Posted 21 апреля 2016,, 11:43

Published 21 апреля 2016,, 11:43

Modified 12 ноября 2022,, 08:23

Updated 12 ноября 2022,, 08:23

Первое эксклюзивное интервью нового мэра Петрозаводска

21 апреля 2016, 11:43
Первое эксклюзивное интервью нового мэра Петрозаводска
Сюжет
Статьи

Накануне Ирина Мирошник официально стала новым мэром Петрозаводска. За день до этого депутаты Петрозаводского совета практически единогласно отдали свои голоса за кандидатуру Ирины Юрьевны. Только трое членов Петросовета проголосовали против всех кандидатов. Несмотря на то, что многие считали результаты голосования предрешенными, в мэрии поговаривают, что победа Мирошник для них не была столь очевидна. Опасались и большого процента голосов "против всех". Не случилось.

В день вручения Ирине Мирошник удостоверения главы Петрозаводского городского округа "КарелИнформ" поговорил с новым градоначальником.

Вы уже почувствовали себя полноценной хозяйкой в городе?

- Я уже много об этом говорила, что эффекта неожиданности от результатов вчерашнего голосования не было. Это связано с тем, что я уже 3,5 месяца исполняю обязанности мэра Петрозаводска. Шок был тогда, 29 декабря 2015-го года, когда депутаты доверили мне эту должность. Да, вчера факт моего утверждения состоялся, но кардинально это ничего не изменило ни в моих ощущениях, ни в режиме работы.

Как раз в декабре были разговоры, что Вы не очень хотели занимать должность ВРИО. Да и в процесс конкурсного отбора вступили после долгих размышлений. Что, в итоге, повлияло на Ваш выбор?

- Действительно, принять это решение было очень сложно, ведь я осознавала ту огромную ответственность, которая ляжет на меня. Кроме того, я понимала, что необходимо будет оправдывать ожидания, которые есть у жителей Петрозаводска. Все это заставляло крепко задуматься. Но я в этом городе родилась, живу здесь, работаю – эти факторы подвигли меня к участию в конкурсе на пост главы.

Вы с кем-то советовались?

- - Естественно, я советовалась с руководителями республики и горсовета. На мой взгляд, в непростых социально-экономических условиях, рассчитывать на положительный эффект от работы по изменению ситуации в городе можно только в рамках такого тройственного союза с республиканскими властями и Петросоветом. Порядка десяти лет между городом и республикой тянулись распри, были сложные отношения с Петрозаводским городским советом. За эти три месяца, что я руковожу карельской столицей, у всех была возможность увидеть, что при объединении всех трех ресурсов становится легче в плане реализации программ. Это понимание, кстати, тоже придало мне сил, чтобы подать документы на конкурс. Уже сейчас нам выделили кредит на ремонт дорог, причем это не последний совместный проект в плане помощи бюджету Петрозаводска.

Поэтому, да, я советовалась. Только на условиях поддержки горсовета и властей Карелии можно было согласиться на эту должность.

То есть Вам гарантировали дальнейшую поддержку?

- Я думаю, им было несложно дать такие гарантии, потому что в данной ситуации все стороны в этом заинтересованы. Жители уже устали от политических баталий, конфронтации. Стабилизация политического фона однозначно важна, чтобы все могли заниматься своими непосредственными делами.

Какую из проблем городского хозяйства Вы бы выделили как самую острую и трудно решаемую?

- То, что видно жителям города, то и мне доставляет больше всего переживаний. Это ремонт дорог и содержание города в части благоустройства. Это и уборка улиц, и организация зон отдыха. Проблемы накапливались годами в силу объективных обстоятельств, в том числе снижения финансирования. В Петрозаводске много таких сложных зон, а бюджет, к сожалению, ограничен. Мы пытаемся максимально эффективно в этом смысле тратить имеющиеся средства.

Вчера во время своей предвыборной речи Вы заявили, что отремонтируете ливневую канализацию. Эту проблему не могли решить многие Ваши предшественники. Как будете справляться, и откуда появятся средства на ремонт?

- Проблема сетей ливневой канализации в городе, действительно, очень острая. Помимо того, что она доставляет неудобства горожанам в виде подтоплений большей части придомовых территорий, страдает еще и экологическая составляющая. Отсутствие обслуживания «ливневки» в полном объеме приводит к загрязнению Онежского озера, из которого происходит водозабор. Цена вопроса давно всем известна – на реконструкцию нужно порядка 7 миллиардов рублей.

Здесь я бы разделила проблему. Если мы говорим о реконструкции, то она бы, конечно, полностью решила проблему. Но таких средств в бюджете города нет - он составляет всего около 4,5 миллиардов рублей. Поэтому мы обращаемся к инвесторам. Например, к компании NEFCO, которая помогла нам отремонтировать водоочистные сооружения, а теперь занимается реконструкцией очистных сооружений канализации. Мы планируем обратиться к ним еще и по проблеме ливневых сетей.

Понятно, что это не ближайшие перспективы. Поэтому, чтобы поправить ситуацию сейчас мы изменим практику, которая сложилась в последние годы. Я имею в виду обслуживание сетей сторонней организацией. На деле выходило так, что из 300 с лишним километров сети в контракте было всего 83 километра. Подрядчик мог формально действовать в этих рамках, из-за чего возникали сложности.

Сейчас мы приобретаем специальную технику для муниципального учреждения ЦРСУ, у которого в штате есть необходимые специалисты. До конца мая заканчивается контракт с «Гидросервисом», и мы поручаем сети муниципальному учреждению ЦРСУ. Понятно, что такой большой объем хозяйства в неисправном состоянии останется проблемой даже при самом грамотном менеджменте. Но, по крайней мере, в случае внештатных ситуаций, со своего учреждения мы сможем быстрее потребовать результата, чем от подрядной организации, к которой приходится "идти на поклон".

Чем больше Вы даете объяснений по проблемам на еженедельных планерках, тем чаще звучат сетования на недостатки в действующих контрактах и договорах. Планируется ли полная ревизия документов?

- Вы правильно отметили, что есть организационная составляющая, которая не дает нам решать те или иные проблемы. Не все упирается в деньги. Первый урок мы получили 13 января во время снегопада. Тогда уже мы обозначили те позиции, которые нужно будет учесть в контракте на следующий год. К сожалению, уборку города в следующем году мы не сможем поручить муниципальному предприятию, как это происходит в Москве и в Санкт-Петербурге. Дело в том, что на приобретение техники для наших предприятий потребуется гораздо больше стартовых средств. Даже одномоментный наем в лизинг не под силу нашему бюджету. Уже в этом году нам придется выходить на новый контракт с возможностью оплаты в следующем году [контракт на уборку дорог с компанией «ТехРент» заканчивается 30 июня 2016].

Если мы остаемся в рамках контрактов, то будем корректировать их условия. Например, сейчас у нас уборкой скверов, парков и газонов занимаются две организации, «ТехРент» убирает улично-дорожную сеть. Зачастую происходят ситуации, когда одни высыпают смет на проезжую часть, а другие закидывают на газоны. Выход очевиден: нужно поручить прилегающие территории к дорогам одной организации. Мы предусмотрим и возможность использования современных видов уборки. Сейчас нам удалось прийти к пониманию с «ТехРентом», чтобы они привезли на весеннюю уборку пылесосы.

В целом же мы инвентаризируем контракты во всех сферах: в экономике, в образовании. Самый яркий пример – это энергосервисный контракт. «Балтэнергоэффект» уже получил от нас ряд претензий. Дальше мы пойдем в судебные инстанции, чтобы добиться уровня уличной освещенности, соответствующей ГОСТам.

Вы уже думали о новом конкурсе на уборку города?

- Да, мы хотим привлечь серьезные организации, которые владеют техникой в достаточном количестве, и всерьез подумываем о том, чтобы это был трехлетний контракт. Надеемся, это увеличит заинтересованность компаний и заставит их относиться к своему делу более добросовестно.

В январе Вы отменили еженедельные видеоотчеты главы, перенаправив заложенные деньги на Международный фестиваль «Гиперборея». Сейчас не появилось желания возобновить «прямое» общение с горожанами в каком-то похожем формате?

- В моей позиции в плане видеоотчетов ничего не поменялось. Я сомневаюсь в их эффективности по сей день.

А Вы смотрели видеоотчеты Галины Ширшиной?

- Я смотрела их, но с профессиональной точки зрения, так как работала в горсовете. Уже тогда у меня возникали мысли, что 10-минутный ролик – это слишком много. Мы привыкли к компактным форматам информации. Кроме того, я понимала, что в видеоотчетах дублируются новости, которые уже были на сайте администрации. И сегодня пресс-центр оперативно и в удобном форме размещает информацию. Думаю, что визуально людям проще воспринимать ее. Так что мы остановимся на этом варианте.

Кроме того, я продолжу проводить городские планерки. Уже понятно, что все озвученное на совещании разлетается по СМИ, причем в разных ракурсах. Я считаю, что это нормальное освещение деятельности главы и большего не требуется.

А что насчет социальных сетей? Некоторые градоначальники - активные пользователи Твиттера, инстаграма…

- В силу своего образования (а я была связана с информатизацией непосредственным образом почти 20 лет) у меня сложилось прагматичное отношение к сетям. Я не склонна в угоду моде пользоваться каким-то ресурсом. Знаете, когда презентацию в PowerPoint пытаются вставить все эффекты одновременно – раз они есть, надо их использовать. Если я на каком-то этапе увижу, что социальные сети в качестве канала связи мне нужны, то я зарегистрируюсь, и буду вести странички, блоги. Пока целесообразности в этом нет.

Определились ли Вы с командой? Часть людей из прошлой администрации ушли по собственному желанию. Продолжите ли Вы сотрудничество с Еленой Логиновой и Риммой Ермоленко, которые остались работать с Вами?

- Глобально команда администрации после моего назначения не изменится. Сейчас вакантными остаются должности первого заместителя, руководителей комитетов ЖКХ и экономики и муниципального имущества, аппарата администрации. Назначения произойдут на следующей неделе.

Но Вы уже знаете, кто это будет?

- Да, знаю. По поводу специалистов, которые ушли в этом году из администрации, хочу добавить, что никто не ставил задачи привести свою команду. Есть такой нюанс: я работала в командах бывших градоначальников Виктора Маслякова, Николая Левина. Я знаю многих специалистов из администрации, поэтому и вхождение для меня было достаточно комфортным. Вы вспомнили про Логинову. Это специалист высочайшего класса в области не только финансов, но, в силу многолетнего опыта работы в администрации, она знает и смежные области. Я очень рассчитываю, что она согласится продолжить работать со мной.

Вы упомянули, что будете уделять особое внимание благоустройству города, в том числе организации зеленых зон. Не могу не спросить про Ваше отношение к общественным слушаниям по вопросу застройки в районе Левашовского бульвара.

- Ситуация сложная. С одной стороны, найдутся поборники как точки зрения застройщика, так и защитников бульвара. Все будет решать действующий регламент. Вопрос был вынесен на общественные слушания, граждане проявили большую активность. Голоса распределились в сторону строительной компании. Значит, с позиций той активной части Петрозаводска, которая пришла на слушания, это правильное решение.

Но принимать окончательное решение Вам…

- Да, решение общественных слушаний имеет рекомендательный характер. Я не могу сказать, что для меня это ничего не значит, что я проигнорирую мнение большинства. Принимать решение я буду с учетом этого фактора. Если оно будет противоположным, то мне придется это аргументировать. Но я пока не готова высказать свою позицию по этому вопросу.

В СМИ прошла информация, что кто-то из участников общественных слушаний признался, что пришел проголосовать за деньги. Вы читали об этом?

- Я не смогу сказать конкретно об этих слушаниях, какая часть людей пришла за деньги. Бывает, что такие методы применяют. Администрация в свое время вносила предложение зажать участников слушаний в рамки: сделать обязательной регистрацию по паспорту за день до, требовать появляться раньше на два часа. Но это тоже не выход из ситуации.

Ирина Юрьева, как Ваша семья восприняла Ваше решение стать мэром Петрозаводска? Изменился ли Ваш режим дня?

- Не могу сказать, что родные восприняли это с радостью, но меня поддерживают в этот непростой период. Да, у меня изменился режим дня, но я считаю нескромным говорить о своей жизни в таких подробностях. Меня в январе уже просили в одной из передач рассказать, во сколько я встаю, что ем на завтрак… Я себе в этой передаче не очень понравилась.

Но время на дом остается?

- У меня уже взрослые дети, поэтому в этом смысле я более свободный человек. Конечно, первые месяцы было очень тяжело. Сейчас уже день организован более эффективно.

А выходные у Вас бывают? Что Вы любите делать для себя в свободное время?

- Выходные бывают, как и у всех жителей нашей страны. Суббота, правда, обычно рабочая: на нее выпадают мероприятия или я прихожу работать с документами, которые остались по итогам недели. В воскресенье же я большую часть дня отдыхаю. Это тоже нужно, иначе не будешь восстанавливаться, и эффективность работы на неделе снизится. Что люблю делать? Точно не смотрю телевизор, причем уже давно. Информацию получаю в основном из электронных источников. Люблю читать. Мне нравятся мемуары представителей различных эпох. Например, воспоминания о Серебряном веке, когда люди сами давали оценку реалий того времени. А вот интерпретации не люблю. Они искажают суть.

"