Posted 25 ноября 2016,, 14:00

Published 25 ноября 2016,, 14:00

Modified 12 ноября 2022,, 08:10

Updated 12 ноября 2022,, 08:10

Александр Худилайнен: «Развитие туризма — одно из стратегических направлений»

25 ноября 2016, 14:00
Александр Худилайнен: «Развитие туризма — одно из стратегических направлений»

В начале ноября в Правительстве региона прошло совещание по вопросам развития внутреннего и въездного туризма в Карелии, где заместитель премьер-министра Правительства республики Юрий Савельев обозначил основные показатели динамики развития туристической отрасли Карелии за последние три года: ежегодный объём внебюджетных инвестиций в инфраструктуру туризма вырос на 53,6% (с 560 до 860 млн. руб.), ежегодный объём предоставляемых туристско-экскурсионных и гостиничных услуг - на 75,1% (с 845 до 1480 млн. руб.), ежегодный поток организованных туристов и экскурсантов - на 40,7% (с 540 до 760 тыс. человек в год).

Туристов было бы больше, но спать негде

О перспективах развития туризма в Карелии нам рассказал министр культуры Алексей Лесонен. По мнению министра, определение туристической отрасли, несмотря на его сравнительно небольшую финансовую емкость (в общем ВВП республики доля отрасли не более 4-5%), как стратегической целиком оправдано. Во-первых, туризм в значительной степени способствует самозанятости населения, во-вторых вся отрасль, как образно выразился Алексей Лесонен, является своего рода «вишенкой на торте», в том плане, что аккумулирует достижения большинства других отраслей.

- Без развитого сельского хозяйства, легкой промышленности, сферы услуг Турция не стала бы одной из ведущих туристических держав. Карелии необходимо обеспечить максимальный мультипликативный эффект (Мультипликативный эффект туризма - его способность благодаря инициации спроса вызывать необходимость развития всех удовлетворяющих этот спрос производств на территориях, посещаемых туристами, - прим. авт.) от каждого вложенного туристом рубля с тем, чтобы эти деньги как можно больше «крутились» на территории республики, - пояснил министр.

Недавно слышал беседу двух москвичей на предмет того, что южный комар какой-то вялый, а вот карельский комар как укусит, так укусит. Неделями чешется. И как-то даже загордился нашим кровопийцей, тем более, что на добровольную сдачу крови в прошлом году приехали три-четверти миллиона туристов. В этом же по предварительным подсчетам министерства ожидается порядка 900 тысяч посетителей. Таким образом, поставленная правительством Карелии задача довести к 100-летию республики количество гостей Карелии до миллиона человек, похоже, будет выполнена значительно раньше.

- Карелию уже сейчас посещало бы значительно больше туристов, если бы не дефицит гостиниц. Официально у нас насчитывается 9,5 тысяч койко-мест. Примерно столько же предоставляет частный сектор, но даже 18 тысяч уже не хватает, - посетовал Алексей Лесонен.

Строительство, конечно, идет. Но поскольку это, вообще-то, дело долгое, а в Карелии особенно долгое (бездоказательное мнение автора, - прим. авт.), то потенциал повышения турпотока министерство видит в нашем продолжительном межсезонье, когда туристы считают, что в Карелии делать нечего, и пустеют койко-места, и падают доходы. По мнению министерства культуры, в этот период нам необходимо создать возможно больше поводов, которые могли бы привлечь туристов в нашу республику. Уже зарекомендовали себя Калакунда, Легенды Севера, Гусиная столица, игры Дедов Морозов и ряд других мероприятий.

- Возьмем, к примеру, вотчину карельского деда мороза Талви Укко. Экоусадьба появилась два года назад, построена на месте бывшего лако-красочного цеха на грант в размере 700 тысяч рублей. Уже в первый год она приняла 5 тысяч гостей, на следующий — 15 тысяч. В этом году будет наверняка больше. По рассказам наш Дед Мороз даже вызвал определенную ревность его вологодского коллеги. Мы поставили задачу перед муниципалитетами найти у себя события, которые могли бы повысить туристический потенциал как своего поселения, так и Карелии в целом, - рассказал руководитель ведомства.

Карелия — как туристический Клондайк

По мнению Алексея Лесонена, Карелия — это туристический Клондайк, разработка которого только началась. Заброшенные месторождения гранатов в Кителя регулярно посещаются многими туристами-любителями желающими почувствовать на себе все прелести старательского промысла. Шокшинский карьер малинового кварцита с его «марсианским» пейзажем имеет не меньший потенциал, чем Рускеала, которая сейчас за год принимает до 300 тысяч посетителей. Трансграничный проект «Mining Road» («Дорогой горных промыслов») требует дальнейшей популяризации и многое другое. Почему же наши туристические нивы стаями не атакует большой капитал?

- Бизнес осторожен, а туристический вдвойне, - поясняет Алексей Лесонен. - Поэтому первоначально необходимо его убедить в окупаемости тех или иных проектов. Этим занимается государство, в расчете на будущую налоговую отдачу, либо общественные организации, желающие сохранить какой-либо исторический или культурный объект.

И понять бизнесменов можно. Как правило, прежде чем турдостопимечательность начнет приносить доход в нее необходимо по-крупному вложиться. А ну как турист не пойдет? В общем, как у Филатова в его сказе «Про Федота Стрельца»: «Спробуй заячий помет! Он-ядреный! Он проймет! И куды целебней меду, Хоть по вкусу и не мед... Он на вкус хотя и крут. И с него, бывает, мрут, Но какие выживают - те до старости живут!»

Яркий пример - Воттоваара. С каждым годом все больше людей стремятся прильнуть к этому наследию Гипербореи с целью: «Получить мощный толчок в духовном развитии... Установить явными самые потаенные уголки души... Распутать кармические узлы...», - как сообщает одна из групп «Вконтакте». А вот крупный капитал прильнуть к источнику не желает, ибо там такие логистические узлы, что никакой кармы не хватит их распутать. Туристы пользуются услугами «диких» проводников, «серый» туризм процветает. Все получают свое, кроме государства.

Обратный пример - филиал Арбата художников времен палеолита вблизи Беломорска. Легкая доступность привела к тому, что и крупный бизнес, и федеральное правительство готово профинансировать создание автотуристского кластера «Беломорские петроглифы».

- В рамках кластера начато и предполагается в период до 2018 года размещение 53 объектов туристской инфраструктуры, 77 объектов туристского показа и 12 объектов обеспечивающей инфраструктуры. Общий объем финансирования - 526,3 млн. рублей, из них - 126,5 млн. рублей – федеральные средства, 368,1 млн. рублей - частные инвестиции, 31,7 млн. руб. – региональный бюджет. Ожидается, что создание кластера «Беломорские Петроглифы» увеличит поток туристов на территорию кластера на 80 тыс. человек в год, - рассказал Алексей Лесонен.

...и ближайшие планы

Планируется облегчить доступ к ряду других туристических объектов. 44 миллиона будет потрачено на дорогу в объезд поселка Рускеала и устройство парковки на 800 машиномест. 70 миллионов в течение двух лет предполагается израсходовать на строительство 6-километрового отрезка до водопада Белые Мосты. Продолжается реставрация на 100 миллионов благотворительных средств Роснефти Благовещенского собора в Кеми, где, кстати, в процессе работ нашли неопознанную могилу. Личность хозяина устанавливают ученые. Первый этаж Дома Моберга уже можно посещать, вскоре отремонтируют и второй. Четыре муниципальных центра Карелии (Суоярви, Беломорск, Сортавала, Медвежьегорск) получили в рамках федеральной программы цифровые кинотеатры, а вскоре получит и пятый (Кемь). Продолжается финансирование ряда других проектов.

Как отметил Глава республики Александр Худилайнен, Госкомиссия и Федеральное агентство по туризму оказывают активное содействие развитию туристической отрасли нашего региона и поддерживают ряд инвестиционных проектов.

- Наша задача - используя колоссальный природный потенциал Карелии, сделать всё, чтобы та позитивная динамика, которая наметилась в последние годы, только усиливалась. Я уверен, что мы вместе с инвесторами способны сделать Карелию ещё более привлекательной, а развитие туризма - одним из стратегических направлений, - подчеркнул Александр Худилайнен.

"