Posted 28 января 2016,, 11:54

Published 28 января 2016,, 11:54

Modified 12 ноября 2022,, 08:28

Updated 12 ноября 2022,, 08:28

С бутербродами, кострами и палатками

28 января 2016, 11:54
С бутербродами, кострами и палатками
Сюжет
Статьи

Ажиотаж вокруг записи детей в первые классы школ в Петрозаводске – проблема комплексная. И, похоже, решить ее только каким-то одним способом – например, введением электронной очереди – не удастся.

Об этом шла речь на совещании, которое состоялось вчера в Законодательном собрании Карелии. В нем приняли участие депутаты, представители городской администрации и республиканских органов власти, прокуратуры.

Сразу после нового года родители будущих первоклашек вновь столкнулись с проблемой устройства детей в школы. Точнее, не устройством в первый класс вообще: место в школе будет обеспечено каждому ребенку, как того требует закон. Весь вопрос в том, в какой именно школе. Как известно, в столице Карелии есть ряд образовательных учреждений, которые имеют репутацию особенно престижных, востребованных или популярных. И это далеко не только лицеи или гимназии с углубленным изучением тех или иных предметов, но и так называемые «обычные» школы. В частности, как выяснилось на совещании, количество желающих отдать своих детей в школу № 46 уже сейчас вдвое превышает возможности этого образовательного учреждения.

Мамы и папы нередко готовы ежедневно возить первоклашку чуть ли не с другого конца города, лишь бы он учился в той школе, которую они для него выбрали. А семьи, которые живут рядом с такой популярной школой, тоже впадают в панику, опасаясь, что их ребенку места в образовательном учреждении не достанется. И уже его тогда придется возить на учебу за тридевять земель. В итоге – нервы, слезы, очереди… Мамы и папы, дедушки и бабушки сами составляют списки, дежурят возле облюбованных школ даже ночами, «с бутербродами, кострами и палатками», как выразились участники совещания.

Председатель городского комитета социального развития Римма Ермоленко призналась, что в администрации Петрозаводска в этом году рассчитывали на электронную запись детей в первые классы. Но тестирование выявило массовые «зависания» системы. В этой ситуации было принято решение – записывать детей в школы в порядке «живой» очереди. Потому что иначе нервотрепки для родителей было бы еще больше. Мамы и папы безуспешно жали бы кнопки на экране компьютера, чертыхались, возмущались и все равно потом бежали бы в школы, боясь не успеть подать заявление. Но почему так получилось, что при тестировании система себя не оправдала? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, участникам совещания пришлось проанализировать ситуацию с записью в первые классы в школ в целом.

Школ не хватает

Итак, как сейчас обстоят дела? По словам Риммы Ермоленко, демографическая ситуация в Петрозаводске меняется. За три года количество выпускников дошкольных учреждений в городе увеличилось на 2 тысячи 600 человек. При этом горадминистрации, конечно, известно, сколько детей воспитываются в подготовительных группах петрозаводских детсадов и придут, соответственно, в ближайшее время в первые классы. Но как быть, если ребенок ходит в дошкольное учреждение не в Петрозаводске? Как отметила Римма Ермоленко, карельская столица становится все привлекательнее для мигрантов, сюда нередко приезжают работать и жить из других районов республики (обычная ситуация для большинства региональных центров). И, разумеется, такие семьи тоже ведут своих детей в петрозаводские школы.

- Кроме дошкольников – в этом году у нас на 254 ребенка больше при подсчете подготовительных групп – мы понимаем, что может быть еще на 150-200 детей при поступлении в начале нового учебного года. В прошлом году мы приняли в первые классы 3 тыс 50 человек, в этом году ожидается 3 тыс 400 – 3 тыс 500 человек, - рассказала Римма Ермоленко.

Отдельная тема – новые жилые микрорайоны в карельской столице. Они строятся активно, и квартиры там покупают часто как раз молодые семьи. Но возить своих детей в школы им приходится в «старые» районы города. И, конечно, мамы и папы категорически не согласны, чтобы ребенок, скажем, с Древлянки-8 ездил учиться куда-нибудь на Голиковку или Ключевую. Результат – сегодня образовательные учреждения на той же «старой» Древлянке, к примеру, переполнены. Между тем, новые школы в городе не строились уже более двух десятилетий. Самая «молодая» школа, 48-я, появилась в 1993 году… Рассматривается возможность увеличить количество школ, работающих в две смены. Что же касается увеличения наполняемости классов, тут дело сложнее. Нормы, по которым в классе могут обучаться не более 25 человек, отменены. Но взамен появились другие: возможное количество учащихся рассчитывается, исходя из норм площади помещений школы. То есть на 1 ученика должно приходиться 2.5 кв. м. в школьном кабинете.

Родители перестраховываются?

Словом, понятно, что существующие школы в любом случае не резиновые, и строить новые образовательные учреждения необходимо. Это с одной стороны. А с другой – сейчас-то что делать, как упорядочить запись в школы? И вообще, можно ли было избежать этого ажиотажа с очередями и дежурством родителей возле образовательных учреждений?

По словам Риммы Ермоленко, она изучала ситуацию в других городах Северо-Запада. В Мурманске, например, в свое время при записи в школы были такие же очереди, но там в итоге пошли по такому пути: закрепить за каждой школой определенный микрорайон. То есть фактически это – система записи в школы согласно прописке (или, если точнее, регистрации места жительства).

В Петрозаводске такая система какое-то время тоже существовала. Но многие родители старались всеми правдами и неправдами ее обойти: доходило до того, что за деньги оформляли, например, фиктивную прописку в нужном микрорайоне. В прошлом году петрозаводская администрация приняла решение, что за каждой школой закрепляется весь городской округ. Родители имеют возможность подать заявление в любую школу города, причем не в одну. Как было заявлено на совещании, семьи перестраховываются и записывают своего ребенка сразу в три-четыре образовательных учреждения.

«Малышкины школы»: гарантии никто не даст

Еще одна проблема – так называемые «малышкины школы». Услуга эта, как известно, платная. И образовательные учреждения практически повсеместно набирают на подготовительные занятия гораздо больше детей, чем могут по факту принять в первые классы. На совещании в карельском парламенте приводился типичный пример – одна из школ набрала 125 дошкольников, но на места в первых классах именно этого образовательного учреждения могут рассчитывать только 75 детей.

А остальные, за которых родители платили немаленькие, в общем-то, деньги в «малышкиной школе»? Как утверждает Римма Ермоленко, в договорах с родителями оговаривается, что обучение на подготовительных занятиях не гарантирует, что ребенку достанется место именно в этой школе.

Возможно, но как происходит в реальности? Родителей вполне могут убедить, что эта строчка в договоре – формальность. И место в первом классе их ребенку после «малышкиной школы» будет гарантировано. Но даже если мамы и папы понимают, что это не так, то все равно стремятся отдать своего ребенка именно в то образовательное учреждение, куда он ходил на подготовительные занятия. И уже познакомился с учителями, обстановкой и т.д.

Разумеется, ажиотаж вокруг записи в школы это разжигает еще больше. А еще есть льготники – категории граждан, чьих детей должны по идее принимать в первые классы в первоочередном порядке… В итоге в некоторых школах к началу записи – уже чуть ли не по три списка: детей, ходивших на подготовительные занятия, детей-льготников и просто детей, чьи родители мечтают именно об этом образовательном учреждении… Директора школ всерьез опасаются, что дойдет до драк между родителями.

Электронная запись – не панацея?

И в этой ситуации та же электронная очередь, как выясняется, совсем не панацея. Потому что работает все тот же принцип: родители точно так же перестраховываются, записывая детей сразу в несколько школ. Причем, если в «живой очереди» в одной школе может дежурить, например, мама, в другой – папа, в третьей – бабушка, то к процессу электронной записи можно не только всю семью, вплоть до братьев и сестер подключить, но и друзей, и знакомых, говорит председатель Госкомитета Карелии по развитию информационно-коммуникационных технологий Дмитрий Никифоров.

Собственно, в прошлом году, когда в проекте по введению электронной записи участвовали несколько пилотных школ города, эта проблема уже дала о себе знать. Некоторых детей семьи записывали в семь (!) школ одновременно. Тестирование системы в масштабах всего города ее попросту обрушило. По словам Дмитрия Никифорова, на портал поступало одномоментно 6-7 тысяч запросов. При том, что будущих первоклассников в Петрозаводске, как уже говорилось, в два раза меньше. На такую нагрузку, конечно, портал рассчитан не был.

«Но неужели нельзя было этого предвидеть?» - возмущаются сегодня родители. И действительно, разве городская администрация еще в прошлом году не могла со своей стороны тоже подстраховаться, заранее проработать запасной вариант и нормально организовать «живую» запись в школы? Об этом, в частности, говорила вице-спикер Заксобрания Ирина Петеляева: о том, что готовиться к приему первоклашек надо было задолго до нового года и не доводить ситуацию до очередей. Как утверждает другой депутат Заксобрания, директор лицея № 13 Галина Васильева, избежать хаоса при записи в образовательное учреждение реально. Она рассказала, что ее лицей сам организует выдачу номерков родителям на прием заявлений. И даже планирует поставить на школьный сайт счетчик, чтобы мамы и папы в режиме он-лайн отслеживали, как движется очередь. Родителей сразу предупреждают, сколько детей наберет в этом году лицей, остальные же останутся в резерве. Около 80% из резерва в первые классы лицея все равно попадают: кто-то из записавшихся сразу в несколько учебных заведений родителей в итоге выбирает другую школу, и места в списке освобождаются.

Другие не хуже

А первый заместитель министра образования Карелии Татьяна Васильева призвала родителей повнимательнее взглянуть не только на самые популярные школы, но и на образовательные учреждения рядом с домом.

- Я бы очень рекомендовала всем родителям, которые сегодня бьются в очереди в учреждения повышенного статуса, хотя бы просто познакомиться с педагогами тех общеобразовательных школ, которые расположены рядом с их домом. Зачастую родители не знают, что там работают не менее замечательные педагоги, созданы не менее хорошие условия, чем в тех школах, о которых сегодня шла речь, - отметила Татьяна Васильева.

Как отметила в свою очередь Ирина Петеляева, такой мотивационной работой с родителями должно заниматься и само руководство школ. Как бы то ни было, проблему надо решать, чтобы хотя бы родители тех детей, которые пойдут в первые классы в следующем году и позднее, были избавлены от мучений с записью в школы. Может быть, вернуться к привязке каждой школы к конкретному микрорайону, разбивать прием заявлений на этапы – сначала льготники, потом дети по месту жительства, потом дети мигрантов…Все эти варианты надо прорабатывать, считают участники совещания.

Иначе, видимо, и в следующем году повториться все то же самое, что происходит сейчас: родители так же будут дежурить по ночам под школьными дверями, конфликтовать из-за мест в составленных ими же самими списках. И чуть ли не штурмом брать облюбованные учебные заведения.

Ольга Сидоренко

"