Posted 25 октября 2016,, 13:24

Published 25 октября 2016,, 13:24

Modified 12 ноября 2022,, 08:12

Updated 12 ноября 2022,, 08:12

Рубить или не рубить: почему бабушки в Сунском бору бросаются под лесовозы?

25 октября 2016, 13:24
Рубить или не рубить: почему бабушки в Сунском бору бросаются под лесовозы?

Вот уже несколько месяцев инвесторы в Сунском бору пытаются начать разрабатывать песчаный карьер, а местные жители стоят насмерть.

В морозное октябрьское утро в Сунском бору директор предприятия «Сатурн Нордстрой» Игорь Федотов собрал журналистов различных СМИ Петрозаводска. Он намерен разрабатывать здесь карьер по добыче песка и гравийной смеси, но жители деревни Суна против.

В последние несколько месяцев в интернете развернулись массовые обсуждения ситуации, сложившейся вокруг Сунского бора. Общественность поделилась на тех, кто «за» и «против» разработки карьера. Но разобравшиеся во всех нюансах люди очень грамотно комментируют проблему. Вот выдержка из комментария заместителя премьер-министра правительства Карелии Юрия Савельева, долгое время бывшего критиком действий исполнительной власти:

«Понимаю жителей и инвестора. Проблему нужно решать с учётом интересов и тех и других, а не делать из этого политическое шоу и историю героического противостояния. Вообще Карелия и её жители уникальны. С одной стороны, говорим, что ничего не делается в привлечении инвестиций, с другой героически боремся с инвесторами. Примеров тому много – АЭС, строительство Морской ГЭС и т.д».

Действительно, казалось бы – благое дело. Песчаный карьер – это и рабочие места, немного, но всё же, и добыча песка, себестоимость которого уменьшается в разы из-за близости доставки, и всяческие блага для жителей, ведь всем известно, есть производство - посёлок живет. Но жители близлежащего посёлка стоят на своем.

Игорь Александрович, чего хотят жители посёлка Суна?

Наверное, хотят, чтобы я ушел, считают нас захватчиками леса. Только, что я захватил я так и не понимаю. Налоги платим, то что срубим восстановим. Я все условия выполнил, вся документация получена, есть даже два решения Верховного суда Карелии.

Как жители Суны аргументируют своё поведение, почему так рьяно отстаивают эту территорию?

Один из аргументов - это вырубка уникального соснового бора, но деревья-то уже будем говорить – переспелые. Ещё 5-10 лет и бор начнёт гнить. Мы, наоборот, делаем благо дело – восстановим лес, высадим сосны. К тому же мы идём на уступки, если первоначально территория карьера предполагала 34 га, то сейчас мы сократили её до 10 га.

А ведь здесь ещё найдены растения, занесённые в красную книгу, стоянки древних людей. Это тоже заставляет людей отстаивать территорию.

По сохранению краснокнижных видов, в частности лишайника Лобарии Легочной, мы специально с помощью ученых из Санкт-Петербурга разработали проект по изучению влияния разработки карьера на этот вид растения. Мне и самому как горнопромышленнику это интересно. Этого до нас вообще никто не делал.

Стоянки древних людей из территории разработки исключены. А ту стоянку, которая находится непосредственно на территории карьера будут изучать студенты ПетрГУ. У нас заключён договор с университетом на то, что только после того как исследование завершится и результаты сдадут Министерству культуры на этой зоне продолжатся наши работы.

Чтобы слова инвестора не выглядели голословно мы попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию Льва Шустова, бывшего Министра природных ресурсов Республики Карелия: «Как правило, в таких борах деревья переспелые, их обычно не трогают, но очень хорошо, что складываются условия, предполагающие рекреационные работы, тогда и лесовосстановление пойдёт быстрее. Что касается лишайников, то они не только в этом бору существуют, они по всей территории Карелии и от уничтожения данного растения именно на этом участке никто не пострадает. Здесь единственная проблема для жителей посёлка, что эта часть леса выходит из грибного и ягодного оборота. Но тут нужно понимание, что мы не можем оставить дорогу без песка, за 100 тысяч километров песок не повезут, он будет золотой».

Кроме решённых экологических и этических вопросов у инвесторов на руках имеются все полученные разрешения, есть даже два решения Верховного суда Карелии. Но жители Суны стоят на своём. Они активно выступают против разработки карьера – кидаются под колёса, дежурят на территории в палатках, настраивают против остальных жителей посёлка.

Игорь Александрович, то есть, сейчас работы по разработке не ведутся?

7-го октября мы приступили к валке леса и на территории работ появились местные жители. Это довольно опасная работа, а когда под комплекс оператору лезет бабушка… Нам здесь жертвы не нужны, поэтому мы приостановили работы до тех пор, пока отношения не будут выяснены, и мы не придём к компромиссному решению проблемы.

Чтобы пойти навстречу местным жителям строите социальные объекты?

Мы стараемся помогать администрации по возможности. Дали 10 тысяч рублей на стадион, помогаем детям, мы вообще помогли уже многим районам, к примеру, Пряжинскому на той неделе оказали помощь в открытии этнокультурного центра. Но средств для помощи было бы больше, если бы мы уже работали. Тут ведь проблемы и со светом, и с мусорными бачками, с дорогами. Проедьте по Суне, там ведь нет дорог. А получается мы сейчас тратим энергию не на то, что нужно.

Как вы видите решение проблемы?

Договариваться. Уже был организован круглый стол на площадке министерства по природопользованию и экологии. 26 октября состоится ещё один. Будем встречаться, пока не договоримся. Я считаю, нужно начать слышать друг друга.

"