому правительству в изгнании, которое находилось во время войны в Лондоне. Здесь нужно отметить, что на первых порах в ряды Армии Крайовой шли люди, действительно желавшие бороться с гитлеровцами. Когда различные источники пишут, что партизанские отряды АК совершали дерзкие вылазки и диверсии против немцев – это правда. Но…

Документы неоспоримо доказывают, что с 1943 года Армия Крайова наладила с немецкими оккупантами весьма успешное сотрудничество. Ее боевики вели операции против советских партизанских отрядов и отрядов Армии Людовой (которая позднее вошла в Войско Польское). Уничтожали украинцев и русских, проживавших на польской территории.

А как вам такое: «5 апреля 1943 г. поляки убили в с. Антоновка Люблинского воеводства семь русских девушек-медработников, бежавших из немецкого плена. Под м. Красностав, что юго-восточнее г. Люблин, расстреляли захваченных раненых из группы Разведуправления Генштаба Красной Армии».

Подобных примеров в статье приводится немало. Но в то же время доказывается, что действовала так Армия Крайова по распоряжению польского эмигрантского правительства в Лондоне. Эти заграничные «сидельцы», получив убежище в Великобритании, входившей в антигитлеровскую коалицию, вроде бы внешне поддерживали борьбу с нацизмом. А на деле к СССР испытывали похоже, куда больший страх и ненависть, чем к немцам. Последствия всех этих политических игр оказались ужасающими. Многие поляки, действительно рисковавшие жизнями в партизанской войне, оказались полностью дезориентированы. Но самое главное, что командующие АК вообще, похоже, относились к жертвам среди польского населения по принципу «лес рубят, щепки летят». Самый яркий пример – Варшавское восстание. В СССР предвидели его трагический исход, маршал Константин Рокоссовский предупреждал, что это авантюра, которая будет стоить Польше сотни тысяч жизней. Но польским политикам в Лондоне тогда было важно одно: установить свою власть до того, как придет Красная Армия. Результат известен: подписание Армией Крайовой капитуляции перед немцами. И 200 тысяч погибших поляков… О документальных подробностях также можно прочитать в «Комсомолке».

Тем не менее, в современной Польше бойцы Армии Крайова, повторимся, объявлены главными героями войны. О бойцах Войска Польского стараются забыть. Парадокс? Нет. Осознанная, как уже говорилось, политика. Польское правительство в изгнании в свое время всячески пыталось дискредитировать армию Берлинга, заявляя, что в ее рядах воюют вовсе не патриоты страны, а «отряды наемников польского происхождения на советской службе». Сегодня духовные наследники «лондонских сидельцев» повторяют то же самое. И вновь пытаются нагнетать ненависть к нашей стране, несмотря на то, в нашей совместной истории есть очень многое, что по-настоящему объединяет народы России и Польши.

"