Posted 24 ноября 2016,, 07:35

Published 24 ноября 2016,, 07:35

Modified 12 ноября 2022,, 08:10

Updated 12 ноября 2022,, 08:10

Правосудие - профессиональное, справедливое, понятное людям

24 ноября 2016, 07:35
Правосудие - профессиональное, справедливое, понятное людям
Сюжет
Статьи

5 декабря в Москве начнет свою работу IX Всероссийский Съезд судей. Готовится принять в нем участие и делегация судейского сообщества Карелии. Возглавлять ее будет Председатель Верховного суда республики Анатолий Наквас.

Накануне форума он ответил на вопросы «Карелинформа».

Съезд – это очень серьезно

- Анатолий Владимирович, что обычно представители судейского сообщества обсуждают на таких мероприятиях? Какие проблемы решают?

- Прежде всего, на съездах судей России идет отчет о работе органов судейского сообщества, Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Мы внимательно анализируем, как и в каком направлении идет развитие судебной системы, как выполняются наши основные цели и задачи. Определяемся, что для нас будет особенно важным в ближайшей перспективе.

В течение работы предстоящего съезда будут сформированы новые органы судейского сообщества – будут избраны члены Совета судей Российской Федерации, Высших квалификационной и экзаменационной коллегий судей. С докладом о работе судов и о задачах, стоящих перед судебной системой, перед делегатами выступит председатель Верховного Суда РФ Вячеслав Михайлович Лебедев. Будут обсуждаться вопросы статуса судей, правового положения статуса государственных служащих судов.

О том, насколько эти вопросы важны для страны в целом, говорит тот факт, что в съезде, как ожидается, примет участие Президент России.

- Для Вас, как для Председателя Верховного суда Карелии, как опытного юриста – практика, за последнее время, что произошло важного, значимого в жизни судебного сообщества? Какие-то важные изменения, может быть…

- За четыре года после VIII Съезда проделана очень большая работа по совершенствованию судебной системы. Все это происходит в русле Федеральной целевой программы утвержденной Правительством «Развитие судебной системы России на 2013 – 2020 годы». То, что такая Программа есть, и она выполняется – само по себе большое достижение.

Если говорить о важных моментах, то важнейшим достижением я считаю решение об образовании единого высшего судебного органа – Верховного Суда Российской Федерации. Это позволило сделать судебную практику единой.

Почему это важно. Посмотрите: в 2015 году суды общей юрисдикции рассмотрели почти семнадцать с половиной миллионов дел в гражданском и административном производстве. Было рассмотрено в 2015 году более миллиона уголовных дел, более шести с половиной миллионов дел об административных правонарушениях, более пяти с четвертью миллионов материалов российские суды рассмотрели в порядке исполнения судебных актов и судебного контроля! Арбитражные суды в прошлом году рассмотрели полтора миллиона дел по первой инстанции, более двухсот восьмидесяти тысяч дел в апелляционной инстанции и около девяноста тысяч – в кассационной инстанции.

Сразу скажу, что предварительные итоги года нынешнего уже позволяют говорить о том, что нагрузка на суды еще более увеличилась, что люди все активнее ищут судебной защиты.

И вот в этих условиях просто необходимо укрепление единства статуса судей, унификация судебной практики и толкования норм права. Вносимые в законодательство изменения не должны быть хаотичными! Это очень важно, как для нас, судей, так и для граждан, которые, повторяю, все активнее обращаются за судебной защитой.

Еще одна важная вещь произошла у нас после предыдущего съезда. Образована Дисциплинарная коллегия Верховного Суда России. Это стало хорошей гарантией для обеспечения правового статуса судьи.

И, конечно, же, не могу не отметить принятие законодательных актов о введении института суда присяжных заседателей в районных и городских судах. Это чрезвычайно важное решение, которое позволит укрепить демократические основы уголовного судопроизводства, повысить доверие общества к судебной системе. Сейчас наша главная задача, если говорить о реализации этих законов – обеспечить районные и городские суды всем необходимым, чтобы присяжные могли там полноценно работать. Это задача непростая, но, надеемся, что все трудности преодолеем.

- Анатолий Владимирович, а как формировалась делегация Республики Карелия на предстоящий Всероссийский Съезд судей, кто в эту делегацию вошел?

- Мы провели конференцию судей, которая и избрала делегатов. На съезд в Москву поедут представители Верховного, Арбитражного судов республики, представители районных и городских судов, мировых судей и военного суда Петрозаводского гарнизона. Так что вполне представительная и солидная профессиональная группа из Карелии едет обсуждать вопросы развития судейского сообщества.

Гуманизация уголовного законодательства просто необходима!

- Сейчас в обществе много говорят о том, что необходимо внимательнее подходить к приговорам, связанным с лишением свободы. Что не всегда это обоснованно и необходимо. Ваше мнение?

- Это очень серьезный вопрос и, надеюсь, на предстоящем съезде мы его тоже обсудим. Для меня и многих моих коллег очевидно: гуманизация уголовного законодательства нужна.

Второе, Верховный Суд России сегодня готов предложить свои критерии понятия «уголовный проступок», за который человек будет наказан, но не понесет уголовной ответственности.

Надо создать в России единый Гражданско-процессуальный Кодекс для арбитражных судов и судов общей юрисдикции, разработать оптимальные сроки рассмотрения судебных дел. Необходимо заняться созданием институтов досудебного и внесудебного урегулирования споров.

В места лишения свободы сегодня у нас попадают многие, кто мог бы понести наказание, не связанное с этим. В исправительных учреждениях работает лишь 35-40 процентов осужденных, для остальной работы нет. И, тем не менее, при этом не очень активно используется система условно-досрочного освобождения для тех, кто этого уже вполне заслуживает. Систему УДО надо расширять, привлекать к рассмотрению условно-досрочного освобождения общественность, чтобы этот процесс был действительно объективным.

Эти вопросы относятся к повышению качества правосудия и авторитета судебной власти. И они очень важны.

- Но, если говорить об авторитете правосудия, то надо говорить и об авторитете конкретно каждого судьи, о его профессиональных качествах…

- Вы правы. Именно поэтому у нас сейчас созданы и работают комиссии по противодействию коррупции. Тщательнейшим образом проверяются сведения о доходах, расходах и имуществе судей. Ужесточен порядок сдачи экзаменов на должность судьи, повышены требования к кандидатам. Все это есть.

Текучка до четырехсот процентов!

- Анатолий Владимирович, для того, чтобы судебная система работала без сбоев и стабильно, необходимо, как мне кажется, очень многое. Это очень сложный организм. А живем мы сейчас все в непростых условиях, везде проблемы. А какие проблемы у судов?

- Да, проблем у нас, как и везде много. И мы на съезде еще раз их поднимем и будем о них говорить.

Один из самых острых вопросов – это материальное обеспечение сотрудников аппаратов судов. При всей той ответственности, что несут эти люди, при ежегодно увеличивающейся нагрузке уровень оплаты их труда остается очень низким. В этих условиях в российских городах текучка среди сотрудников аппаратов судов от ста пятидесяти до четырехсот процентов в год! А ведь мы не можем на эти должности брать первых попавшихся, как вы понимаете.

- Если не секрет, сколько средняя зарплата у работников аппаратов у нас в Карелии?

Могу сказать, что в Санкт-Петербурге, например, заработная плата составляет, в среднем, пятнадцать – семнадцать тысяч рублей. В Петрозаводске, с учетом северных надбавок от двадцати до двадцати пяти тысяч. А нагрузка, повторяю, растет.

В системе мировых судей ситуация еще более сложная.

У нас в Карелии тридцать восемь участков мировых судей. И самая большая проблема здесь – недофинансирование. Доходит до того, что в районах республики у нас, где с работой неважно, даже там сложно найти сотрудника аппарата на участок мировых судей. Там человек вообще около десяти тысяч в месяц получает и мировой судья –были такие случаи – из своей зарплаты помощнику доплачивает, лишь бы тот не уволился!

Дело в том, что все сотрудники аппаратов мировых судей, в отличие от своих коллег из других судов, получают зарплату из совсем небогатого карельского бюджета. Они считаются государственными служащими регионального уровня, но не получают столько, сколько сотрудники республиканских ведомств. Финансирование их идет по остаточному принципу. Мы говорили об этом с представителями Правительства Карелии, но вопрос пока не решен. Его можно решить, на мой взгляд, если передать финансирование участков мировых судей на федеральный уровень. Тогда такой текучки не будет.

И статус самого мирового судьи должен быть более четким, более совершенным. И надо решить, как обеспечить судей жильем, социальными гарантиями. Об этом, вероятно, тоже пойдет разговор на съезде.

- Что еще волнует?

- Естественно, в первую очередь финансирование.

Деньги нужны на реконструкцию, строительство, приобретение зданий судов. Не секрет, что нам не хватает площадей, особенно с учетом введения института присяжных заседателей в городских и районных судах. Проблему надо решать, но на это нужны средства.

Информатизация судебной системы, внедрение новых электронных технологий, переход в будущем на «электронное правосудие», чтобы людям было удобно взаимодействовать с судами. Это веление времени, но на это тоже необходимо соответствующее финансирование.

Отдельный разговор – охрана судов. Ранее наши здания охраняла Служба судебных приставов. Сейчас приставы занимаются лишь поддержанием порядка во время судебных заседаний. На охрану самих судов мы вынуждены заключать договоры со сторонними организациями. Убежден, что необходимо судебной власти иметь собственную ведомственную охрану. Это значительно повысило бы уровень безопасности и зданий судов и всех тех, кто там находится – судей, работников аппаратов, граждан.

Еще одна проблема у нас есть, и проблема острейшая. Хранение судебных дел и материалов. В настоящее время архивные материалы хранятся в помещении судов, где недостаточно места и условия, мягко говоря, далеки от идеальных. А ведь у нас есть материалы, которые должны храниться вечно! Поэтому надо думать о создании региональных архивов судов со своей системой, персоналом и условиями хранения. Было бы замечательно, если об этом задумаются на федеральном уровне и внесут соответствующие поправки в российский Закон «Об архивном деле». Но и на создание таких архивов тоже деньги нужны.

- Скажите, а каков критерий эффективности работы судебной системы?

- Можно сказать так: чем стабильнее судебные решения, тем эффективнее работает суд. То есть, если судебные решения не отменяются в вышестоящих судах, то это хорошо, это и есть стабильность.

- И каков этот показатель у нас в Карелии?

- Хороший показатель. Восемьдесят пять процентов судебных решений, вынесенных в Карелии, не отменяются и не изменяются. За последние два года судебные решения, вынесенные Верховным Судом Республики Карелия по первой инстанции, Верховным Судом Российской Федерации не отменялись.

- Слышал, что заслуги многих судей отмечены не только на республиканском, но и на государственном уровне…

В карельских судах более двадцати человек удостоены почетного звания «Заслуженный юрист Республики Карелия». В сентябре нынешнего года Указом Президента РФ судья Верховного Суда Карелии Зинаида Евгеньевна Стракатова была награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством». Заместитель председателя ВС РК, Елена Степановна Рочева является Заслуженным юристом Российской Федерации и Почетным работником судебной системы России.

В карельских судах трудится семь судей и работников аппарата, имеющих ученое звание кандидата юридических наук, что, безусловно, тоже повышает качество судопроизводства.

- Анатолий Владимирович, последний вопрос. В наших судах, как и в судах других регионов России, периодически рассматриваются, так называемые, «резонансные дела», к которым приковано внимание общественности, о которых пишут журналисты, которые обсуждают. Мне кажется, что для судьи, что ведет подобный процесс, все это создает дополнительные трудности… нервирует судью, что ли. Скажите, трудно рассматривать дела вокруг которых создается такое напряжение?

- «Резонансное» или «нерезонансное» дело рассматривает судья, на нем всегда лежит огромная ответственность за принятие решения. В этом отношении все дела равны абсолютно. Правосудие должно быть профессиональным, справедливым и понятным людям – это главное.

"